Этапы работы с налоговыми рисками

В управлении налоговыми рисками выделяют [14]:

o выявление налоговых рисков;

o оценку налоговых рисков;

o выработку мер по реагированию на налоговые риски;

o контроль (мониторинг) за исполнением мер по минимизации (устранению) налоговых рисков.

В рамках работы по выявлению налоговых рисков необходимо соблюдать баланс основных принципов налоговой политики:

o соблюдение осторожности суждений о требованиях налогового законодательства;

o взвешенный подход к налоговым рискам, которые могут возникнуть при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве;

o достаточная степень профессионального консерватизма в отношении налогообложения операций и сделок при неоднозначном толковании действующего законодательства;

o оптимизация налогообложения, т. е. разработка комплекса мер, направленных в рамках действующего законодательства на оптимизацию уплачиваемых налогов и снижение налоговых рисков, предполагающих баланс уровня налоговой нагрузки и удержание налоговых рисков в допустимых пределах.

Отсутствие налоговой оптимизации на предприятии может повлечь налоговые потери по конкретному налогу или их совокупности, сокращение объема оборотных средств, ухудшение финансового положения организации, и как следствие сокращение реальных возможностей для дальнейшего развития организации.

Различают следующие налоговой выгоды:

o уменьшение налоговой базы;

o получение налогового вычета;

o получение налоговой льготы;

o применение более низкой налоговой ставки;

Принципы оценки налогового риска очень субъективны и зависят, как правило, от квалификации исполнителя и используемых им оценочных критериев, соответствия/несоответствия позиции Министерства Финансов и налоговых органов и вероятности обнаружения риска (найдут/не найдут).
Кроме финансовых аспектов риска (т.е. суммы возможных доначислений налогов и штрафов), при определении принципов оценки риска необходимо учитывать и иные последствия налоговых рисков для предприятия (например, репутационные), что позволит выработать более сбалансированный подход к их оценке.

Для оценки налоговых рисков деятельности предприятия может помочь Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. В частности, Концепцией определены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, что делает для организаций процесс выбора объекта выездной налоговой проверки более прозрачным.

Оценка рисков может быть качественной и количественной [15].

При количественной оценке, т. е. при определении суммы риска, достаточно умножить базу для расчета риска на налоговую ставку налога, по которому возник риск. Например, если возник риск по налогу на прибыль в виде отсутствия документального подтверждения расхода, для расчета риска необходимо умножить сумму расходов, по которым нет документального подтверждения, на налоговую ставку.

Качественная оценка - это оценка вероятности возникновения налогового риска (используется экспертный метод) [16]:

o высокий риск - требования налогового законодательства нарушены, позиция налоговых органов и/или Минфина Республики Беларусь по сложным вопросам налогового законодательства достаточно обоснована и неблагоприятна для налогоплательщика;

o средний риск - требования налогового законодательства не нарушены, но позиция налоговых органов и/или Минфина Республики Беларусь неблагоприятна для налогоплательщика;

o низкий риск - требования налогового законодательства не нарушены, позиция налоговых органов и/или Минфина Республики Беларусь неблагоприятна для налогоплательщика, но арбитражная практика сложилась в пользу налогоплательщика.

Для проведения качественной оценки могут использоваться и ранжирование, когда в баллах оцениваются:

o вероятность обнаружения (вероятность возникновения претензий налогового органа) - характеристика риска, которая представляет экспертную оценку, данную в интервале от 1 до 5 в зависимости от возможности обнаружения обстоятельств, лежащих в основании риска, при проведении налоговых или иных проверок;

o вероятность проигрыша спора в суде в случае возникновения претензий налогового органа - характеристика риска, которая представляет экспертную оценку, данную в интервале от 1 до 5 в зависимости от возможности проигрыша спора в суде с учетом сформировавшейся судебной практики.

o Оценивается вероятность наступления рискового события, т.е. вероятность обнаружения (вероятность возникновения претензий налогового органа) и вероятность проигрыша спора в суде в случае возникновения претензий налогового органа, после чего определяется степень риска.
Показатели оценки риска умножаются и ранжируются по следующим группам: "remote" - отдаленный (степень риска от 1 до 5), "possible" - возможный (степень риска от 6 до 14), "probable" - вероятный (степень риска от 15 до 25). После чего определяется интегральная оценка риска:
Интегральная оценка риска = Степень риска * Финансовая оценка риска * Величина риска.

o В рамках выработки мер по реагированию на налоговые риски на практике применяются следующие методы:

o принятие риска;

Риск принимается, если все доступные способы его снижения не являются экономически целесообразными по сравнению с ущербом, который может нанести реализация риска. Руководители осведомлены о наличии данного риска и его характеристиках и осознанно не предпринимают каких-либо мер воздействия на риск.

· предотвращение/избежание риска;

Избежание риска реализуется путем прекращения определенного вида деятельности, хозяйственных операций, ведущих к риску. Одним из способов избегания рисков является изменение стратегических задач или операционного процесса.

o передача/перенос риска.

Решение о передаче риска зависит от характера деятельности, важности связанной с риском операции и ее финансовой значимости. Стандартные механизмы передачи рисков включают: страхование, передачу рисков партнерам в рамках создания совместного предприятия или объединения. Перемещение источника не является переносом риска.

Контроль/снижение риска. Снижение риска - действия, предпринятые для уменьшения вероятности, негативных последствий или того и другого вместе. Контроль/снижение риска достигается с помощью [17]:

o организации системы отчетности, формализации процессов;

o проведения обучающих программ;

o разработки методик и процедур внутреннего контроля и управления рисками;

o проведения внутреннего аудита.

Контроль (мониторинг) управления рисками - контроль динамики изменения характеристик налоговых рисков и эффективности реализации мероприятий по управлению рисками. Мониторинг позволяет отслеживать статус риска, определять, достигнут ли желаемый результат от внедрения тех или иных мер в области управления налоговыми рисками, собрана ли достаточная информация для принятия решений по управлению рисками и была ли эта информация использована для снижения степени риска в Обществе.

Мониторинг осуществляется путем сбора информации по динамике критических рисков и осуществлению планов внедрения мероприятий по их управлению, поступающей от владельцев рисков.

По результатам мониторинга могут быть [18]:

o откорректированы реализуемые мероприятия или разработаны дополнительные;

o внесены изменения в локальные нормативные акты Общества, предусматривающие процедуры и механизмы по управлению рисками;

o разработаны методики и процедуры управления налоговыми рисками в соответствии с критериями внутренних стандартов и требованиями налогового законодательства;

o подготовлена презентация по системе управления налоговыми рисками;

o подготовлен свод и предоставлена информация по налоговым рискам для консолидированной отчетности компании.

Таким образом, можно сделать вывод, что в управлении налоговыми рисками на предприятии выделяют четыре основных этапа работы таких как: выявление и оценка налоговых рисков, выработка мер по реагированию на налоговые риски, контроль за исполнением мер по минимизации налоговых рисков. При выявлении налоговых рисков особое внимание концентрируется на соблюдении осторожности суждений о требованиях налогового законодательства, разработке комплекса мер, по оптимизации уплачиваемых налогов, где особое место занимают налоговые выгоды. Оценка рисков подразделяется на количественную и качественную.

Количественная оценка определяет сумму риска.

Качественная оценка определяет вероятность возникновения риска, где величина оценивается как высокая, средняя, низкая. При оценке вероятности обнаружения рискового события и вероятности проигрыша спора в суде используют шкалу баллов. После чего определяется степень и интегральная оценка риска. В мерах по реагированию на налоговые риски применяются такие методы как принятие, предотвращение и перенос риска. Мониторинг позволяет отслеживать статус риска, определять, достигнут ли желаемый результат от внедрения тех или иных мер в области управления налоговыми рисками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: