Групповые методы

Групповым методом повышения качества является обучение персонала а также организация и обеспечение постоянного функционирования кружков качества.

Несомненно, что для вовлечения всего персонала организации в деятельность по совершенствованию качества потребуется дополнительное обучение персонала. При этом необходимо преследовать три основные цели:

1. Изменение отношения к проблемам качества.

2. Пробуждение сознательности, ответственности за качество.

3. Освоение теории управления качеством.

Можно воспользоваться позитивным опытом японских кружков качества, уделяющих особое внимание обучению рядовых работников. На первых 7-8 заседаниях кружка (продолжительностью не более одного часа) изучаются следующие темы:

· методы сбора, анализа и представления данных;

· средства регулирования технологических процессов (выборочный контроль, контрольные карты);

· методы выявления проблем (причинно-следственные диаграммы, «мозговой штурм» и др.);

· методы группового ситуационного анализа.

Метод мозгового штурма - метод, помогающий группе генерировать множество идей. Это могут быть идеи в отношении:

- того, что надо улучшать;

- возможных причин дефектов или проблем;

- возможных путей решения проблем или способов усовершенствования.

Правила мозгового штурма:

1. Мозговой штурм - это метод групповой работы.

2. Обсуждаемый вопрос или проблема ясно определены. Как правило, это проще всего достигается с помощью вопросов «почему?», «как?» или «что?». Например:

- Что надо сделать в офисе, чтобы в нем было приятнее работать?

- Как можно снизить число бракованных деталей в оборудовании, отправленном потребителю?

- Почему люди не вносят рационализаторских предложений?

Проверьте, все ли члены группы понимают вопрос. Напишите его на бумаге или на доске так, чтобы он был виден в течение всего времени обучения.

3. Дайте группе возможность подумать над вопросом пару минут в тишине.

4. Затем попросите членов группы вносить предложения. Пока они высказываются, кто-то записывает их на больших листах бумаги (флипчартах).

5. Во время выступлений членов группы запрещается комментирование, похвала, критика. Это чрезвычайно важно. Главная задача - создать атмосферу, в которой люди чувствуют себя свободными при внесении любых предложений независимо от того, насколько эти предложения кажутся странными, оригинальными, необычными или противоречащими принятой культуре. Это означает также, что не разрешаются никакие невербальные комментарии.

6. При записи идей каждый, кто записывает, должен сохранять
точную формулировку, предложенную выступающим. Не надо пытаться
сократить или переформулировать идею на данной стадии. Даже если
кажется, что эта идея уже была высказана ранее, ее все равно надо записать снова.

7. Эту фазу стоит продолжать около 10 минут. Можно ожидать, что в течение этого срока будет выдвинуто от 20 до 75 предложений.

8. Теперь тщательно рассмотрите все предложения, проверьте, все ли поняли их. При необходимости попросите внесшего неясное предложение объяснить, что оно значит.

9. Снова внимательно рассмотрите все предложения, чтобы
убедиться в том, что среди них нет повторяющихся. Это требует
основательного обсуждения. Два предложения можно объединить,
только если с этим согласны оба человека, которые их внесли. Таким
образом, работников фирмы учат выявлению, исследованию и решению
проблем в области качества.

Для управленческого персонала необходимо включить в процесс обучения не только изучение науки о качестве, но и изучение особенностей фирмы в отношении качества. При этом процесс обучения должен проходить раздельно для представителей высшего, среднего и низшего звеньев управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: