double arrow

Критерии проверки налоговыми органами

Налоговые риски обладают одним из высших приоритетов анализа на предприятии. Важной особенностью анализа налоговых рисков является то, что при управлении налоговыми рисками на предприятии невозможно применение математического аппарата и инструментария теории вероятности.

Однако нужно отметить, что потенциальная возможность наибольших финансовых потерь предприятия исходит от осуществления контрольной деятельности налоговых органов [19]. То есть проведение налоговыми органами проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью установления полноты исчисления и уплаты налогов с последующим наложением предусмотренных законодательством санкций (в случае выявления недоимки). Ответственность налогоплательщика в данном случае может являться либо налоговой и возникать в соответствии Налоговым Кодексом, либо уголовной и возникать в соответствии Уголовным Кодексом Республики Беларусь.

Минимизировать указанные налоговые риски наиболее эффективно путем устранения оснований для налогового контроля и четкого исполнения требований налогового законодательства до момента назначения налоговой проверки. В то же время грамотное применение всех представленных в Налоговом кодексе норм дает возможность налогоплательщику уменьшить свои финансовые потери, а в некоторых случаях вообще избежать их, как в период проведения, так и после налоговой проверки.

Критерии проверки налоговых органов являются общедоступными, их могут использовать не только налоговые органы, но и налогоплательщики. Следовательно, можно избежать налоговой проверки: самостоятельно оценить налоговые риски и снизить вероятность того, что проверяющие проявят к предприятию особое внимание.

Первый критерий – занижение уровня налоговой нагрузки [19];

Если уровень налоговой нагрузки предприятия ниже среднего по отрасли или виду экономической деятельности, то одному из критериев оценки налоговых рисков она уже соответствует. А значит, предприятие рискует попасть в план проверок.

Налогоплательщик может самостоятельно рассчитать уровень налоговой нагрузки. Этот показатель определяется следующим образом: нужно разделить общую сумму налогов, уплаченных за год, на сумму полученной выручки. После того как налогоплательщик сравнит уровень налоговой нагрузки со среднеотраслевым, он сможет оценить степень налогового риска и принять меры по его снижению.

При расчете используется сумма выручки без НДС и акцизов по данным бухгалтерского учета, так же для определения уровня налоговой нагрузки используются налоги, по которым организация признана налогоплательщиком.

Следует учитывать, что проверяющие могут определить динамику налоговой нагрузки компании за несколько лет. Соответственно снижение уровня уплаченных налогов может косвенно свидетельствовать о нарушениях в налоговом учете, а увеличение, наоборот, станет аргументом в пользу налогоплательщика.

Второй критерий – убытки в отчетности [19];

Если предприятие получает убытки не первый налоговый период или получила крупный убыток за один налоговый период, то внимания проверяющих ему наверняка не избежать.

В этом случае налогоплательщику следует принять во внимание следующие налоговые риски:

o стабильный минус

Критической является ситуация, когда отчетность свидетельствует о том, что предприятие получает убытки в течение более чем двух налоговых периодов. Обычно внимание налоговых органов привлекают убытки, отраженные как в налоговой, так и в бухгалтерской отчетности.

В последнее время мерой воздействия на налогоплательщика является вызов на убыточную комиссию. Однако прежде чем пойти на комиссию, стоит продумать, как объяснить получение убытков, и подготовить план выхода из трудной ситуации в будущем. Необходимо учитывать, что расчеты, схемы, бизнес-план и прочие аналитические выкладки станут более надежным обоснованием позиции налогоплательщика.

Обстоятельства, которые могут послужить обоснованием отрицательного финансового результата:

o нестабильная экономическая ситуация;

o снижение спроса на продукцию, работы, услуги (можно привести аналитику по продажам в отдельных отраслях экономики);

o сложности в получении кредитов;

o неисполнение условий договоров контрагентами;

o рост закупочной цены сырья;

o срыв сделок по вине недобросовестного партнера.

Таким образом, если предприятие сумеет аргументировано объяснить возникновение проблем, у него есть шанс снизить свои налоговые риски.

o крупный минус

Внимание налоговых органов привлекают те предприятия, убыток которых составил значительную сумму. Если организация понесла крупный убыток, она может скорректировать его в учете двумя способами. Первый - увеличение доходов, второй - уменьшение расходов.

Третий критерий – расходы растут быстрее, чем доходы [20];

Налоговыми органами сравнивается темп роста расходов предприятия с темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) по данным налоговой и бухгалтерской отчетности.

В налоговой отчетности (декларация по налогу на прибыль) сравниваются следующие показатели (путем деления данных за текущий период на данные за предыдущий период):

o доходы;

o расходы.

Затем определяется соотношение темпов роста затрат и доходов (К1) по данным налоговой отчетности:

К1= (Расходы текущие / расходы предыдущие):(Доходы текущие / доходы предыдущие).

В бухгалтерской отчетности сравниваются показатели отчета о прибылях и убытках путем деления данных за текущий год на данные, полученные за предыдущий год:

o доходы;

o расходы.

Затем определяется соотношение темпов роста расходов и доходов (К2) по данным бухгалтерской отчетности:

К2= (Расходы текущие / расходы предыдущие):(Доходы текущие / доходы предыдущие).

Интерес для проверки представляют коммерческие расходы, так как именно их обычно завышают налогоплательщики. Только если они будут учтены, доходы и расходы будут сопоставимы.

