В языковом отношении римляне принадлежали к латинянам, язык которых, входивший в группу индоевропейских языков, следовательно, был родственным греческому, кельтскому и германскому языкам. В древнейшие времена многие племена пришли на итальянский полуостров из северных районов - это, вероятнее всего, произошло в последний пери-
од второго тысячелетия до н. э. Так же, как и в Греции, народы, жившие на итальянском полуострове к моменту вторжения на их территорию переселенцев с севера, видимо, уже имели свои города-государства с политической формой организации своих общественных структур. Этому способствовали и сами географические условия, которые во многом были схожими с географическими условиями Греции. В древнейший период население Рима, по-видимому, составляло максимум 10-12 тыс. человек. Еще в начале V в. до н. э., когда Рим уже начал играть значительную роль в политической жизни центральной Италии, его территория, по приблизительным подчетам, составляла не более 1,5 тыс. км*.
|
|
В более поздний период социальное, правовое и культурное развитие римских городов и самого Рима испытало на себе значительное влияние двух культур: этрусской и греческой. По всей видимости, царствовавшая в Италии в период с VII по VI вв. до н. э. династия (речь в данном случае идет об этруссках), сыграла важнейшую роль как в качестве примера для подражания, так и в качестве промежуточного звена в области влияния греческой культуры вообще, а в такой области, как религиозная политика (а возможно, даже и в области права) в особенности. О последнем мы, к сожалению, мало что знаем, так как этрусские источники нам почти совершенно неизвестны. Решающее влияние этрусской культуры на римскую государственность впервые проявилось лишь после того, как римляне завоевали весь восточный район Средиземного моря и полностью подчинили себе все эллинистические государства. В последующие периоды римляне подпали под такое мощное влияние эллинов, их идеологии, высокоразвитой культуры и институтов, что Римская империя более позднего периода по своему характеру стала являть собой совершеннейший образец универсального эллинистического государства, а в еще более поздний период существования Римской республики все образованные слои общества в подавляющем большинстве своем стали говорить не иначе как на греческом языке. Когда знаменитый римский полководец и будущий император Гай Юлий Цезарь перешел речку Рубикон с тем, чтобы силой взять власть в Риме в свои руки, он сказал: "Jacta alea est!" ("Жребий брошен!"), и он сказал это по-гречески.
Первоначально город-государство Рим на протяжении нескольких столетий продолжал, однако, оставаться городом, жители которого в основном представляли собой крестьянскую общину. В ней целиком и полностью распоряжалась относительно небольшая кучка богатых и преуспевающих семейных кланов землевладельцев (патрициев), имевших в собственности огромные земельные угодья и считавшихся основной ударной силой римской армии, а в военное время служивших в императорской дворянской кавалерии, тогда как огромные массы римского народа - плебеи - были отделены
|
|
от богатых патриииев глубочайшей социальной пропастью. На протяжении долгих и долгих лет браки между патрициями и плебеями были строжайше запрещены. Плебеи не имели права находиться на государственной службе. Плебеи, наконец, не могли стать священниками.
Дворянская кавалерия с военной точки зрения являла собой малоэффективный род войск. Стремян в ту далекую эпоху еще не изобрели, а сама кавалерия в силу того, что она тогда была еще очень далека от совершенства, как правило, не могла одерживать победы над хорошо обученной для ведения боевых действий пехотой с ее хорошо организованной военной структурой. Однако уже к концу VI в. до н. э. римляне успели перенять основные тактические приемы ведения боевых действий в конном строю, которые успешно применяли кавалеристы греческих городов-государств, а именно: методы проведения кавалерийских атак небольшими фалангами - плотными сомкнутыми порядками. Римляне, кроме того, переняли у греков также и предметы боевого снаряжения всадников, как-то: щиты, короткие копья, дротики, укороченные мечи. Таким образом, проведя соответствующую реорганизацию внутри своей армии, римляне создали весьма надежную тактику ведения боя в конном строю, которая успешно и неоднократно выдерживала все боевые испытания и в этот период представляла собой высшую ступень военного искусства римлян, просуществовавшего вплоть до вторжения на их земли македонских фаланг, всадники которых были вооружены длинными копьями. Плебеи в ту эпоху непрерывных войн были просто необходимы римскому государству. Если не принимать в расчет участие плебеев в кавалерии патрициев в качестве солдат обоза, то в пехоте они составляли основную боевую силу римской армии, которая с годами постепенно накапливала такие характерные для простолюдинов и необходимые в военной обстановке черты, как хитрость, находчивость, смекалку, проявлявшиеся в самых невероятных и хитроумных тактических маневрах, строительстве фортификационных сооружений и т. д. на протяжении многих столетий, что в конечном счете и сделало римские легионы почти непобедимыми в любом бою. Кроме того, само социальное и правовое положение плебеев со временем улучшилось, в результате чего определенная часть плебейских семей становилась более зажиточной и даже могла приобрести, пусть и небольшой, но собственный земельйый надел, становясь землевладельцами (equites -всадниками). Кроме того, плебеи начали обретать и некоторую долю политической власти наряду с представителями древних дворянских сословий. Однако те правовые реформы, которые обеспечили некоторое улучшение социального и правового положения плебеев, затронули лишь тонкий, поверхностный слой уже успевших глубоко внедриться в римское общество внутренних социальных противоречий. В основе же
своей Рим по-прежнему оставался под властью аристократической господствующей верхушки.
Правовая организация римлян, равно как и правовая организация греческих племен, основывалась на базе трех важнейших институтов родового общества: королевской власти, совете старейшин (в Риме он назывался Сенатом) и народном собрании. На ранней стадии развития города-государства эти три института были преобразованы в республиканскую конституцию, выраженную в виде формулы "Senatus Populusque Romanus" (S.P.Q.R. - Сенат и римский народ). Королевство как таковое в соответствии с римскими традициями было в 510 г. до н. э. упразднено. Вместо него римляне ввели две государственные должности. Лица, назначавшиеся на эти должности, избирались сроком на один год. Управление делами осуществлялось в соответствии с принципом коллегиальности, т. е., другими словами, люди, занимавшие эти должности, могли взаимно блокировать принимаемые друг другом решения путем наложения вето: "я запрещаю", в результате чего то или иное решение утрачивало свою законную силу. Первоначально им присваивался титул претора {praetor - от лат. "prae ire", что означает: находящийся впереди), а спустя некоторое время их стали называть консулами. Должность претора (minor collega consulum - младший коллега консула) в тот период выступала в качестве судебной власти, т. е. претор выполнял функции государственного судьи, однако довольно часто ей придавались и военно-командные функции, и претор в этом случае должен был исполнять обязанности военачальника.
|
|
В рассматриваемый нами период в Риме существовала масса различных государственных должностей, "зарабатывавшихся" чиновниками на выборах. Занятию этих должностей предшествовала острая конкурентная борьба между жаждущими власти политическими соперниками в ходе проведения предвыборных кампаний, очень часто сопровождавшихся ожесточенными схватками между конкурентами. Те, кто стремился сделать себе политическую карьеру, а это был единственный способ добиться выших постов в государственной иерархии, как правило, начинали с того, что выставляли свои кандидатуры сначала на невысокие должности. Мероприятия по организации таких предвыборных кампаний часто обходились политикам в копеечку. Политики того времени из чисто конкурентных соображений обычно подкрепляли такие мероприятия тем, что соблазняли народ специально на его потеху устраиваемыми увеселительными празднествами, проводившимися в те далекие времена под любимым всем народом девизом "хлеба и зрелищ!" В результате этих празднеств их устроители оказывались перед риском залезть в довольно крупные долги, что случалось довольно часто, но...
|
|
По мере дальнейшего расширения границ империи в ходи г- ^следующих завоеваний чужих территорий крупные должностные лица, назначавшиеся на ответственные посты во вновь завоеванных провинциях, т. е. всякого рода местные правители, проконсулы или пропреторы, в этом случае получали возможность в нужный момент оплатить крупные долги, сделанные в ходе предвыборных кампаний наиболее перспективными, с их точки зрения, политиками, благодаря чему за счет такой своеобразной благодарности, а выражаясь более конкретно, за счет элементарного подкупа высших должностных лиц, они сами получали неограниченные возможности для своего личного обогащения. Так начала развиваться коррупция в Римской империи. В эпоху античности к такого рода злоупотреблениям должностных лиц относились с весьма завидным терпением - коррупция в тот период истории гРима была самым заурядным, повседневно встречавшимся явлением. Но случилось гак, что римские проконсулы, столь долго занимавшиеся самым беззастенчивым злоупотреблением властью почти в открытую, наконец-то вызвали справедливое возмущение общественности и как следствие прямое сопротивление на местах.
Когда государство оказывается в крайней опасности, то это, в первую очередь, должно означать, что ему нужен диктатор, обладающий ничем неограниченной самодержавной властью, способный вызволить страну из опасной ситуации. И такой диктатор вскоре был найден... Максимальный срок полномочий был установлен ему в пределах шести месяцев.
Однако при этом было желательно, чтобы диктатор, по возможности был в состоянии выполнить возложенные на него обязанности в самый кратчайший срок. Среди массы легенд, с той или иной степенью достоверности изложенных в них фактов, сыгравших в свое время немаловажную роль в идеологии Римской республики, лишь одна непосредственно относилась именно к такому диктатору. Его звали Шшцин-нат, и по легенде именно он в момент, когда его пригласили в Рим, с тем чтобы он занял там диктаторское кресло, как раз находился в поле и на своих быках вспахивал землю. Но страна его отцов попала в беду. Вопросов у него не было. Успешно справившись с возложенными на него необычными обязанностями, пахарь-диктатор снова вернулся на свое поле к своим быкам, и единственной наградой ему бы^а благодарность его народа - большего ему не требовалось.
Легенда о Цинциннате сыграла значительную роль в истории развития западных стран более позднего периода, примером чему может служить следующий, исторически абсолютно достоверный факт: когда первый президент США Джордж Вашингтон (1732-1799 гг.) вместе со своими офице-
1ести и верности |
458-439 гг. до н. э. - диктатор; даты жизни неизвестны (прим. пер.). По преданиям, Цинциннат был образцом скромности, доблести и ве гражданскому долгу (прим. пер.).
рами после окончания Войны за независимость в Северной Америке (1775-1783 гг.) учредил орден Цинцинната, то этим он подчеркивал, что после спасения отечества все награжденные снова возвращаются к мирному труду.
Римский Сенат состоял преимущественно из бывших высокопоставленных государственных чиновников, которые и представляли собой основное ядро Сената или, другими словами, постоянно действующий орган государственной власти, игравший важнейшую роль в общественной жизни Римской республики и одновременно обеспечивавший гибкое сочетание богатого практического опыта с документированно подкреплявшей его высокой компетентностью в области военной, политической, административной и юридической практики. В административно-чиновничий корпус республиканского Рима входило также некоторое количество государственных чиновников более низкого ранга. Они играли гораздо менее значительную роль в государственной и общественной жизни Рима и в данном случае ими можно пренет бречь и вместо этого коснуться введенной в Сенат в середине V в. до н. э. должности цензора со сроком действия полномочий в течение 18 месяцев. Первейшей обязанностью этого цензора был присмотр за формальным исполнением бывшими государственными чиновниками своих функций в Сенате. Благодаря этому цензоры могли осуществлять своего рода моральный контроль за процессом "рекрутирования" государственных чиновников в структуры Сената, и именно поэтому должность цензора пользовалась большим уважением и авторитетом. Начиная с середины III в. до н. э. появилась практика назначения на должность цензоров бывших консулов, которая со временем стала обычным явлением.
Римская аристократия, занявшая после крушения королевской власти господствующие высоты в государственном управлении Рима, предприняла попытку (за счет использования только что описанной нами выше системы распределения и балансирования государственной власти) одним приемом добиться установления хорошо функционирующего государственного механизма, с одной стороны, и обеспечения гарантии против возможного возрождения королевской власти - с другой. Этим устремлениям правящей аристократической верхушки Рима длительное время сопутствовал явный успех. Однако знатные римские дворяне старой закваски, клан которых постепенно пополнялся и разрастался за счет притока в его ряды разбогатевших представителей плебейского сословия, пока еще по-прежнему продолжали удерживать политическую власть в Риме: Так продолжалось вплоть до появления в Риме новой, еще более могущественной власти в лице Юлия Цезаря. Все их попытки улучшить положение римского крестьянства (особенно после того, как экономика оказалась похороненной из-за колоссального притока дешевой рабочей силы в виде рабов, доставлявшихся в
Рим из завоеванных им стран) были безжалостно сломлены силой новой власти.
Система в целом могла функционировать лишь до тех пор, пока солдаты сохраняли верность Римскому государству и аристократическо-республиканской конституции, но стоило только этой солдатской верности по каким-либо причинам перейти на сторону их военачальников, как тут же открывалась широкая дорога к военной диктатуре.
Если теперь подойти к проблеме с формальной точки зрения, то законодательная власть в Древнем Риме, без всякого сомнения, находилась в руках народа. И действительно, народные собрания, как одна из форм существования демократических государственных структур, впервые возникли в Риме еще на заре его истории, но уже тогда Рим мог похвастаться тремя видами таких народных представительств, из которых важнейшая роль отводилась так называемым цен-туриатным комициям (comitia centuriata), т. е. собраниям по центуриям, или сотням, которые, собственно говоря, уже с самого начала представляли собой структуры, отражавшие политическое волеизъявление всего общества. Такие структуры формировались из воинов и, следовательно, отождествлялись с частью всего войска. Такие центуриатные комиции периодически созывали собрания, на которых они избирали должностных лиц, принимали законы (leges), а также решали вопросы войны и мира. Однако небезынтересно отметить, что сама система голосования была организована настолько хитроумным способом, что реальная власть в конечном счете все равно оставалась в руках представителей правящей аристократии. Отличительной особенность этого правового института власти было то, что законы, принимавшиеся на таких народных собраниях, исходили как раз от того чиновника или тех чиновников, которые сами вырабатывали проекты законов. Однако в любом случае при принятии того или иного закона решающее слово оставалось за Сенатом, т. е. за актами Сената (senatus consultum). К сказанному нам остается лишь добавить, что важнейшие правовые реформы в период Римской республики, как правило, проводились не на основе законов, принимавшихся народными собраниями (центуриатными комициями), а на базе выверенной временем судебной практики, которая находилась под полным контролем правящей аристократической верхушки тогдашнего римского общества, осуществлявшимся за счет верховенства ее власти над судебной.
Несмотря на то, что в эпоху ожесточенной классовой борьбы плебеям все же удалось добиться введения в 494 г. до н. э. особой должности народного трибуна (hibunus plebis) для охраны их прав от посягательств со стороны патрициев, и фактического признания народного собрания {concilium plebis), решения которого квалифицировались как "постановления народа" (plebiscita) (здесь интересно сравнить значение этого
слова с его же значением в английском и французском языках, в которых оно переводится как "народное голосование"), как формы особого рода правового института, представлявшего интересы плебейского сословия и выступавшего в качестве законодательного органа, господство аристократической верхушки в древнем римском обществе по-прежнему оставалось незыблемым. Народным трибунам удалось добиться права наложения вето на решения отдельных чиновников и присутствия в Сенате; с течением времени они получат возможность прямого участия в его заседаниях и даже возможность созыва сенатских заседаний, включая и право ведения переговоров, но это потом... А пока, ближе к концу второго столетия до н. э., Сенат использовал народных трибунов и их право вето скорее всего как средство для отзыва из Сената слишком уж самостоятельных и слишком преисполненных чувством собственной значимости чиновников. Когда (приблизительно в это же время) народные трибуны выступили в качестве оппозиционеров против властолюбия Сената и попытались демагогическими методами провести революционные преобразования в римском обществе, единство и баланс властных структур в республиканской системе распределения власти оказались взорванными, что в конечном счете вызвало гражданскую войну, в свою очередь, приведшую к гибели Римской республики.
Такие крупные политические вожди, как, например, Марий (около 157-86 гг. до н. э.), Сулла (138-78 гг. до н. э.) и Цезарь (102/100-44 гг. до н. э.), которые как раз оказались современниками периода самодержавного расцвета Римской республики и которые благодаря своим полководческим дарованиям взмыли к самым вершинам политического Олимпа, по всей вероятности, прекрасно понимали, что гибель республики совершенно неизбежна и дни ее уже сочтены. На их глазах Рим превратился в могущественную империю, державшую под своим каблуком большую часть Средиземноморья. Существовавшая в тот период республиканская конституция вместе с выпестованной ею системой государственных чиновничьих структур, при сопоставлении ее с теми целями и задачами, которые выдвигались тогдашней государственной властью, должна была выглядеть слишком громоздкой и неэффективной с точки зрения возлагавшихся на нее функций. Но тем не менее мир идей, заложенных в республиканской конституции, все же не пал в забытье. Юлий Цезарь был убит республиканскими заговорщиками в знак доказательства того факта, что попирать закон об упразднении самодержавной королевской власти не дозволено никому, кем бы он ни был, а Цезарь как раз это и сделал, добившись пожизненных диктаторских полномочий, и по сути статуса монарха тем самым преступил этот закон, возлагавший на каждого гражданина Рима священный долг: убивать любого, осмелившегося сделать хоть малейшую попытку к восстановлению
монархии. Его приемному сыну Августу, пришедшему к власти в 31 г. до н. э., однако, удалось сделать более плавный и мягкий переход к достижению желанного единовластия. Первое, что он сделал - это сохранил все республиканские институты власти, а затем, "позволив" пожизненно избрать себя только на важнейшие государственные должности, а в Риме таковых было две, гражданская и военная, он тем самым сосредоточил в своих руках практически всю государтвенную власть. Далее он категорически отказался от предложенной ему законодательной власти. В действительности же его выступления (oratio principis) как первого лица в Сенате (princeps senatus) фактически имели решающее значение. Ослабление влияния народных собраний и их значимости в государственной и общественной жизни римских граждан нашло свое конкретное выражение, в частности, в том, что любой закон, как правило, появлялся на свет в виде постановления Сената (senatus consultum), следовательно, от его имени, хотя формально Сенат как минимум мог только лишь высказывать народному собранию свое мнение о том или ином законе. В некоторых случаях Август и его преемники давали народному собранию разрешение на принятие особо важных законов, однако такие шаги, вне всякого сомнения, носили чисто формальный характер.
Таким образом, Август, сосредоточив в своих руках огромную власть, став принцепсем (первым лицом в списке римских сенаторов), создал форму рабовладельческой монархии, но при этом все же сохранил традиционные республиканские учреждения, которые какое-то время продолжали еще сохранять черты прежних республиканских институтов, пока не утратили их вовсе. Решения Сената, принимавшиеся им в области законодательства, в конце концов превратились в пустую формальность. Отныне любой закон принимался или отклонялся не голосованием, а аккламацией (acclamatid), т. е. на основе одобрительных и угодливых высказываний типа: "каково бы ни было решение императора, все равно оно пойдет на благо государства." Центром государственной власти во всех отношениях стал сам император. В части, касавшейся формирования юридических норм, это означало, что любое решение, принимавшееся императором по административным делам, равно как и любое его решение в области права, все больше и больше стало использоваться в качестве основного источника права, т. е., если говорить по существу, то на равных с самим законодательством.
Римское государство как империя, созданная на базе города-государства Рим и на этой основе развивавшаяся в государственную систему с основным центром тяжести в области политики и экономики, население которой в подавляющем большинстве состояло из римских граждан, в период принципата превратилась в военную монархию эллинского типа. После того как все без исключения жители Римской империи
в период правления императора Антониниана Каракалла (186-217 гг. н. э.) в соответствии с изданным в 212 г. "эдиктом Антониниана" получили римское гражданство, использовавшееся ранее название "город-государство" было упразднено, и этот статус утратил силу. Римское гражданство стало привилегией, и с точки зрения правового статуса оно имело большое значение. Обладавший статусом "гражданин Рима" ("Civis romanus sum") невольно вызывал к себе уважение и всегда мог рассчитывать на поддержку со стороны местных властей. Классической иллюстрацией того, какое значение имел этот правовой статус, может служить решение одного из судов в отношении двух преступников - Павла и Петра, приговоренных к смертной казни. Павел был римским гражданином и согласно законам Рима был убит мечом, а Петр, не обладавший этим статусом, был распят на кресте.
Одним из важнейших правовых различий между римскими гражданами и другими гражданами Римской империи, не обладавшими статусом "гражданин Рима", было то, что гражданское право (jus civile) распространялось исключительно только на римских граждан. Международное право (jus gentium) распространялось абсолютно на всех граждан империи, независимо от их статуса, т. е. фактически было общей для всех правовой нормой. Так же обстояло дело и с естественным правом (jus naturale), которое было создано на базе естественных проявлений личности. Гражданское право (jus civile) содержало особый закон, так называемый закон чести (jus honorarium), созданный эдиктами магистратов - крупными государственными сановниками Рима, в первую очередь, преторами.
В III в. на Римское государство обрушились большие несчастья как внутреннего, так и внешнего характера. Извне на его территорию вторглись соседние народы, разорившие и опустошившие огромные пространства. На империю обрушились и другие, более тяжелые по последствиям беды. Ее экономические ресурсы оказались подорванными и сильно ослабленными. По всей вероятности, это было результатом отрицательного влияния таких факторов, как, с одной стороны, разрушение окружающей среды, а с другой - недальновидная политика государственных и политических структур правящей элиты. Вследствие этого особенно трагично сказавшаяся на среднем классе римского общества до предела обременительная государственная налоговая политика и абсолютная бепомощность этой категории граждан хоть как-нибудь противостоять пагубному воздействию инфляции, в конце концов, и привели к полному разорению и опустошению нации в целом. К этому следует добавить еще и то немаловажное обстоятельство, также сыгравшее свою негативную роль в жизни нации, что в середине III в. римская армия, состоявшая из множества представителей самых различных этнических групп населения, в культурном отно-
3 Э. Аннерс
шении имевших довольно низкий уровень, вдруг заняла господствующее положение в государстве, удовлетворив этим свои притязания на роль владычицы империи. Армия стала назначать или, наоборот, смещать своих императоров по своему усмотрению. Беспрестанные, то в одном, то в другом месте вспыхивавшие военные бунты, расползаясь вглубь и вширь, захватывая все новые и новые провинции, поглотили в своем чреве почти все необъятное пространство империи и привели, наконец, к падению государственных административных и правовых структур власти, тем самым расчистив путь новой форме государтвенного устройства: господству неограниченной монархии - доминату.
Переход к доминату в конце III в. характеризовался радикальным изменением государственного права. Так, если в период принципата император соблюдал предписанный ему его положением правовой статус государственной власти и в духе уважения относился к традициям Республики (ситуация, которая характеризовалась соблюдением конституции страны, прежде всего, высокопоставленными должностными лицами и, несомненно, первыми лицами в государстве, которые согласно конституции должны были относиться к законам своей страны с тем же уважением, с каким к ним относились и рядовые граждане), то в период домината император стал уже самодержцем, не связанным никакими законами (princeps legibus solutus est); его желание стало законом (quod principi placuit).
Для того, чтобы можно было раскрыть сущность развития возникшего в Римской империи процесса в части, касающейся римского законодательства в его государственно-правовом идеологическом аспекте, нам необходимо прежде всего несколько задержаться на самих идеологических предпосылках этого процесса, которые и подготовили дорогу для прихода домината. Эта государственная форма правления была прямым следствием того идеологического влияния, которое оказывалось на Рим Востоком. Влияние эллинистической культуры на Рим продолжалось в течение длительного периода времени. Особенно большое влияние на Рим в период заката принципата оказало новое персидское государство сасанидов. Государственная власть и государственное право в странах Ближнего Востока с незапамятных времен сохраняли религиозные представления о власти и праве, в частности, о божественном происхождении самодержавной власти. Повелитель в их представлениях был одновременно и богом и мирским господином над своими подданными. Почти сразу, как только восточные провинции Рима были завоеваны пришельцами с Востока, римские политические и военные деятели тут же соприкоснулись с их взглядами на право и власть, что, безусловно, оказало большое политическое влияние в этих районах. Одним из наглядных примеров того, как сами римляне нуждались в насаждении у себя
подобных религиозных представлений о власти, может служить ожесточенная борьба за власть, вспыхнувшая между римским императором Октавианом Августом и римским полководцем Антонием (83-30 гг. до н. э.). Октавйан в своих многочисленных выступлениях неоднократно и усердно акцентировал внимание своих слушателей на том, что его пост уготован ему как сыну богоподобного Цезаря, на что Антоний, в свою очередь, парировал ему тем, что он, т. е. Антоний, введет ритуал возвеличивания бога Диониса. Люди, которые в странах Востока заявляли о своих притязаниях на трон властелина мира, должны быть или самими богами, или как минимум сынами богов. Но Август, а в дальнейшем почти все его преемники, в эпоху существования принципата или отказывались или даже вовсе избегали своего возвеличивания до уровня богов, по крайней мере в самом Риме, и никому не разрешали преклоняться перед ними. При существовавших у римлян той эпохи убеждениях такое преклонение рассматривалось бы ими как кощунство по отношению к богам. Но зато в отдаленных провинциях (само собой разумеется, что речь идет о провинциях, расположенных в восточных районах империи) претенденты на свое божественное происхождение, конечно же, позволяли своим подданным преклоняться перед ними как избранниками бога. По представлениям той далекой эпохи такие избранники бога после своей смерти попадали в общество богов, предварительно пройдя обряд обожествления (consecratio), если, конечно, боги давали знак о таком своем желании. И только лишь римские императоры Калигула (12 г. до н. э. -? г. н. э.) и Домициан (51-96 гг. н. э.) рискнули принять типичный для восточных представлений императорский титул царя и бога (dominus et deus).
Особенно сильное влияние Востока на эпоху принципата происходило в последний период существования этого строя. Основной центр тяжести Римского государства - экономический, политический, военный - переместился к Востоку. Рим, до этого игравший ведущую роль среди остальных городов Римской империи, в этот период опустился до уровня провинциального города, а столь ценившиеся ранее взгляды и суждения граждан Рима и римские институты утратили былой авторитет и прежнее значение. Императоры и крупные политические и государственные деятели, теперь уже все в большей степени начавшие представлять различные провинции, попали под сильное влияние восточной государственно-правовой конституционной системы.
Переход к неограниченной монархии, доминату, формально был ознаменован тем, что римский император Аврелиан (214/215-275 гг. н. э.) принял титул "царя и бога" и диадему - восточный символ царского достоинства. Во время правления иператора Диоклетиана римская государственная система постепенно, но последовательно осваивала новый вид судебной власти - самодержавный суд, который и был со
временем узаконен еще при Диоклетиане. С этого момента император уже перестал быть первым гражданином своего государства, отныне он - бог, раз и навсегда, владыка, обладающий абсолютной властью над своими подданными, ставшими отныне всего-навсего лишь объектами для приложения его властолюбивых устремлений, божественного гнева и, конечно же, забот. Этот феномен безусловно сыграл большую роль в тех границах, в пределах которых император мог оказывать свое влияние на римское законодательство. Он обеспечил устаревшим и уже ослабевшим в традиционном духе Республики выдержанным правовым структурам или, другими словами, законодательству, возможность ухода со сцены естественным путем, сохранив лишь некоторые отдельные термины. Ораторские приемы, которыми пользовался Диоклетиан в своих выступлениях, так называемых "речах императора" (oratio principis), перевоплощавшихся потом в решения самого Сената, стали позже рассматриваться в качестве публичных актов. Император милостиво разрешал кому-либо из своих сановных чиновников зачитать в Сенате составленный им текст закона, который после этого должен был восприниматься гражданами как выражение его императорской, личной воли, обязывавшей подданных к беспрекословному ее подчинению. Сенат принимал свое решение без всякого соблюдения необходимых для этого формальностей, а руководствуясь - как об этом уже упоминалось ранее -принципом аккламации, т. е. без голосования при выраженном одобрении, основываясь на одном лишь императорском желании и раболепных оценках сенаторов о необходимости принятия такого закона как акта, способствующего всеобщему благу Империи. Подмена открытого голосования в Сенате покорностью в форме аккламации дает нам ясное представление о том, каким именно образом могущественный ранее Сенат утратил свое былое значение как в качестве основного носителя государственной и политической власти, так и в качестве законодательного органа страны. Все обнародованные Сенатом законы получили название "leges edictales" (эдикт законов) - последний оставшийся "в живых" терминологический рудимент "ius edicendi" (предписание) республиканских магистратов.
Процесс преобразования императорской законодательной власти, происходивший путем перехода к доминату, можно наглядно проиллюстрировать на примере двух переработанных фрагментов книги законов императора Восточной Римской империи Юстиниана (482/483-565 гг. н. э.), известной как Co/pus Juris Civilis (Кодификация Юстиниана) от 529-534 гг. н. э. В первом фрагменте юридических сборников (Дигесты 1.3.31) римский правовед Домиций Ульпиан (170-228 гг. н. э.), в частности, говорит: "Princeps legibus solutus est" - "Господин свободен от законов". Из заголовка этого фрагмента, равно как и из его содержания, следует, что Ульпиан на самом деле
высказывался об уклонении господина только от одного определенного закона (lex Papia), уклонении, которое предоставлялось императору самим Сенатом. Как и любой гражданин, император был обязан подчиняться законам своей страны и мог освобождаться от этой обязанности только лишь на основании соответствующей правовой нормы, устанавливаемой Сенатом (lege aliquem solvere). Ульпиан в своей 13-й книге adlegem Juiam et Papiam писал буквально следующее: "Princeps lege (sc. Papia) solutus est", а именно: император мог освобождаться от тех ограничений в праве наследования, которые были введены императором Августом для неженатых и бездетных граждан. Компиляторы путем использования выдержек из других правовых источников придали этому замечанию (об определенном исключительном положении императора в области права наследования) характер правовой основы весьма простым, но искусным способом, всего лишь заменив слово "lege" на слово "legibus", т. е. "закон" на " законодательство".
