Тема 1. Налоги в экономической системе общества

Раздел 1. Теоретические основы налогообложения

1. Происхождение налогов, их роль и значение в формирование финансовых ресурсов государства

Налоги – одна из древнейших финансовых категорий. Первое упоминание о них относится к IV в. до н.э. Возникновение и развитие налогов связано с расколом общества на классы, а также появлением государства и его властных структур. Изначально это были бессистемные, обязательные сборы в виде податей, рентных платежей, уплачиваемых большей частью в натуральной форме (натуральные сборы и повинности) и служили дополнением к трудовым повинностям свободного населения (позже крепостных крестьян), а также дани с покоренных народов. По мере развития товарно-денежных отношений налог приобретает денежную форму. В период политической раздробленности налоги в форме различных поборов становятся доходами крупных землевладельцев-феодалов, а с образованием централизованного государства – казны государства. Считается, что одним из первых таких денежных налогов был трибут – поголовный налог на всех граждан Римской империи во II в. н.э.

Обязательные платежи государству носили разные названия, причем они часто изменялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества. На Руси государственные сборы называли подати- то есть принудительный платеж и упоминание о налогах (тягостях) относится к XVII веку н.э.

Постепенно налоги превращаются в постоянный источник обеспечения государства средствами для выполнения им своих общественных обязанностей.

Налоги во всех странах составляют основу доходной части государственного бюджета и используются, главным образом, на содержание государственных структур и создание резервных и страховых запасов на непредвиденные обстоятельства.

В рыночной экономике налоги являются наиболее ощутимым средством воздействия государства на экономику. Это не случайное явление и объясняется оно тем, что при частной собственности на средства производства государство не является собственником значительного количества предприятий. Поэтому изымает посредством налогов часть национального дохода у предпринимателей и предприятий всех организационно-правовых форм собственности.

Налоги являются важным фактором перераспределения национального дохода, призванным сглаживать колебания в системе распределения, а также заинтересовывать развитие отдельных видов деятельности или территорий. Они также позволяют регулировать внешнеэкономическую деятельность предприятий, воздействуют на привлечение инвестиций, определяют размеры прибыли и финансовое состояние предприятий.

2. Основные концепции теории налогообложения

Теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики.

Длительное время преобладала классическая теория налогообложения.

Основоположником классической теории налогообложения принято считать А. Смита. В своем сочинении "Исследование о природе и причинах богатства народов", вышедшей в свет более двух столетий назад, А. Смит выдвинул четыре основных принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна налогового администрирования. Дальнейшее развитие учение А. Смита получило в трудах виднейших западных экономистов того времени: Д. Рикардо, Дж. Милля и некоторых др. Вместе с тем все теоретические рассуждения и научная полемика тех лет сводились, как правило, к тому, чтобы выполнение налогами их основного предначертания - пополнение государственной казны - осуществлялось на принципах равенства и справедливости. Естественно, что подобное теоретическое обоснование роли и места налогов не могло не измениться в силу происходившего в течение многих десятилетий и даже столетий усложнения экономических отношений и связанной с этим необходимости усиления регулирующей роли государства.

Вследствие этого появились новые научные теории налогообложения, среди которых наиболее существенную роль в формировании налоговой политики стран с развитой рыночной экономикой сыграли два основных направления экономической мысли: кейнсианское и неоклассическое.

Основоположником кейнсианской теории налогообложения является английский экономист Дж.М. Кейнс (1883 - 1946 гг.), изложивший ее основные положения в книге "Общая теория занятости, процента и денег". Дж.М. Кейнс в своем труде обосновал необходимость вмешательства государства в процессы регулирования экономики, основанной на рыночных отношениях.

Концепция Дж.М. Кейнса исходит из того, что высокие темпы развития экономики должны базироваться на расширении емкости рынка и связанном с ним увеличении массового потребления. Исходя из этого, вмешательство государства осуществляется по линии достижения эффективного спроса. В отличие от своих предшественников, считавших основой национального богатства одну лишь бережливость, Дж.М. Кейнс обосновал важную роль в достижении этой цели еще и предприимчивости. По его теории, экономический рост зависит от наличия достаточных сбережений, но только в условиях полной занятости. В противном случае даже наличие достаточных сбережений не гарантирует роста производства, поскольку они в этом случае являются пассивным доходным источником и не используются в качестве инвестиционного источника. Серьезная роль, по Дж.М. Кейнсу, в регулировании этих процессов отводится налогам. Чтобы сбережения стали генератором экономического роста, их надо изымать с помощью налогов и через бюджетную систему использовать в качестве ресурса для инвестиций. Исходя из этого постулата, основоположник кейнсианства обосновал необходимость достаточно высоких и прогрессивных ставок налогообложения. По его мнению, прогрессивная налоговая система должна стимулировать производителя для принятия рисковых решений в области инвестиций. Кроме того, низкие налоги уменьшают поступления в государственную казну и обостряют тем самым экономическую неустойчивость.

Таким образом, согласно теории Дж.М. Кейнса налоги должны играть в системе государственного регулирования важнейшую роль. Высокие налоги стимулируют экономическую активность, влияют на сбалансированность в экономике, являясь "встроенными механизмами гибкости".

Экономическая теория Дж.М. Кейнса имела большое прикладное значение. В частности, она использовалась английским правительством в первой половине двадцатого столетия, особенно перед первой мировой войной.

В противоположность кейнсианской теории разработанная рядом экономистов, прежде всего Дж. Мутом, А. Лаффером, Дж. Гилдером, Р. Лукасом и некоторыми другими, неоклассическая модель по-иному рассматривает роль государства в регулировании рыночной экономики. Неоклассическая теория исходит из того, что государство должно обеспечивать устранение препятствий, мешающих действию законов свободной рыночной конкуренции, поскольку, по мнению авторов этой теории, рынок может и должен сам себя регулировать без вмешательства извне и достигать экономического равновесия. Таким образом, указанная теория, в отличие от кейнсианской, отводит государству достаточно пассивную роль в регулировании экономических процессов. Исходя из этого, согласно данной теории, должна строиться и налоговая политика. Налоги должны быть минимальны, и одновременно корпорациям должны предоставляться значительные налоговые льготы. В противном случае, исходя из этой теории, высокое налоговое бремя будет сдерживать предпринимательскую активность и тормозить проведение корпорациями инвестиционной политики, вследствие чего прекратится обновление производственных фондов и начнется спад в экономике. Политика минимального налогообложения позволит рынку самостоятельно обеспечить высокие темпы развития и, соответственно, значительное расширение налоговой базы, а также увеличить доходы государства при минимальных налоговых ставках и максимальных налоговых льготах.

Значительный вклад в развитие неоклассической теории налогов внес профессор А. Лаффер, который установил количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета, построив параболическую кривую, получившую в дальнейшем название "кривая Лаффера" (рис. 1).

Рис. 1. Кривая Лаффера

/ \

ДБ │

ДБмакс ├─ - - - - - - - - -x- - - x х

│ x Нормальная │ Запретная х

│ зона зона

│х │ х

└──────────────────────────┴──────────────────────────────>

СтНмакс СтН

ДБ - доходы бюджета; ДБмакс - максимальные доходы бюджета; СтН - налоговая ставка; СтНмакс - максимальная налоговая ставка.

На рисунке отчетливо видно, что рост налоговых ставок только до определенного предела ведет к соответствующему увеличению бюджетных доходов. Превышая этот предел, налоговая ставка становится тормозом для предпринимательской деятельности, при этом ликвидируются стимулы развития экономики, а доходы бюджета начинают сокращаться, поскольку сужается налоговая база.

Научные теории налогов сыграли свою положительную роль в развитии и подъеме экономики многих стран. Вместе с тем нельзя слепо принимать налоговую теорию без привязки к сложившейся социально-экономической ситуации в конкретном государстве. Поэтому налоговую реформу необходимо проводить, согласуясь с целями и задачами экономического развития на современном этапе, увязывая отдельные аспекты налоговой теории с практикой проведения экономической и финансовой политики. В противном случае неизбежны негативные последствия воздействия налоговой системы на развитие экономики.

3. Понятие налога, сбора

В соответствии со п.1 ст.8 НК РФ налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязательность означает, что все юридические и физические лица, получающие доход, имеющие имущество, осуществляющие хозяйственные операции, должны принимать участие в формировании государственных ресурсов.

Индивидуальная безвозмездность предполагает, что уплата налога не сопровождается прямым встречным исполнением какого-либо обязательства со стороны государства по отношению к конкретному налогоплательщику, как члену общества.

Под сбором в соответствие с п.2ст.8 НК РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).

Отличие налога от сбора.

Налоговый кодекс РФ разграничивает понятия налога и сбора. Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения. При этом уплата налога носит принудительный характер, он уплачивается на основе безвозмездности. Как правило, налог не имеет целевого назначения.

При уплате сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. Сборы взимаются с тех, кто обращаются в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг либо получения лицензий.

4. Функции налогов

Экономическая сущность налога проявляется через его функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика.

Выделяют четыре основные функции налога: фискальную, распределительную, стимулирующая и контрольная. Рассмотрим каждую из них.

Фискальная функция является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, ведь главное предназначение налога - образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций - обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога.

Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.

Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной.

Как активный участник распределительных и перераспределительных процессов, налоги не могут не оказывать существенного воздействия на сам процесс воспроизводства. Здесь находит свое проявление стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других.

С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступлений налогов в государственный бюджет. Одновременно эффективная контрольная функция налогов препятствует уклонению от уплаты налогов.

5. Элементы налогообложения

Налог считается установленными лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

· объект налогообложения

· налоговая база

· налоговый период

· налоговая ставка

· порядок исчисления налога

· порядок и сроки уплаты налога

· налоговая льгота (факультативный элемент)

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность по уплате налогов.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг) имущество, прибыль, доход, расход либо иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборов связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Под стоимостной характеристикой понимается оценка объекта в деньгах.

Под количественной - внешняя определенность объекта: его величина, число, объем.

К физическим характеристикам могут быть отнесены особенности, свойства (плотность, вязкость, показатель преломления света), а также технические характеристики объекта (мощность двигателя).

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество.

Товаром - любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Налоговая база - этостоимостная, физическая, или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливается НК РФ.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

В зависимости от построения налоговых начислений различают твердые и адвалорные ставки.

· Твердые ставки определяются в абсолютной сумме

(акциз на дизельное топливо 1000 р. за 1т.)

· Процентные выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных, которые подразделяются на пропорциональные, регрессивные, прогрессивные.

Пропорциональные - это ставки, действующие в едином проценте к объекту обложения (налоговой базе).

П рогрессивные ставки - это ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения (налоговой базы), при этом действует шкала ставок. До 2001г. подоходный налог с физических лиц взимался по прогрессивным ставкам, колеблющимся от 12 до 30% дохода плательщика.

Налоговая практика выработала две шкалы прогрессии - простую и сложную. При использовании простой шкалы возросшая ставка налога применяется ко всему объекту обложения (всей налоговой базе), - в настоящее время применяется крайне редко.

При сложной шкале объект обложения (налоговая база) делится на части (ступени), каждая из которых облагается своей ставкой, то есть повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень.

Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку она обеспечивает ему более низкое обложение, чем простая, когда весь доход подлежит обложению высокой ставкой.

Регрессивные ставки понижаются по мере роста объекта налога (налоговой базы ).

Налоговые ставки и порядок их определения по федеральным налогам устанавливаются НК РФ. В отдельных случаях, указанных в нем, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.

Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Порядок исчисления налога

Согласно НК РФ устанавливается порядок исчисления налога, при котором налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow