Одним из видов самостоятельной деятельности студента является подготовка презентации, которая представляет собой устное, лимитированное во времени, выступление с использованием демонстрационного материала.
Вся презентация должна быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона. Необходимо обеспечить унификацию структуры и формы представления учебного материала. Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах. Следует избегать излишне пёстрых стилей и ярких цветов. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех базовых цветов.
Не рекомендуется:
- перегружать слайд текстовой информацией;
- использовать блоки сплошного текста;
- текст слайда не должен повторять текст, который произносится вслух (зрители прочитают его быстрее, чем расскажет преподаватель, и потеряют интерес к его словам).
Рекомендуется:
- сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста: короткие тезисы, даты, имена, термины - главные моменты опорного конспекта;
- использование коротких слов и предложений;
- использование табличного (матричного) формата предъявления материала,
- каждому положению, идее должен быть отведен отдельный абзац текста;
- основную идею абзаца располагать в самом начале - в первой строке абзаца (это связано с тем, что лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца);
- идеально, если на слайде только заголовок, изображение (фотография, рисунок, диаграмма, схема, таблица и т.п.) и подпись к ней.
Во время презентации обучающимся целесообразно наиболее важные и (или) дискуссионные позиции выступления конспектировать, с тем, чтобы использовать в процессе его обсуждения и постановки вопросов докладчику. После выступления докладчика участвующие в обсуждении лица задают ему возникшие у них вопросы. Вопросы могут быть как уточняющего, так и дискуссионного порядка. По последним, а также по иным позициям могут высказать собственное мнение, привести аргументы, подтверждающие их позицию. В обсуждении целесообразно участие как можно большего круга обучающихся, что позволит не только рассмотреть материалы доклада всесторонне, но и будет способствовать выработке навыков и умения публичных выступлений, ведения дискуссии, умения защищать собственную позицию.
Помимо обучающихся, вопросы докладчику могут быть заданы и преподавателем, ведущим занятие, или иным лицом, присутствующим на занятии.
После завершения этапа вопросов докладчику и обсуждения презентации преподаватель подводит итог обсуждению и дает оценку докладу, отмечая как положительные моменты, так и имеющиеся недостатки, дает рекомендации по их устранению
Оптимальная продолжительность презентации по одному вопросу - до 10 минут.
Критерии оценки
Оценка доклада осуществляется в баллахс использованием следующих критериев:
- соответствие презентации выше изложенным рекомендациям;
- соответствие содержания заявленной теме, целям и задачам;
- логичность и последовательность в изложении материала;
- способность к работе с литературными источниками, интернет-ресурсами, справочной и энциклопедической литературой;
- объем исследованной литературы и других источников информации;
- способность к анализу и обобщению информационного материала, - степень полноты обзора состояния вопроса;
- обоснованность выводов.
Реферат
Рекомендации по подготовке
Реферат – это самостоятельная научно-исследовательская работа обучающегося, способствует формированию навыков исследовательской работы, приучает критически мыслить. Требованиями, которых необходимо придерживаться при написании, являются полнота изложения, информативность, объективность и достоверность зафиксированных положений из первоисточника, корректная оценка материала. В средних специальных учебных заведениях под рефератами подразумевают тематические сообщения, подготовленные учащимися.
Методические указания по работе над рефератом содержат этапы работы над данным видом издания, которые включают:
§ выбор темы, актуальной по своему значению и оригинальной, интересной по содержанию;
§ подбор и изучение основных источников, необходимых при написании рефератов (доклада);
§ составление списка литературы;
§ обработку и систематизацию информации;
§ разработку плана реферата (доклада);
§ требования к его содержанию;
§ публичное выступление.
Обычно реферат содержит три главные части: введение, основную часть и заключение. Его структура также обязательно содержит список использованных для подготовки нормативных и прочих источников. Такой элемент как приложение использовать необязательно. Текст всегда должен быть лаконичным, четким, отличаться убедительными формулировками и отсутствием второстепенных сведений. Объем реферата составляет 10 – 12 машинописных страниц. Текст выполняется на одной странице белого листа (формат А4). Страницы нумеруются вверху, в середине, за исключением титульного листа. Поля: верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм.
Компьютерный текст выполняется с полуторным интервалом, шрифт «Times New Roman», кегль 14.
На титульном листе указывается название учебного заведения, темы; курс, группа, форма обучения, фамилия и инициалы автора; ученая степень, должность, звание, фамилия и инициалы научного руководителя.
Оценка выполненной работы производится в соответствии с Методикой бально - рейтингового контроля знаний студентов по дисциплине.
Тематика рефератов должна охватывать вопросы институтов социального обеспечения РФ, изучаемых в рамках дисциплины, но не вынесенные на изучение студентов. Выбор темы и ее раскрытие в рамках реферата является частью самостоятельной работы студента. Темы рефератов определяются студентом самостоятельно и согласовываются с преподавателем.