Еще более интересной оказалась проведенная в постклассический период переработка второго фрагмента, которая позволила Ульпиану высказаться в Дигесте 1.4.1 в следующем духе: "То, что сказал император, имеет силу закона, в то время как народ через императорский закон, данный ему, народу, по отношению к его власти, передает всю эту власть и господство над собой императору и для императора. Таким образом, с этого момента все распоряжения и постановления императора или изданные им эдикты, безукоснительно должны рассматриваться в качестве его законов: это и есть то, что мы обычно называем конституциями". Современные исследования, произведенные путем интерполяции, позволили реконструировать приведенный только что классический текст в следующую формулу: "То, что сказал император, имеет силу закона, в то время как народ - через закон, данный ему в отношении его власти, передает эту власть императору". Ульпиан в этом фрагменте на самом деле только лишь оправдывал факт насильственной привязки императорских декретов и предписаний к тем законам империи (lex de impend), благодаря которым император обретал власть, уготованную ему государственным правовым статусом Августа. Постклассическая переработка фрагмента придала этому высказыванию совершенно иное, более широкое толкование его содержания, которое проливает свет на то, насколько же далеко власти Рима в период домината отошли от еще сохранявшихся во времена принципата основных взглядов на законодательство. Во фрагментах юридических сборников (Дигестах) такая насильственная связь императорских декретов и предписаний с законами империи (lex de impend) подтверждается соответствующей мотивировкой, согласно которой любое волеизъявление императора обретает силу закона. Воля и желание императора
отныне должны восприниматься гражданами как непреложный закон. Основанием для этого служит тот из законов империи (lex de imperio), в соответствии с которым народ делегирует императору всю свою власть. Такая переработка фрагмента, кроме всего прочего, фактически означала, что законы империи (lex de imperio) стали ни чем иным, как законами императорской власти (lex regia) и тем самым привязывались к куриатным законам (lex curiata) времен королевской власти, при которой куриатные комиции (comitia curiata) отдали империю во власть короля. Таким образом, круг, в котором шло настойчивое протаскивание взглядов и методов римской государственно-правовой системы времен процветания королевской власти, замкнулся - республиканские традиции оказались вытесненными на задворки.
Провозглашенные Ульпианом во втором фрагменте "lex regia" (законы императорской власти) очень скоро послужили базой для дальнейшего укрепления положения императора как основного законодателя империи. В византийскую эпоху учреждение законов императорской власти использовалось в качестве утверждения того мнения, что власть римского народа окончательно и бесповоротно передается в руки императора на основании закона. В Кодексе 1.17.7 это звучит следующим образом: "lege antiqa, quae regia nuncubatur omne ius omnisque potestas populi Romani in imperatoriam tanslata stint potestatem" ("Согласно старому закону, который назывался законом короля, право и власть всего римского народа теперь передаются в руки императорской власти".) Неограниченное право императора на исполнение им законодательных функций - особенно после того, как христианство обрело статус государственной религии - получило к тому же еще и религиозное обоснование. Однако после ряда побед, одержанных христианством, статус императора как личности, наделенной божественной волей, разумеется, должен был поколебаться. Но ничего подобного не произошло. Вместо этого на свет появилась новая мистификация, другими словами, был создан новый миф - миф, формировавший у граждан представление о некой, самим Богом ниспосланной милости, а именно представление о том, что в лице императора сам Бог послал людям владыку, личность которого являет собой одушевленный закон (lex animata). Это утверждение весьма напоминает нам одно замечание Аристотеля: "Личность властителя - суть олицетворение самого закона".
Неограниченная власть византийского императора, а вместе с ней и право установления законов, исходившие из его личного волеизъявления, имели, следовательно, двойственные корни. С одной стороны, император именем Бога наделялся властью, которая давала ему возможность управлять своим народом. С другой стороны, сам народ в соответствии с законом об императорской власти (lex regia) раз и навсегда передавал свою власть и свой суверенитет в руки импе-
ратора. Как уже хорошо известно, оба эти фактора сыграли значительную роль в государственно-правовых взглядах более позднего периода истории. Представления о добровольной передаче самим народом всей власти верховному властелину позже будут весьма широко дебатироваться при обсуждении государственно-правовых вопросов в период Средневековья. Представления о божественном начале императорской власти, ниспосланной от самого Бога, еще долгое время будут украшать государственное право многих европейских государств.