Понятие и разделы религиоведения. Классы терминов и понятий

Лекция 1

Предмет религиоведения

Человек – часть природы, однако он обладает сознанием и это выделяет его из неодушевленных объектов. Одно из проявлений процессов сознания — вера, которая есть у всех людей. Даже если человек не имеет религиозной веры, он верит в то, что Бога нет, поскольку знать это как эмпириче­ский факт нельзя. В любом случае, бытие че­ловека не объясняется лишь физическими за­конами.

Наличие многих религий приводит к вопросу о том, какая же из них истинна. Для испове­дующих любую веру естественно считать свою религию единственно верной, а все прочие – неистинными, не ведущими к подлинному спасению. Вопрос об истинной вере вне ком­петенции науки, так как ее методы разрабатывались для познания зримого мира. По­пытки создать синкретическую религию также не увенчались успехом. Данный курс ставит своей целью предложить гуманитарное толкование религиозных процессов. В про­шлом, религия служила важным источником формирования культуры. Сегодня, несмотря на утрату роли мировоззренческого ориентира, мы тем не менее не можем утверждать, что рели­гия стала в меньшей степени влиять на жизнь общества в других сферах. Это позво­ляет считать, что изучение религии и преподавание религиоведения сохраняет свою акту­аль­ность.

Религиоведческое знание имеет и практическую функцию. Современный человек, по­лу­чивший высшее образование должен обладать пониманием религии и процессов, кото­рые мы называем религиозными. Те студенты, которые станут государственными служа­щими, вынуждены будут сталкиваться в своей работе с представителями разных конфес­сий. Для этого необходимо знать, чего можно ждать от тех или иных религий, каковы их убежде­ния и т.д.

План

Понятие и разделы религиоведения.

Методология религиоведения.

История религиоведения.

4. Школы и направления исследования.

Понятие и разделы религиоведения. Классы терминов и понятий.

Религиоведение — это гуманитарная дисциплина, изучающая религию, как со­вокупность явлений, в которых люди выражают сознание радикальной конечности своего существования и ее реальное преодоление.

В этом определении охвачены, по крайней мере, те религии, а также духовные про­цессы, которые с трудом могут быть идентифицированы как религи­озные, которые ставят общую цель — трансцендирование индивида, выход за пределы обыденного телесного опыта.

Если учитывать, что есть и религии индифферентно отно­сящиеся к проблеме пре­одоления человеком его смертности, то можно определить рели­гиоведение как дисцип­лину, изучающую вероисповедальные практики человечества.

За историю развития религиоведения, выделились такие более узкие на­правле­ния, как: философия религии, феноменология религии, история религии, социо­логия рели­гии, психология религии.

Ядро религиоведения составляет философия религии, которую можно понимать двояко, либо как религиозная философия, либо как философствование о религии.

Религиозная философия – это картина мира в тех или иных вероучениях, включаю­щая в себя ответы на вопросы: что такое человек? что есть внешний мир? что я должен делать? В той или иной форме все религии дают ответы на эти фундаментальные вопросы, а неко­торые и еще и углубляются в такие темы как устройство вселенной, причинно-след­ствен­ная зависимость, понятия времени, пространства, сущего, сознания

Во втором значении, философия религии – это теоретическое осмысление религиоз­ного феномена с помощью философских методов (диалектического, феноменологиче­ского, герменевтического и т.д.).

Феноменология религии – второй основополагающий раздел религиоведения. Ее объек­том служат повторяющиеся структуры в разных религиях, снятая форма религиоз­ности. Суть в том, что во всех религиях есть некоторые базисные элементы, безотноси­тельные к пространственно-временному наполнению. Это символы, с помощью которых осуществ­ляется сакральная коммуникация, а также субъективные и объективные явления как след­ствие этой коммуникации. Субъективные феномены в религии – это религиозное чувство, убежденность, благочестие, набожность, святость, неудовлетворенность земным, вера в посредника. К объективным явлениям можно отнести ритуалы, молитвы, жертво­прино­шения, понятие греха и искупления.

Так, идея божественности встречается у разных народов. У жителей Малайи она то­ждест­венна идее «Маны» (надмирной силы). Эта сила распределяется неравномерно, люди могут обладать ей в большей или меньшей степени. Тот человек, которого сопрово­ждает удача, который отличается ловкостью и красотой, — тот имеет «много Маны». «Мана» может передаваться от одного к другому, человек может стать причастным к ней посредством прикосновения и посвящения».

Религии спасения выдвигают еще и психофизические требования к человеку, кото­рые суть одни из условий его восприятия этого божественного: пищевые запреты, табуи­рова­ние секса, контроль ума, ранний подъем и т.п.

Для общения с незримым миром человек в различных религиях прибегает к помощи «по­средника» — предмета, символа, наделенного особым свойством — служить вместили­щем божественного. Каменные, глиняные, костяные, деревянные символы — это услов­ные знаки, указывающие на то, Что не может быть выражено.

Другим посредником выступают личности, осуществляющие процесс коммуника­ции, ме­жду обыденным миром и миром сакральным. Эти лидеры указывают пути решения жиз­ненно важных проблем. Так, Будда в своей первой (бенаресской) проповеди говорит уче­никам: «…существует страдание, существует причина страданий, существует прекра­ще­ние страданий, существует путь прекращения страданий». «Человек не речистый», Мои­сей пришел «и пересказал народу все слова Господни и все законы». Постигший не­выра­зимый Дао, Лао-Цзы учит: «Достигший совершенства — справедлив; справедливый мо­жет быть Царем, ибо путь Царя — путь Неба; путь Неба — путь Дао; путь Дао вечен и безопасен». Иисус Христос говорит в Евангелии от Иоанна: «Я есть Путь, и Истина, и Жизнь… Я пришел, чтобы имели жизнь, и имели с избытком».

Таким образом, в структурной форме, в религии выдвигаются два основных требова­ния, обеспечивающие трансценденцию индивида – управление психофизической деятель­но­стью и символическая практика.

История религии исследует движение религии во времени. С помощью сопостави­тель­ного, структурного, системного анализа она обрабатывает массив исторических фак­тов, прямо и косвенно имеющих отношение к возникновению, сохранению и угасанию рели­гиозных процессов.

Социология религии ставит своей задачей исследовать функционирование религии в об­ществе, ее влияние на формирование социальных групп, а также взаимоотношения рели­гии и политики, религии и власти. Здесь религия рассматривается как общественная под­система.

Психология религии изучает религиозное сознание и поведение индивида, а также про­цессы принятия религиозных убеждений, приспособление адепта религии к общест­венной жизни, воздействия религиозных практик на психику.

Наша страна, долгое время не участвовавшая в процессе становления религиоведче­ского знания подарила миру такой раздел как свободомыслие (ex-научный атеизм). Мало при­знанный где либо еще, этот раздел, в действительности, ставит серьезную герменевти­че­скую проблему интерпретации религиозных текстов. За свою историю человечество на­ко­пило множество моделей недогматического подхода к религиозным учениям и идеям. «Научный атеизм» или вообще безбожие – это лишь одно из проявлений свободомыслия, наряду со многими другими, такими как деизм («внебожие»), пантеизм («всебожие»), па­нентеизм («вбожие»), скептицизм, нигилизм, секуляризм. В частности, такое явление как секуляризация (становление нейтрального отношения к вопросам религии) возможно больше нанесла урона религии, нежели атеистическая пропаганда. Люди, эмоционально убеждающие других, что Бога нет, скорее способствуют распространению религии, чем ее сдерживанию. В то время как холодные безразличные потребители, игнорирующие транс­ценденцию, формализуют религию и превращают ее в незаметный социальный институт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: