Д.М. Фельдман, один из отцов-основателей отечественной конфликтологии, выделял до семидесяти определений конфликта. Трактовка данного социального явления, следовательно, носит весьма разнообразный характер и исходит из множества разных теоретических подходов. Не проще ситуация и с политическим конфликтом как многоаспектным явлением, которое не может быть ограничено сферой политики и где мы обнаруживаем разнообразие трактовки данного явления, формировавшееся столетиями в ходе развития научной мысли. Такие подходы мы позже представим в нашей работе.
Считаем необходимым, осветив некоторые определения политического конфликта, теперь уделить внимание понятию «политический кризис» для успешного различения на практике этих двух явлений, стадиям политического конфликта и его различным типологиям. Без этого невозможно представить себе, как выглядит политический конфликт внутри и снаружи социальной системы.
Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Политические кризисы можно разделить на внешнеполитические и внутриполитические.
|
|
Внешнеполитические кризисы обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств.
Внутриполитические кризисы можно выделить следующие:
- правительственный кризис (потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами);
- парламентский кризис (расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте);
- конституционный кризис (фактическое прекращение действия основного закона страны);
- социально-политический (общенациональный) кризис (включает в себя все три вышеназванных внутриполитических кризиса, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти).
Политические конфликты и кризисы соотносятся таким образом, что конфликт может быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта, но в то же время политический кризис в конфликт может не перерасти. Конфликт по времени и протяженности может включать в себя несколько кризисов, а кроме того, совокупность конфликтов может составлять содержание более долгого по времени и порой до историчности древнего политического кризиса.
Как и конфликт из любой другой сферы, политический конфликт имеет свои стадии развития. Выделяется шесть таких стадий:
1. Латентная стадия, ее характеризует социальная напряженность: неудовлетворенность текущим положением вещей, появление беспокойства; повышенные враждебность и агрессия и др.
|
|
2. Стадия институциализации политического конфликта: субъекты начинают осознавать свои собственные интересы и интересы противника; обе стороны четко осознают, за что борются.
3. Стадия инцидента: наступает открытая борьба субъектов за обладание объектом конфликта.
4. Стадия открытого противоборства и расцвета политического конфликта: политические лидеры в ней становятся подлинной движущей силой.
5. Стадия угасания политического конфликта: стороны устали от противоборства, исчерпали свои ресурсы или чаша весов склонилась не в чью-то пользу, обеспечив победу в конфликте вражеской стороне.
6. Стадия завершения политического конфликта: характеризуется прекращением открытого противостояния и переходом к дипломатической деятельности по подписанию итоговых соглашению по конфликту, установлению прав и обязанностей победителей и проигравших.
Явление политического конфликта весьма многообразно в своих проявлениях в жизни, а потому весьма привлекательно для как можно более полного его изучения. Чем больше изучается какое-либо сложное явление, тем больше со временем возникает его определений и типологий.
В научной литературе можно встретить множество типологий политических конфликтов. Приведем здесь некоторые из них.
1. Типология по А.Я. Анцупову и А.И. Шипилову:
- внешнеполитические или межгосударственные: конфликт идеологий; конфликт экономических интересов; религиозный конфликт; конфликт с целью мирового политического господства; конфликт, вызванный территориальным противоречием.
Пути предотвращения: интернационализация жизни мирового сообщества; строгое соблюдение всеми государствами принципа мирного сосуществования; снижение уровня военного противостояния; усиление роли межправительственных организаций.
- внутриполитические или внутригосударственные: классовые внутриполитические; между различными группировками за лидерство в государстве, партии, общественно-политическом движении и др.; между политическими партиями или общественно-политическими движениями; межэтнические с ярко выраженной политической окраской.
Пути их предотвращения: социальное или политическое маневрирование, политическое манипулирование, интеграция контрэлиты, ослабление «системной оппозиции», силовое давление.
2. Типология по М.С. Вершинину:
- В зависимости от уровня участников: межгосударственный (государства и их коалиции), внутригосударственный (ветви власти, политические партии и т.д.), региональный, местный.
- Виды внутриполитических (внутригосударственных) конфликтов: позиционные (горизонтальные) - «общество – общество», их субъектами являются политические институты и организации; оппозиционные (вертикальные) – «власть – общество», их субъектами являются властвующие элиты, политические партии, государственные институты, организации, политические лидеры - а с другой стороны подвластные массы и выступающие против существующих порядков господствующей власти политически активные группы.
3. Типология государственно-административных конфликтов по С. Ланцову:
- конфликты между политическими и государственно-административными (групповыми и индивидуальными) субъектами (структурами);
- конфликты между государственно-административными структурами и организациями государственного и частного секторов;
- конфликты между ведомствами, министерствами и другими организационно оформленными звеньями управления;
- конфликты между центральными, региональными и местными органами государственного управления;
- функционально-ролевые (вертикальные и горизонтальные) конфликты внутри государственных организаций и учреждений;
- неформальные конфликты внутри и между отдельными государственными учреждениями.
4. Типология по сферам отношений между конфликтующими сторонами: военный, финансовый, таможенный, правовой и др.