Метод номинальной группы - это групповой метод ранжирования установления приоритетов и голосования по списку соображений, который может быть получен разными путями: в процессе мозгового штурма или дискуссий, или опросов потребителей. Данный метод, как правило, используется в группе численностью до 25 человек, в которой можно работать со списком соображений, содержащим до 40 пунктов.
Процедура такова:
1. Запишите все соображения, нуждающиеся в установлении
приоритетов, на листе бумаги.
2. Убедитесь, все ли понимают, что означает каждое из соображений.
3. Если какие-либо соображения повторяются, объедините их. Присвойте каждому из оставшихся соображений определенный номер от 1 до N, где N - общее число соображений.
4. Если хотите, можете провести обсуждение для выявления «за» и «против» каждого соображения. В процессе обсуждения можно использовать количественные данные.
5. Решите, сколько соображений будет подвергать процедуре ранжирования каждый член группы. В разных книгах приводятся различные формулы для этого, но, как правило, они дают, вероятно, слишком большие цифры. Поэтому руководствуйтесь следующим:
|
|
Общее число соображений | Количество соображений, подлежащих ранжи- |
(N) | рованию каждым членом группы (n) |
1-10 | 5-10 |
11-15 | 6-7 |
16-21 | |
22-40 | 7-10 |
41-100 | 10-20 |
6. Все члены группы, работая индивидуально, выбирают затем свои главные n соображений, например, пять или семь, как было решено на предыдущем этапе.
7. Все члены группы затем оценивают свои n главных соображений по следующей схеме:
номер n означает первый выбор, которому отдается наивысший приоритет;
номер (n-1) соответствует второму приоритету;
номер (n-2) отдается третьему по счету приоритету; и так оцениваются все соображения вплоть до последнего, которому присваивается номер 1.
Если, например, члены группы решили оценивать по семь соображений, тогда:
балл 7 означает соображение первого приоритета;
6 - второго;
5 - третьего;
4 - четвертого;
3 - пятого;
2 - шестого;
1 - седьмого.
8. Имена участников группы и идентификационные номера
соображений записываются в таблицу.
Номер соображения | Имена членов группы | ||||
А | Б | В | Г | д | |
… N |
9. Каждый участник произносит оценки своих n главных соображений, которые заносят в эту таблицу. В каждой строке подсчитывается общее число баллов.
10. Окончательные ранги присваиваются по числу баллов. Это нельзя сделать в простом примере, приведенном выше, поскольку мы не знаем баллы, присвоенные соображениям от номера 7 до номера N.
11. Окончательные ранги показывают общегрупповые приоритеты. Кроме того, по кластерам баллов можно выделить подгруппы с разными приоритетами. Приняв это во внимание, далее можно работать по подгруппам.
|
|
Пример. Семи продавцам, занимающимся розничной торговлей, задали вопрос: «Что мешает вам сделать вашу работу более эффективной?» 68 вариантов ответов были распределены по рангам. Первые 16 представлены в виде диаграммы (рис. 13).
Рис. 13. Диаграмма ответов продавцов
Результаты показывают, как чувствует себя персонал на работе и относится к руководству фирмы.