Характеристика типов организационных структур управления

Тип структуры Преимущества Недостатки Применение
линейная -оперативность принятия управленческих решений - четко закрепленная и выраженная личная ответственность - единство и четкость распорядительства -высокая концентрация власти на высшем уровне -повышенные требования к профессионализму руководителя -перегрузка информацией и системой контактов с подчиненными При организации работ на низовых производственных звеньях мелкого бизнеса

Окончание табл. 6

функциональная -уменьшение времени прохождения информации -специализация деятельности руководителей -высшее руководство меньше загружено, чем при линейной структуре -возможность получения противоречивых указаний -сложность разделения взаимосвязанных функций -сложность контроля -недостаточная гибкость управления На предприятиях, выпускающие ограниченный набор продукции, находятся в стабильных внешних условиях
линейно-функциональная -расширение возможности принятия компетентных решений -сокращение времени на решение технологических вопросов производства -замедленность технологического процесса принятия решений -заинтересованность подразделений в разрешении своих функциональных цепей -снижение прямой ответственности за результаты решений -появление тенденций в чрезмерной централизации Для организации корпоративных предприятий, АО
дивизионная -повышение самостоятельности и ответственности отделений в вопросах максимизации прибыли и завоевания позиций на рынке -рост управленческого аппарата -возможность появления конфликтов из-за централизованного распределения ресурсов Крупные производствен-ные предприятия
матричная -быстрая реакция и адаптация на условия внешней среды -активизация творческих возможностей персонала -сокращение оперативной нагрузки на руководителей высокого уровня -более рациональное использование профессиональных кадров -усложненная структура соподчинения в системе управления -реальная необходимость периодического изменения структурных подразделений -двойственность в подчинении специалистов -трудности в адаптации работников и приобретении навыков по новой программе Крупные производствен-ные предприятия

Наилучшей из нескольких сравниваемых организационных структур является такая, которая обеспечивает выполнение поставленных задач с минимальными ресурсами в равные сроки или в более короткие сроки с равными ресурсами.

Хорошо, если описание организационной структуры будет включать в себя рисунок, иллюстрирующий организационную схему предприятия. На ней должно быть показано, кто и чем будет заниматься, как все службы будут друг с другом взаимодействовать, как их деятельность намечается координировать и контролировать.

Особенностью малой формы бизнеса является то, что в организационном плане формальная структура фирмы может быть в максимальной степени совмещена с конкретными характеристиками и требованиями к ключевому персоналу.

В малом бизнесе эффективную организационную структуру рекомендуется формировать под определенную команду. Поэтому для реализации замыслов необходимо иметь квалификационных работников, способных решать ключевые задачи, обсудить организацию деятельности управленческой команды компании, оценить ее возможности по развитию дела так, чтобы вести к минимуму возможности риска. Работа персонала фирмы будет успешной лишь в том случае, когда интересы производства и индивидуальные способности работника будут согласованы.

Рекомендуемая схема данного раздела плана

А. Организационная структура. Перечислите ключевые управленческие должности в фирме и назовите людей, которые их займут (полезным является представление схемы организационной структуры). Если невозможно заполнить все должности сотрудниками без чрезмерного увеличения накладных расходов, поясните, как и кем их функции будут выполняться (с использованием работников-совместителей, консультантом или путем совмещения функций). Приведите примеры успешной совместной работы главных действующих лиц управленческой команды, чтобы они могли продемонстрировать, как навыки и опыт каждого дополняют и создают эффективную управленческую команду.

Б. Главные руководители фирмы. Опишите права и обязанности каждого члена команды управления: кто какую работу выполняет; кто кому подчинен; кто принимает окончательные решения; на каждого руководителя составьте подробно резюме, необходимая как иллюстрация деловых качеств и достигнутых результатов в управлении и свидетельствующее о его способности справится с будущими обязанностями. Резюме состоит из следующих составных частей:

- имя, фамилия;

- адрес;

- телефон;

- должность, на которую рекомендуется кандидат;

- краткая характеристика (укажите возраст, способности, интересы и квалификацию кандидата, мотивы занятия предпринимательской деятельностью, подходит ли он по состоянию здоровья для работы в этой должности);

- трудовой опыт (начните с последнего места работы и перечислите их в обратном порядке. Отметьте, имеется ли опыт в этой сфере предпринимательской деятельности, есть ли навыки управления);

- образование (начните перечень с указания последнего учебного заведения, которое окончил кандидат, и перечислите их в обратном порядке);

- семейное положение;

- рекомендации (адреса и телефоны людей, которые могли бы рекомендовать кандидата).

После того как определена организационная структура, необходимо более точно установить численность сотрудников, сроки и режим их работы, а также предполагаемую оплату труда.

Размер оплаты труда зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессионально-деловых качеств работников, результатов их труда и хозяйственной деятельности предприятия, от конъюнктуры рынка труда в регионе.

Расходы на оплату труда состоят из:

- основной заработной платы, представляющей вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда;

- дополнительной заработной платы, в которую входят доплаты, набавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, а также премии, связанные с выполнением заданных функций;

- других поощрительных и компенсационных выплат в форме вознаграждений по итогам работы за год, премий, компенсационных и других денежных и материальных выплат, либо не предусмотренных действующим законодательством, либо проводимых сверх указанных актами норм.

Более детально расходы на персонал приведены в финансовом плане.

2.7. Правовое обеспечение бизнес-плана

В разделе «Правовое обеспечение», который особенно важен для новых предприятий и фирм, необходимо указать ту форму собственности, в которой намечается вести дела. Практически речь идет о форме собственности и правовом статусе организации: индивидуальная фирма, товарищество, открытая или закрытая акционерная компания, совместное предприятие и т.д. Каждая из этих форм имеет свои особенности, свои плюсы и минусы, которые могут повлиять на успех проекта. Главное, необходимо обосновать причины выбора той или иной формы собственности и организации дела, наметить возможные перспективы изменения этих форм и объяснить, почему такая стратегия наилучшая.

Основными документами, необходимыми для подробного написания данного подраздела, являются:

- устав предприятия;

- учредительный договор;

- лицензия на право ведения работ;

- патент (авторское право);

- сертификат качества продукции;

- сертификат уровня производства;

- международная, федеральная, региональная и местная программы;

- особенности налогообложения;

- договор, в том числе аренды, купли, продажи;

- гарантийные письма.

При рассмотрении правовых аспектов следует также обратить внимание на возможные поддержку и льготы по проекту. К их числу можно отнести:

- первоочередное выделение земли, помещений и др.;

- предоставление длительной аренды;

- поддержку со стороны государства отечественных производителей (ограничение импорта);

- экспортные льготы;

- льготные кредиты;

- налоговые льготы;

- возможности списания средств при решении определенных задач, выполнение заранее оговоренных условий;

- и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: