Проблемный вопрос. Методические рекомендации

О значении проблемного подхода для выработки у учеников навыков работы с текстом написано в методике достаточно много. Особенно следует отметить важность такого подхода для развития творческого потенциала и познавательной активности учеников, повышения их заитересованности процессом обучения, выработки способности оперировать приобретенными знаниями, для проведения дискуссий. Данный методический вопрос нашел свое отражение в работах многих отечественных и зарубежных ученых. Об актуальности проблемного обучения писали О.Куцевол, Е.Пасичник, А.Токмань, В.Ягунов, Л.Момот, Т. Чирковская, В.Маранцман, А.Матюшкин и другие ученые. Они делали акцент на том, что проблемная ситуация ставит ученика перед необходимостью поиска путей решения поставленных вопросов. Проблемное обучения, по мнению В.Ягунова, «развивает умственные способности, воспитывает самостоятельность, активность, креативность учеников; способствует формированию всесторонне развитой личности, способной решать в будущем профессиональные и жизненные проблемы».

Сравнивая традиционное и проблемное обучение, ученые убедительно доказывают, что первое слабо реализует развивающую функцию учебного процесса, а второе, то есть проблемное обучение, побуждает учеников к активной умственной деятельности путем анализа фактов. Как отмечает Е.Пасичник, «проблемный аспект обучения обеспечивает формирование человека с гибким умом, творческими способностями». Именно в таком направлении следует вести отбор материала для ответа на первые два вопроса практического занятия.

Обратившись к работам (см. список рекомендованной литературы) названных ученых, необходимо подробнее остановиться на теоретических вопроса проблемного бучения, основном содержании проблемного обучения, его целях. Целесообразным будет обратиться к точке зрения К.Селевко. который относит проблемное обучение к педагогическим технологиям и дает этому свое обоснование (см. №3 в списке основной литературы).

Обобщая ответы по первому и второму вопросам, целесообразным будет обратиться к точке зрения Л.Мирошниченко, которая отметила, что система изучения литературного произведения – проблемное обучение – предусматривает такой путь:

*определение проблем;

*проблемные вопросы;

*проблемные ситуации;

*проблемные задания;

*поисковая работа, направленная на выявление путей решения указанных проблем.

Важную роль в системе проблемного обучения играют проблемные ситуации, которые возникают в процессе поиска ответа на проблемный вопрос, а он, в свою очередь, побуждает к разрешению общих проблем произведения, которые в нем обозначены.

В методической литературе представлены разные определения понятия «проблемная ситуация», что неоходимо учесть при ответе на третий вопрос. Так, В.Ягупов дает такое определение: «Проблемная ситуация – это такая ситуация, во время разрешения которой субъекту обучения не хватает знаний и он должен их искать самостоятельно». А.Сафонова в своем определении опирается на то, что основой проблемной ситуации должно стать противоречие: «Такая ситуация, когда мысль человека сталкивается с противоречиями, объяснение и разрешение которых требует поиска и открытия новых знаний, называется проблемной». Справедливой является точка зрения И.Ильницкой, отмечающей, что проблемная ситуация играет важную роль в развитии познавательных потребностей и мышления учащихся: «Проблемная ситуация– центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений».

Создание проблемных ситуаций способствует развитию продуктивного мышления детей, их творческих способностей. И.Ильницкая доказывает в своем исследовании (см. список литературы) значение использования в учебном процессе проблемной ситуации как психологической категории.

В современной методике существует несколько способов создания проблемных ситуаций. Наиболее подробно данный вопрос описан М.Махмутовым в работе «Проблемное обучение: Основные вопросы теории».–М.:Педагогика, 1975.– С.97 –101). Способы создания проблемных ситуаций выделяют в своих работах А.Матюшкин, А.Сафонова, И.Ильницкая, Е.Пасичник, однако они опираются на способы, предложенные М.Махмутовым.

Импульсом для создания проблемных ситуаций является проблемный вопрос. Как считает М.Махмутов, проблемными являются такие вопросы, которые ставят ученика в сложную интеллектуальную позицию. Необходимо помнить следующее:

*проблемный вопрос предусматривает разные ответы;

*проблемный вопрос должен быть доступным для ученика, и он мог бы с ним справиться;

*не каждый вопрос создает проблемную ситуацию.

Более подробно о проблемных вопросах можно прочитать в учебнике Е.А.Пасичника «Методика викладання української літератури в середніх навчальних закладах». – К.: Ленвіт, 2000.) и в методическом пособии А.Сафоновой «Проблемные задания на уроках русской литературы».– К.,1997).

Отвечая на последний вопрос занятия, необходимо отметить, что проблемные вопросы и проблемные ситуауции являются основой проблемно-тематического анализа художественного произведения (см. статью Л.Мирошниченко). Данный путь анализа практикуется исключительно в старших классах.

Подводя итоги занятия, следует еще раз акцентировать внимание на значениии проблемного обучения в системе школьного образования, на активном использовании поисковой деятельности в проблемно-тематическом анализе художественного произведения, на перспективах дальнейшего исследования вопроса о проблемном обучении.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: