Цели: расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.
Оборудование: Корм для птиц, песочные игрушки, воронка, вода в стакане
Программное содержание: Знакомить детей с птицами, дать понятие детям, что зимой птицам холодно и голодно, что птички не ходят, а прыгают.
Ход наблюдения
Воды зашумели быстрого ручья, Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Какие птицы улетают в теплые края?
• Зачем они это делают?
Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.
Воспитатель предлагает детям закончить предложение:
• Воробей маленький, а журавль... (большой).
• Утка серая, а лебедь... (белый).
Опыт «Песчаный конус».
Цель: показать свойство песка - сыпучесть.
Материал: песок.
Ход опыта: Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой, так, чтобы он падал в одно место.
Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок то в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.
Вывод: свойство песка - сыпучесть.
Дидактическая игра «Что это за птица?».
Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.
Словесная игра «Помнишь ли ты эти стихи?».
Цель: развитие памяти, внимания, речевой активности.
Ход игры: педагог читает отрывки из стихотворений знакомых детям. Дети должны произносить пропущенные слова.
Где обедал воробей? Вы не стойте слишком близко:
В зоопарке у... (зверей). Я (тигренок), а не (...).
Ветер по морю (...)
И (...) подгоняет. И т. д.