Затем сравниваются оба полученных значения (К1 и К2). Если К1 больше К2, то налоговая инспекция возьмет организацию на заметку. Ведь в таком случае расходы компании, учтенные при налогообложении, увеличиваются быстрее, нежели расходы, учтенные в бухгалтерском учете.

Четвёртый критерий – низкая заработная плата [20];

В рамках данного критерия сравнивается средняя заработная плата по организации со среднеотраслевым значением по региону.

Наибольшему риску подвержены фирмы, которые определяют в договорах с сотрудниками зарплату, не превышающую величину прожиточного минимума.

Установление заработной платы, величина которой ниже прожиточного минимума, является прямым нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

При определении уровня средней заработной платы проверяющие требуют различные кадровые документы. Методика расчета очень проста: налогооблагаемую базу по делят на количество сотрудников.

Если расчет показывает, что компания устанавливает неправомерно низкую зарплату, то ее ожидают зарплатная комиссия и комплексные проверки. Тогда налоговики придут на ревизию вместе с представителями милиции, трудовой инспекции, других контролирующих инстанций.

Пятый критерий – значительная доля расходов индивидуального предпринимателя [21];

Этот критерий следует учитывать индивидуальным предпринимателям, которые заявляют в налоговых декларациях профессиональные налоговые вычеты, составляющие свыше 83% от их доходов. Соотношение между доходами и вычетами рассчитывается один раз в год на основе декларации

Шестой критерий – договоры с контрагентами заключаются при отсутствии деловой цели [21];

Повышенное внимание проверяющих может привлечь факт заключения налогоплательщиком договоров с перекупщиками или посредниками без деловой цели, т. е. без разумных экономических либо других причин.

При этом налоговые органы ориентируются на перечень обстоятельств, которые могут свидетельствовать о том, что налогоплательщик получает необоснованную налоговую выгоду.

Некоторые аргументов, которые могут подтвердить, что компании необходима работа с посредниками при приобретении товаров, работ, услуг:

o невозможность приобретения товара у самого производителя. Например, по каким-либо соображениям он может продавать товар только через посредника;

o выгода обращения к посреднику, обусловленная условиями договора с ним (рассрочка платежа, более удобные условия доставки, широкий ассортимент, перенос части расходов на посредника).

Седьмой критерий – не представлены пояснения в ответ на требования налоговых органов [22];

Зачастую налоговый орган не получает никаких пояснений в ответ на какое-либо требование в адрес налогоплательщика. Проверяющие могут не только расценить это как отсутствие аргументов, подтверждающих добросовестность организации, но и назначить проведение выездной налоговой проверки для выяснения интересующих инспекцию обстоятельств.

Аргументированный ответ на запрос инспекции снизит риск включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок, а также подтвердит его добросовестность.

Восьмой критерий – смена юридического лица и налоговой инспекции [23];

Критерий актуален для организаций, которые с момента государственной регистрации хотя бы дважды сменили юридический адрес и соответственно сменили налоговую инспекцию. Этот критерий не распространяется на случай, когда организация ставит на обособленный учет свой филиал.

Проверяющие сочтут подозрительным факт нахождения организации по адресу, на который зарегистрировано более 10 организаций, т. е. по адресу "массовой регистрации".

Если выясняется, что по адресу регистрации компании находится еще более 10 фирм, то организации следует подготовить доказательства того, что она фактически присутствует по этому адресу. При этом помимо договора аренды могут понадобиться сведения о соседях - арендаторах, а также об особенностях арендуемого компанией помещения. Эти сведения нужны проверяющим для того, чтобы понять, действительно ли заявленный в учредительных документах адрес используется компанией, или же она располагается по месту обособленного подразделения, не зарегистрированного в налоговой инспекции.

Девятый критерий – низкий уровень рентабельности [23];

Зачастую инспекция рассчитывает рентабельность проданных товаров и рентабельность активов налогоплательщика. Нужно отметить, что рентабельность является важнейшим показателем в финансовом анализе деятельности налогоплательщика и характеризует ее эффективность (прибыльность).

Рентабельность проданных товаров рассчитывается следующим образом:

Рентабельность проданных товаров = Прибыль от продаж / Полная себестоимость.

Рентабельность активов определяется по формуле:

Рентабельность активов = Чистая прибыль/ Активы баланса.

Существенным отклонением в сторону уменьшения считается 10% от среднеотраслевого значения и более.

Низкая прибыльность деятельности, например, может объясниться ростом конкуренции и завоеванием рынка другими компаниями отрасли. Эти обстоятельства влияют на снижение цен и предоставление различного вида скидок покупателям.

Таким образом, можно сделать вывод, что потенциальная возможность наибольших финансовых потерь предприятия исходит от осуществления контрольной деятельности налоговых органов. Устранение оснований для налогового контроля и четкое исполнения требований налогового законодательства, наиболее эффективно позволят минимизировать налоговые риски на предприятии. Как правило, налоговые органы обращают внимание на такие критерии как занижений уровень налоговой нагрузки, убытки в отчетности, опережающий рост расходов над доходами, низкая заработная плата, договоры с контрагентами, заключённые при отсутствии деловой цели, низкий уровень рентабельности. Следовательно, появление хотя бы одного из перечисленных фактов, является сигналом налоговым органам для проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью установления полноты исчисления и уплаты налогов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: