Заметное место в немецкой литературе займет творчество
Идеальное – возвращение к старым идеям и идеалам, а именно к романтизму, который не только не сошел со сцены, но и обнаружил себя после 1848 г. в новом качестве и в новых формах. Чем объясняется возрождение романтизма в Германии?
Он был связан с патриархальными иллюзиями писателей; он находил отражение в поисках героя, которого автор противопоставлял окружающему миру: и дворянскому тщеславию, и мещанскому убожеству, и беззастенчивости «рыцарей наживы»; он накладывал особый романтический отпечаток на произведения.
С литературой бидермейера поэтический реализм роднит интерес к обычному человеку. Главными жанрами поэтического реализма станут роман воспитания, рассказы (новеллы), повесть.
Существенные изменения появятся в новелле. Изменится ее структура, излюбленной формой станет рассказ-воспоминание, будет ярко выражено лирическое начало. Так появится лирическая новелла.
Выдающийся поэт и новеллист. Родился в семье адвоката. По желанию отца стал юристом, а в жизни главным оказалось литературное творчество.
|
|
Известен как поэт и собиратель народного фольклора. Был дружен с Тургеневым.
«Иммензее» (1850)
и другие новеллы Шторма положили начало поэтическому реализму. Многие новеллы Шторма строятся как рассказы-воспоминание. Этот прием всегда был любим немецкими романтиками.
Лирическая новелла отличается: - небольшим объемом; - повышенной эмоциональностью; - бессюжетной композицией; ярко выраженным субъективным переживанием.
Значение новелл Шторма, в том числе и «Иммензее», состоит в том, что Шторм предвосхищает интерес к внутренней жизни человека, ее потаенным глубинам, что будет особенно популярно в конце века.
Достоинства «Иммензее»: стихотворные тексты играют роль лейтмотивов; тонкое знание человеческой психики и мира чувств; элегический тон рассказа и доминирующее в нем грустное настроение; общий меланхолический тон повествования гармонирует с игрой нюансами света, цвета, мелодии. Это история утерянной любви: и Рейнгард, и Элизабет оказались не в состоянии отстоять свое чувство. Отдельные фрагменты стали узлами припоминаний: «Дети», «В лесу», «Письмо», «Элизабет» и др. Это, по существу, самостоятельные сценки лирического сюжета, которые «крепятся» переживанием героев. Важным оказывается не столько сюжет, сколько художественные средства, с помощью которых автор воплощает свой замысел. Главное внимание уделяется не столько движению действия, сколько созданию лирического настроения. Драматическое развитие чувства героев предчувствуется с первых же страниц. Рейнгард кажется излишне романтическим. Элизабет не очень-то верит в его мечты о далекой Индии, а его рассказы об эльфах ее слегка раздражают. Может быть, именно поэтому доводы матери в пользу брака с Эрихом показались ей убедительными. Противостояние Эриха и Рейнгарда в новелле едва намечено. Ухоженные виноградники, обширный огород, новая винокурня, уютный дом — все свидетельствует о деловитости и практицизме Эриха, которыми не обладает Рейнгард.
|
|
Повествование представляет собой «детализированное изображение», где смысл произведения передается посредством лейтмотивов, деталей, жестов, мимики и т.д.
NB. На следующей лекции выслушаю ваше мнение о «Иммензее».
Французская литература
Шарль Бодлер (1821 – 1867) -
французский писатель, прославившийся своим сборником стихов «Цветы зла», в котором впервые была изложена новая эстетика, названная позднее «эстетикойбезобразного».
Хронологически Ш.Бодлер относится к «поздним» романтикам, мэтром которых был известный французский поэт, эссеист, прозаик Теофиль Готье. Именно ему - «дорогому и уважаемому учителю и другу» - были посвящены, как выразился сам Бодлер, «этиболезненные цветы».
«Поздние французские романтики» формально относились к литературному содружеству «Парнас», придерживались принципа «искусства для искусства». Возникновение подобного кружка было вызвано отвращением поздних романтиков к обществу Второй Империи. Они решили пойти своим путем: отказались от прямого отрицания современного режима (как, например, это делал Флобер) и отзывались на современные проблемы особым способом – отделяя искусство от современной пошлой действительности. Предметом своего творчества они считали Красоту, увлекались экзотикой, древностью, формой, звуком, цветом, запахом. В определенной степени это было и эпатажем современников.
Среди «парнасцев» Бодлер занимал особое место. Уделяя, с одной стороны, большое место таким темам, как Красота, Любовь, экзотика, природа, судьба поэта, он в то же время расширил сферу поэзии, выбрав в качестве одной из своих главных тем – тему Зла.
В литературе Бодлер открывает ряд так называемых «проклятых поэтов». Традиционно Поэт всегда ассоциировался с мудрецом, гражданином, был олицетворением духовности и совести. Под понятием же «проклятый поэт» подразумевается бунтарь, бросивший вызов устоявшимся нравственным принципам, художник с изломанной, трагической судьбой, отвергнутый обществом и обреченный на гибель. Такой была судьба Шарля Бодлера.
Известное выражение из стихотворения Бодлера «Старый колокол»:«В моейгруди давно есть трещина, я знаю…» - помогает понять трагедию поэта, которая сделала его «бесконечно одиноким человеком» - это история его судьбы. Причиной своей трагедии Бодлер считал брак своих родителей, который называл «патологическим, старческим и несуразным». Между его отцом и матерью была огромная разница в 35 лет. Мать Бодлера, сирота и бесприданница, вышла замуж за Франсуа Бодлера не по расчету, а потому что он был талантлив, аристократичен, красив и образован (он закончил Парижский университет). Когда Бодлеру было 6 лет, отец его умер. Госпожа Бодлер вскоре вышла замуж за генерала Опика, который был полной противоположностью отцу поэта и которого Шарль Бодлер возненавидел за то, что тот отобрал у него мать, а особенно тогда, когда его «удалили из дома», отдав в интернат при Лионском Королевском коллеже.
По своему характеру Бодлер был человеком стеснительным и робким, поэтому постоянная опека отчима и матери приносила ему только страдания. Он стал вести рассеянный образ жизни, сблизился с парижской богемой, пристрастился в вину, наркотикам, заболел сифилисом, от чего и умер. Несчастен он был и в своей личной жизни: в силу своей стеснительности он всегда сходился с простыми женщинами, которые изменяли ему и обирали его. В какой-то момент он увлекся революцией 1848 года, но это было мимолетное и совершенно незначительное увлечение.
|
|
Литературно и духовно близким человеком Бодлеру был Эдгар По. Он переводит на русский язык часть его новелл, пишет очерк «Эдгар По».
Свою литературную и искусствоведческую деятельность Бодлер начинает как новеллист, эссеист и художественный критик. Но главным и самым известным его произведением становятся