Технология проведения семинара

«Определение проблемы реферата по истории педагогики и образования»

Проспекты рефератов прошлых лет.

Литература.



Часть I

ЛЕКЦИИ

(лекции 1-9, 11, 12 – К.Д. Радина)

Лекция 10 «Педагогика и образование в России XVIII века» - С.А. Расчетина)

Лекция 1

Методологические основания

Истории педагогики как науки и учебного предмета

План лекции:

1. Определение понятия «методология», сущность и функция методологии.

2. Ведущие современные методологические подходы к изучению историко-педагогического процесса.

3. Спорные проблемы современного методологического знания.

 

Определение понятия «методология», сущность и функция методологии

В ряде философских словарей предлагается следующее определение «методологии».

Методология – это наука о наиболее общих закономерностях познания действительности. Методология вбирает в себя философское знание о наиболее общих законах бытия, сознания, природы, сущности человека. Можно дать и более простое определение. Например: методология – наука о наиболее общих путях познания истины.

В советский период истории методология опиралась на марксистско-ленинскую философию, один из главных тезисов которой – тезис о первичности бытия по отношению к сознанию. Подобное видение методологии вело к ограничению значимости духовного мира человека, недостаточному вниманию к проблеме активности человеческого сознания. В настоящее время акценты изменились, и активность сознания стала одним из важнейших оснований методологии гуманитарных наук. В связи с этим особую актуальность приобрели взгляды представителей философской мысли русского зарубежья, в частности, общая для многих из них идея о значимости духовного мира человека. Наиболее интересными с этой точки зрения являются учения И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского.

 

Обозначим наиболее важные функции методологического знания при изучении историко-педагогических явлений.

Объяснительно-оценочная функция.

В первую очередь, методологические основания важны для понимания сущности историко-педагогических процессов. Методология позволяет объяснить и оценить то или иное историко-педагогическое явление, то есть она дает ключ для понимания историко-педагогического процесса. Проиллюстрируем это положение.

Почему в педагогической системе Я.А. Коменского природосообразность выступает в качестве универсального принципа? Рассуждая с методологических позиций, можно дать ответ на этот вопрос. Система Я.А. Коменского построена на определенных исторических основаниях, в рамках которых природа становится одной из основных философских категорий.

Системообразующая функция.

Методология помогает выстроить и доказать правомочность той или иной системы педагогических взглядов.

Прогностическая функция.

На основе методологии любую педагогическую систему можно оценить с позиций значения, которое она имеет для будущего, а также понять, какие условия благоприятны для ее существования, и что случится, если условия изменятся.

Яркий пример, иллюстрирующий прогностическую функцию - проблема социальных основ воспитания. Сущность и особенности воспитания как социального явления зависят от специфики социума в конкретный исторический момент.

 

Ведущие современные методологические основания в подходах к историко-педагогическому знанию

В советский период как педагогика в целом, так и история педагогики в частности, опирались на марксистско-ленинское учение. В основе марксистко-ленинского учения лежал так называемый классовый подход. С позиции этого подхода написаны многие учебники и учебные пособия того времени, например, известные учебники по истории педагогики А.А. Красновского, Н.А. Константинова, Е.Н. Медынского, М.Ф. Шабаевой и других. Знакомство с оценками различных педагогических учений и систем, представленными в этих учебниках, позволяют увидеть ограниченность классового подхода при оценке историко-педагогических явлений. Например, с позиции классового подхода в учебнике Н.А. Константинова, Е.Н. Медынского и М.Ф. Шабаевой Джон Локк называется «сыном классового компромисса», и, вследствие этого, многие другие аспекты учения Д.Локка остаются без должного внимания.

Классовый подход, безусловно, имеет право на существование. Он, как и другие методологические подходы, позволяет анализировать, оценивать историко-педагогические явления. Так, велико его значение для оценки историко-педагогических явлений в условиях сословного (классового) общества. Но классовый подход имеет границы своего применения, и его не следует рассматривать в качестве единственно возможного, поскольку в этом случае оценка историко-педагогических явлений окажется необъективной и неполной. Поэтому классовый подход целесообразно дополнять другими, - современными.

В качестве важного методологического основания современной педагогической науки рассматривается гуманистический подход. Взгляд на историко-педагогические явления в гуманистическом ракурсе позволяет расширить оценку, увидеть новые грани значения историко-педагогического знания. Так, с позиций гуманистического подхода можно гораздо полнее оценить личности педагогов прошлого, особенности их педагогического пути, а главное, гуманистическую ценность их педагогических систем.

Примером издания, основанного на гуманистическом подходе, является серия книг Издательского дома Ш. Амонашвили, посвященная великим педагогам прошлого, как носителям гуманистических идей.

Серьезный интерес вызывает сегодня цивилизационный подход, разработанный Г.Б. Корнетовым. Историко-педагогические книги Г.Б. Корнетова построены в соответствии с этим подходом.

 

Однако подробно мы рассмотрим три наиболее универсальных методологических подхода, которые чаще всего в наше время становятся основой историко-педагогических исследований. Это культурологический, антропологический и аксиологоческий подходы. Раскроем сущность и оценим значимость каждого.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: