Формы бухгалтерского учета

Документация подтверждает осуществленные хозяйственные операции и придает юридическую силу данным бухгалтерского учета. В соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.

Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные документы должны составляться в момент совершения хозяйственной операции по установленной форме, доброкачественно и содержать необходимые реквизиты и достоверные данные. К учету принимаются только правильно оформленные первичные документы.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по соответствующей форме и содержат следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

За достоверность содержащихся в документах сведений и доброкачественность их оформления несут ответственность должностные лица, подписавшие документ.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

На основании первичных документов производятся записи в учетные регистры (счета, журналы, ведомости и т.д.).

Записать хозяйственную операцию на счетах бухгалтерского учета – означает отразить ее содержание в учетных регистрах.

Исправление записей в учетных регистрах осуществляется: а) корректурным способом; б) способом дополнительной записи.

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.

Все виды документов можно классифицировать по различным признакам (см. рис. 9).

Учетные документы подразделяются на:

внешние – поступают на предприятие со стороны (от поставщиков, покупателей, от банков, бюджетных организаций, налоговой инспекции и т.п.). Например, счет-фактура, платежное поручение, инкассовое поручение. Выписки из расчетного счета и т.п.;

внутренние – составляются на самом предприятии.

Внутренние учетные документы имеют несколько видов:

· распорядительные – с указаниями о производстве, о выполнении тех или иных хозяйственных операций (приказы, распоряжения, финансовые документы);

· оправдательные (исполнительные) – они удостоверяют факт совершения хозяйственных операций (приходные ордера (акты приемки материалов), акты, накладные и т.п.), в обязательном порядке подписываются ответственными лицами, затем поступают в бухгалтерию, проверяются и принимаются к учету;

· комбинированные – одновременно исполнительные и распорядительные (кассовые приходные и расходные ордера, ведомости на выдачу заработной платы и т.п.);

· документы бухгалтерского оформления (справки, расчеты, ведомости распределения).

В зависимости от характера хозяйственной операции и временного режима бухгалтерии документы подразделяются на:

разовые – составляются в один прием и на каждую хозяйственную операцию;

накопительные – составляются в течение определенного периода постепенным накапливанием однородных хозяйственных операций (лимитно-заборные карты, наряды и т.п.);

первичные – составляются на каждую операцию в момент ее совершения (документы на отпуск материалов);

сводные – обобщают показатели путем соответствующей группировки, систематизации (сводные ведомости).

Учетная документация должна быть точной, простой и ясной, своевременно оформленной и достоверной. Среди учетных документов часто используют так называемые типовые документы, которые характерны для предприятий разных форм собственности.

Система движения документов организации от момента их составления или получения, проверки, бухгалтерской обработки до сдачи в архив, организованная должным образом, называется документооборотом. Рациональная организация документооборота повышает оперативность, действенность и качество бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета выбирается организацией самостоятельно и в течение отчетного года остается неизменной.

Под формой бухгалтерского учета понимается совокупность учетных регистров, их структура и взаимосвязь между собой, и способы записи в них.

Наиболее распространенными формами бухгалтерского учета являются мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная.

Документация организации
По назначению
Распорядительные, оправдательные, бухгалтерского оформления
По объему информации
Первичные, сводные
По количеству зарегистрированных операций
  Разовые, накопительные
Учетные регистры
По способам записи
Хронологические, систематические, комбинированные
Синтетические, аналитические комбинированные
По технике заполнения записей
Линейно-позиционные, линейные, шахматные
По внешнему виду
Книги, карточки, листы и прочие, а также электронные носители
По степени детализации
Рис.9. Классификация документации организации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: