Содержание разделов дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
  Лингвистические основы методики развития лексической системы языка детей с нарушениями развития Характеристика слова, его роль в языке и речи. Свойства слова: фонетическая выраженность, грамматическое оформление, семантическая валентность. Значение и смысл слова. Освоение ребенком с нарушениями развития предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. Усвоение слов как единиц лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Особенности овладения лексической системой языка детьми с нарушениями развития. Воспитательный потенциал лексики. Задачи словарной работы в С(К)ДОУ. Ономасиологический и семасиологический аспекты словарной работы в С(К)ДОУ и ее направления. Ориентировочные тематические словари-минимумы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Принципы, методы и приемы словарной работы в С(К)ДОУ. Речевой образец (называние) педагога-дефектолога, индивидуальное и хоровое воспроизведение образца, сопряженная речь, лексический анализ языка художественных произведений, словарные дидактические игры, лексические упражнения, загадывание и отгадывание загадок.
  Развитие грамматической системы языка детей с нарушениями развития Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей. Грамматическое значение. Морфологически и синтаксически оформленная речь как средство общения. Особенности усвоения детьми с нарушения развития грамматического строя русского языка. Основные задачи работы по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с нарушениями развития: освоение морфологической, синтаксической сторонами речи, элементами словообразования. Пути формирования грамматически правильной речи: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок. Методы и приемы формирования грамматически правильной речи: образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Практика речевого общения и образец речи педагога-дефектолога как условие формирования грамматических навыков. Методика исправления грамматических ошибок.
  Развитие фонетической системы языка детей с нарушениями развития Характеристика звуковой стороны русского языка и ее компоненты: фонетическая и орфоэпическая правильность речи, выразительность и четкая дикция. Разделы звуковой культуры речи: культура речепроизношения и речевой слух.Особенности усвоения звуковой стороны речи детьми с нарушениями развития. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи. Показ-образец произношения с активным упражнением детей. Принципы раннего начала работы и ее систематичности. Этапы обучения правильному звукопроизношению. Последовательность работы над звуками. Речевая активность детей на основе подражания образцу – четкому, ясному произношению педагога-дефектолога – как основа усвоения фонетической системы языка. Формирование фонетико-интонационной выразительности речи.
  Развитие монологической и диалогической устной речи детей с нарушениями развития как форм существования языка Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Языковое оформление диалога. Характеристика монологического высказывания. Особенности развития связной монологической и диалогической речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Группы диалогических умений. Требования к диалогической речи по возрастным группам. Способы соединения фраз в тексте. Типы монологов в зависимости от функции (назначения), в зависимости от источника высказывания. Обучение диалогической речи в С(К)ДОУ. Разговор воспитателя с детьми как основной метод формирования диалогической речи в повседневном общении. Прием словесных поручений, совместная деятельность (игра) и специально организованные речевые ситуации для формирования диалогической речи. Беседа как метод обучения диалогической речи. Приемы обучения рассказыванию: совместное и коллективное составление рассказа, образец и план рассказа, моделирование. Пересказ литературных произведений. Требования отбора произведений для пересказа. Виды пересказа. Требования к пересказам детей с нарушениями развития. Структура занятий по пересказу. Приемы обучения пересказыванию: осмысленное восприятие произведения; педагогическое руководство самим процессом пересказывания; анализ и оценка речевой деятельности детей.
  Лингвистические основы методики обучения грамоте детей с нарушениями развития Грамматика и орфография как разделы языкознания в обучении детей с нарушениями развития правописанию. Общеречевое развитие детей с ОВЗ, речевая рефлексия и сознательное оперирование языком как основа подготовки к обучению грамоте. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте и его особенности применения в С(К)ОУ. Элементарный лингвистический анализ: ознакомление детей со словом (вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы), с предложением, со словесным составом предложения, со звуко-слоговым строением слова. Этапы работы по букварю. Особенности освоения детьми с нарушениями развития грамматики и правописания. Работа над первоначальными языковыми обобщениями в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса в коррекционной школе. Методика обучения отдельным языковым темам школьников с нарушениями развития.
  Методика работы с художественной литературой в С(К)ДОУ. Основные этапы работы над художественным произведением в коррекционной школе Художественная книга как образец литературного языка и как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с нарушениями развития. Критерии отбора книг и литературных произведений для чтения и рассказывания дошкольникам с нарушениями развития. Методы ознакомления с художественной литературой: чтение педагога-дефектолога по книге или наизусть, рассказывание педагога-дефектолога, инсценирование. Основные формы работы с книгой в детском саду. Литературный анализ художественного текста педагогом-дефектологом. Объяснение незнакомых слов. Структура занятия по художественному чтению и рассказыванию в С)К)ДОУ. Методики ознакомления с художественной книгой на разных возрастных этапах. Особенности занятий по ознакомлению дошкольников с литературными произведениями разных жанров. Ознакомление с поэтическими произведениями дошкольников с нарушениями развития. Методические требования к заучиванию стихов. Использование художественной литературы вне занятий. Уроки литературного и объяснительного чтения в специальной (корррекционной) школе. Основные этапы лингвистического анализа художественного произведения младшими школьниками с нарушениями развития. Развитие умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении. Развитие умения воссоздать в воображении картины жизни, изображённые писателем. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, видеть соотнесённость эпизодов, понимать логику развития действия. Развитиеумения целостно воспринимать образ-персонаж как один из компонентов художественного произведения, служащий (наряду с другими) для раскрытия идеи. Развитие умения видеть авторскую позицию (отношение) во всех элементах художественного произведения. Развитие умения осмыслить (осознать) идею произведения. Принципы анализа художественного произведения в школе. Содержательная и эмоциональная подготовка к первичному восприятию текста. Первичное целостное эмоциональное восприятие художественного произведения (первичный синтез), анализ художественного произведения и вторичный синтез. Работа с текстом до, во время и после чтения. Особенности оформления конспекта урока литературного чтения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: