Стереотипы и установки

Стереотипы – это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» мира «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права. (У. Липпман)

Социальный стереотип – это «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей. (Т. Шибутани)

Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками.

Такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени.

Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно.

Социальные стереотипы становятся более отчетливыми и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами. Ими в высшей степени трудно управлять в условиях значительной напряженности и конфликта.

Они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.

При разработке своей концепции Липпман опирался на данные психологической науки о рефлекторном характере психической деятельности человека.

Сущность его концепции сводится к следующему:

· Поскольку «реальная действительная слишком обширна, сложна и изменчива для непосредственного знакомства с ней», человек перестраивает окружающий мир «по простой модели»

· Вся человеческая культура – это, главным образом отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. Таким образом, формирование стереотипов это экономия собственных усилий, т.к. попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна.

· Процесс познания, восприятия нового – это процесс подведения, механической подгонки еще неизвестного явления, факта под устойчивую общую формулу или образ. Происходит стандартизация явления, что является нормой, законом.

· Стереотипы, выступающие в качестве стимула, призваны вызвать у человека реакцию – это чувства симпатии и антипатии, страха и гнева, любви и ненависти по отношению к тем или иным социальным явлениям.

· Под влиянием информации о событиях, а не непосредственного наблюдения за ними, в сознании человека складываются упрощенные образы, стандартизированные представления об окружающем мире, «картинки в наших головах», или стереотипы.

· Липпман разграничивал внешний мир и «картинки в головах», подчеркивая их неадекватность.

Основные механизмы стереотипы:

· Стереотипы возникают спонтанно на основе опосредованного восприятия объетка: «нам говорят о мире до того как мы познаем мир на опыте»

· Способствуют формированию традиций и привычек

· Оказывают воздействие на формирование нового эмпирического опыта

· Стереотипы – преимущественно неадекватные образы объективной реальности, основанные на ошибке человека

· Стереотип однозначен. Делит мир на 2 категории: хорошее и плохое

· Эмоционально-оценочное образование. Складывает 2 компонента: знание и отношение.

Знание – стандартное, упрощенное, а отношение – эмоциональное. Отношение в стереотипе преобладает.

· Стереотипные образования, суждения, оценки, образы концентрируются в готовых формулах: в пропагандистских штампах, конкретизирующихся в средствах массовой информации с помощью языковых средств и виз изображений.

· Обладают внушающим действием.

· Представляют собой упорядоченную, непротиворечивую картину мира.

· Составляют основу мифов, на которых базируется любая идеология. СМИ в любом обществе с помощью метода стерео типизации внедряют в сознание читателей.

· Автоматизируют наше мышление, помогают без всяких затруднений давать оценку тем явлениям, которых касаются стереотипных суждений.

· Причиной использования стереотипов является необходимость экономии времени и усилий.

· Стереотипам свойственна предвзятость.

· Механизм стереотипизации

Четыре аспекта стереотипов:

· Стереотипы всегда проще, чем реальность

· Люди приобретают стереотипы, а не формулирует их сами на основе личного опыта.

· Все стереотипы ложны. Они всегда приписывают конкретному человеку черты, которыми он обязан обладать лишь из-за своей принадлежности к определенной группе.

· Очень живучи. Если человек не соответствует действительности, они склонны не отказаться от него, а утверждать, что исключение лишь подтверждает правило.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: