Краткая характеристика экзамена

ВВЕДЕНИЕ

История – это пророк, смотрящий в прошлое.

Ф. Шлегель

История написана для того, чтобы после всей беспорядочности человек,

 наконец, узнал, что счастье его рода, основано не на произволе,

а на заложенном в нем естественном законе:

на разуме и справедливости.

И. Гердер

В течение многих лет обучение педагогике аспирантов 1 курса на кафедре педагогики начиналось с истории педагогики. Поэтому закономерным стало включение курса «История педагогики и образования» в реализуемую на кафедре в настоящий момент образовательную программу аспирантуры. В программе дисциплины «История педагогики и образования», разработанной на кафедре был учтен и систематизирован многолетний опыт обучения аспирантов истории педагогики, а также современные тенденции в педагогической науке, в частности ее истории. Это отразилось в цели и задачах курса.

Цель дисциплины: Формирование исследовательской компетентности путем освоения историко-педагогических знаний и овладения методами историко-педагогического познания.

Задачи дисциплины:

· Овладеть и активно пользоваться базисными понятиями историко-педагогического курса.

· Освоить основные источники историко-педагогического знания, умение обосновывать их эвристическую ценность.

· Уметь определять сущность и обосновывать концептуальную ценность различных подходов к истории педагогики (формационный, цивилизационный, культурологический, аксиологический и др.).

· Раскрывать историко-педагогический процесс (события, факты, явления, педагогическую идеологию и образовательную практику) в диалектической взаимосвязи развития педагогической мысли и практического опыта.

· Видеть и раскрывать конкретное историко-педагогическое явление в контексте пространственно-временных характеристик мирового педагогического процесса.

· Уметь обосновывать и раскрывать закономерности (социокультурные, исторические, экономические, политические, духовные, педагогические) возникновения и развития педагогических идей и форм образовательной практики.

· Уметь объяснять “приращение педагогических знаний о разных сторонах действительности” в исторической динамике.

· Знать и уметь раскрывать содержание различных периодов мировой педагогической истории (факты, события, личности, педагогические идеи, проекты, теории, системы, преобразования, новые процессы в педагогической идеологии и практике), давать им сущностную характеристику, сравнивать, выявлять противоречия, тенденции развития.

· Уметь выявлять в историко-педагогических процессах и явлениях традиции и зарождение новых идей.

Предлагаемая вниманию уважаемого читателя книга – это первое учебное пособие по курсу истории педагогики и образования, составленное в рамках основной образовательной программы послевузовского профессионального образования по научным специальностям 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.08 – теория и методика профессионального образования.

Книга состоит из двух частей.

Уникальность первой и главной части издания состоит в том, что в ней впервые публикуется курс лекций по истории педагогики и образования доктора педагогических наук, профессора Ксении Давыдовны Радиной. Далеко не одно поколение аспирантов кафедры педагогики имело счастье услышать этот курс лекций.

Логика лекций соответствует цели и задачам программы курса «История педагогики и образования». Так, вводной лекции дается характеристика методологических оснований истории педагогики как науки и учебного предмета, раскрыты основные методологические подходы к изучению историко-педагогического процесса: культурологический, антропологический, аксиологический (или ценностный). Кроме того рассмотрена и специфика таких подходов, как классовый и цивилизационный. В содержании всех остальных лекций показаны варианты реализации различных методологических подходах.

В книгу включены лекции по истории как зарубежной, так и отечественной педагогики. В пособии раскрыты основные положения педагогических теорий Я. А Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоции, И.Ф. Гербарта, Ф.А.В. Дистервега, Д. Дьюи. Перечисленным персоналиям посвящены отдельные лекции. Отечественные педагогические системы взглядов (М.В. Ломоносова, К. Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого и других) раскрываются в контексте историко-педагогического процесса России соответствующих временных периодов. Историко-педагогический процесс России представлены в книге лекциями, посвященными конкретным векам в истории России – XVIII, XIX, XX векам. Автор лекции о XVIII веке доктор педагогических наук, профессор Светлана Алексеевна Расчетина. Следует заметить, лекция «Развитие теории и практики образования в России ХХ века» представляет собой законченную характеристику ХХ века с позиции с позиции нового периода в истории отечественной педагогики и образования.

Вторая часть книги носит практический характер. В ней представлены материалы для аспирантов к кандидатскому экзамену по дисциплине «История педагогики и образования». Прежде всего, во второй части опубликована инвариантная типовая программа-минимум по истории педагогики и образования, а также краткая характеристика экзамена по дисциплине.

Кафедра педагогики РГПУ им. А.И. Герцена твердо стоит на позиции, согласно которой дисциплины образовательной программы имеют два основных целевых назначения. Прежде всего, изучение этих дисциплин способствует расширению и углублению научно-педагогического кругозора аспирантов. Но не менее значим и другой аспект. Реализация образовательной программы должна помогать аспиранту в проведении собственного диссертационного исследованиях. Поэтому в рамках кандидатского экзамена по истории педагогики и образования предполагается не только ответ аспиранта на один из вопросов инвариантной программы-минимум, но и презентация реферата по проблематике, связанной с направлением диссертационного исследования. В данном пособии вниманию читателей предложена возможная технология выбора темы реферата по истории педагогики и образования. В книге описана технология проведения специального семинара для аспирантов. Однако авторы уверены в том, что на основе такой технологии можно определиться в выборе проблематики реферата и самостоятельно. Этому могут способствовать и предложенные вниманию читателя краткие проспекты рефератов по истории педагогики и образования аспирантов, обучавшихся на кафедры в разные годы.

В заключении книги читателя предложен список литературы, которая может стать основой как подготовки к экзамену по дисциплине «История педагогики и образования», так и расширения историко-педагогического кругозора в целом.

Авторы книги приглашают к сотрудничеству всех, кому небезразличны проблемы подготовки аспирантов, а также все то, что связано с историей педагогики и образования.

 

Наш адрес:

191181, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48,

РГПУ им. А.И. Герцена, корп. 11, ауд. 26,

психолого-педагогический факультет, кафедра педагогики,

Тел. (812) 312-16-87,

E-mail: herzen-kp@mail.ru.

 



СТРУКТУРА

ЧАСТЬ 1.

Лекции:

1-9, 11, 12 – К.Д. Радина;

С.А. Расчётина

ЧАСТЬ 2.

Материалы к экзамену

Программа экзамена.

Краткая характеристика экзамена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: