Глава первая. К определению понятия «политический конфликт»

Д.М. Фельдман, один из отцов-основателей отечественной конфликтологии, выделял до семидесяти определений конфликта. Трактовка данного социального явления, следовательно, носит весьма разнообразный характер и исходит из множества разных теоретических подходов. Не проще ситуация и с политическим конфликтом как многоаспектным явлением, которое не может быть ограничено сферой политики и где мы обнаруживаем разнообразие трактовки данного явления, формировавшееся столетиями в ходе развития научной мысли. Такие подходы мы позже представим в нашей работе.

Считаем необходимым, осветив некоторые определения политического конфликта, теперь уделить внимание понятию «политический кризис» для успешного различения на практике этих двух явлений, стадиям политического конфликта и его различным типологиям. Без этого невозможно представить себе, как выглядит политический конфликт внутри и снаружи социальной системы.

Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Политические кризисы можно разделить на внешнеполитические и внутриполитические.

Внешнеполитические кризисы обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств.

Внутриполитические кризисы можно выделить следующие:

- правительственный кризис (потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами);

- парламентский кризис (расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте);

- конституционный кризис (фактическое прекращение действия основного закона страны);

- социально-политический (общенациональный) кризис (включает в себя все три вышеназванных внутриполитических кризиса, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти).

Политические конфликты и кризисы соотносятся таким образом, что конфликт может быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта, но в то же время политический кризис в конфликт может не перерасти. Конфликт по времени и протяженности может включать в себя несколько кризисов, а кроме того, совокупность конфликтов может составлять содержание более долгого по времени и порой до историчности древнего политического кризиса.

Как и конфликт из любой другой сферы, политический конфликт имеет свои стадии развития. Выделяется шесть таких стадий:

1. Латентная стадия, ее характеризует социальная напряженность: неудовлетворенность текущим положением вещей, появление беспокойства; повышенные враждебность и агрессия и др.

2. Стадия институциализации политического конфликта: субъекты начинают осознавать свои собственные интересы и интересы противника; обе стороны четко осознают, за что борются.

3. Стадия инцидента: наступает открытая борьба субъектов за обладание объектом конфликта.

4. Стадия открытого противоборства и расцвета политического конфликта: политические лидеры в ней становятся подлинной движущей силой.

5. Стадия угасания политического конфликта: стороны устали от противоборства, исчерпали свои ресурсы или чаша весов склонилась не в чью-то пользу, обеспечив победу в конфликте вражеской стороне.

6. Стадия завершения политического конфликта: характеризуется прекращением открытого противостояния и переходом к дипломатической деятельности по подписанию итоговых соглашению по конфликту, установлению прав и обязанностей победителей и проигравших.

Явление политического конфликта весьма многообразно в своих проявлениях в жизни, а потому весьма привлекательно для как можно более полного его изучения. Чем больше изучается какое-либо сложное явление, тем больше со временем возникает его определений и типологий.

В научной литературе можно встретить множество типологий политических конфликтов. Приведем здесь некоторые из них.

1. Типология по А.Я. Анцупову и А.И. Шипилову:

- внешнеполитические или межгосударственные: конфликт идеологий; конфликт экономических интересов; религиозный конфликт; конфликт с целью мирового политического господства; конфликт, вызванный территориальным противоречием.

Пути предотвращения: интернационализация жизни мирового сообщества; строгое соблюдение всеми государствами принципа мирного сосуществования; снижение уровня военного противостояния; усиление роли межправительственных организаций.

- внутриполитические или внутригосударственные: классовые внутриполитические; между различными группировками за лидерство в государстве, партии, общественно-политическом движении и др.; между политическими партиями или общественно-политическими движениями; межэтнические с ярко выраженной политической окраской.

Пути их предотвращения: социальное или политическое маневрирование, политическое манипулирование, интеграция контрэлиты, ослабление «системной оппозиции», силовое давление.

2. Типология по М.С. Вершинину:

- В зависимости от уровня участников: межгосударственный (государства и их коалиции), внутригосударственный (ветви власти, политические партии и т.д.), региональный, местный.

- Виды внутриполитических (внутригосударственных) конфликтов: позиционные (горизонтальные) - «общество – общество», их субъектами являются политические институты и организации; оппозиционные (вертикальные) – «власть – общество», их субъектами являются властвующие элиты, политические партии, государственные институты, организации, политические лидеры - а с другой стороны подвластные массы и выступающие против существующих порядков господствующей власти политически активные группы.

3. Типология государственно-административных конфликтов по С. Ланцову:

- конфликты между политическими и государственно-административными (групповыми и индивидуальными) субъектами (структурами);

- конфликты между государственно-административными структурами и организациями государственного и частного секторов;

- конфликты между ведомствами, министерствами и другими организационно оформленными звеньями управления;

- конфликты между центральными, региональными и местными органами государственного управления;

- функционально-ролевые (вертикальные и горизонтальные) конфликты внутри государственных организаций и учреждений;

- неформальные конфликты внутри и между отдельными государственными учреждениями.

4. Типология по сферам отношений между конфликтующими сторонами: военный, финансовый, таможенный, правовой и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: