Генерирование и разработка отличных рекламных идей — чрезвычайно трудная задача. Не менее сложная — умение убедить в вашей правоте коллег и заказчика. Когда вы видите великолепную рекламу, вы можете быть совершенно уверены в том, что большая идея увидела свет только благодаря тому, что клиент оказался готовым принять рискованное решение.
Независимо от склонности клиента к риску, вы должны уметь продавать рекламу так же совершенно, как совершенна ваша вера в то, что реклама — двигатель торговли. Презентация творческой составляющей рекламной кампании должна происходить после рассмотрения и обсуждения других ее аспектов (обобщение основ маркетинга данного товара или услуги, обсуждение результатов, использованных для разработки стратегии и медиа-плана исследований).
Так как маркетинговые мероприятия затрагивают целевые рынки и широкий спектр маркетинговых целей, презентация рекламы будет ограничена коммуникативными аспектами проводимой кампании. Но когда, собственно, начинается ваша работа над презентацией? Фактически вы приступили к ней несколько недель (месяцев) тому назад, устанавливая спокойные двусторонние отношения со своим клиентом. Заказчики очень не любят сюрпризов. Ничто не отталкивает их сильнее, чем приход на презентацию без малейшего представления о том, что ждет впереди. Поддерживая контакты с клиентами и давая им возможность ощутить себя ценными членами вашей команды, вы формируете их восприимчивость. Это не значит, что вы сразу же должны раскрыть клиенту свой творческий замысел, но, несомненно, необходимо согласовать с ним основное направление рекламной кампании до презентации. Хорошие заказчики готовы к риску и не препятствуют творческой составляющей. Часть вашей работы заключается в формировании такого отношения клиента задолго до дня презентации. Когда же он наступит, события должны развиваться следующим образом.
1. Начните с краткого изложения задания. Вам предложили решить определенную проблему. Напомните о ней клиенту и поделитесь результатами ее творческого изучения. Можете также упомянуть об отвергнутых вами идеях, продемонстрировав вашу заботу об успехе кампании, а не только о желании продать свой «товар».
2. Подробно опишите креативную стратегию. Вы разговариваете не с конечным покупателем, положительное отношение которого к вашей рекламе не предполагает предварительного осознания стратегии. Вы общаетесь с людьми, которые собираются щедро оплатить ваши усилия. Следовательно, вы должны, используя логику, убедить их в том, что представляемые вами идеи — которые могут показаться совершенно нелогичными — есть результат тщательного, всестороннего осмысления. Поэтому говорите о том какие мысли она вызовет у целевых потребителей. Расскажите, о том, как они отзываются о текущих рекламных кампаниях. Сообщите о том, что вы хотели бы от них услышать. Опишите, чем ваша кампания отличается от кампаний конкурентов. Когда вы перейдете к вопросам стратегии, прежде всего подчеркните ее связь с основными целями проекта в целом. Решает ли предлагаемая стратегия поставленную проблему? Как именно?
3. Уделите большое внимание теме кампании. Возможно, к этому времени вы настолько «погрузились» в тему данной рекламы, что забываете о том, что ваш клиент еще не слышал или не видел ее. Представление темы выглядит значительнее, если осуществляется с демонстрацией материалов на специальном стенде или просмотром на экране. Если в рекламе используется анимация, музыкальное или звуковое сопровождение, используйте их как элементы презентации. Если главными целями являются позиционирование, создание имиджа марки или другие элементы маркетинга, объясните, как с ними связана рекламная тема.
4. Продемонстрируйте главную творческую идею. Данный процесс включает представление отдельных рекламных объявлений и радио- и телевизионной рекламы, инструментов по стимулированию сбыта, вспомогательных средств и всех остальных компонентов предлагаемой вами кампании. Представляя радио и телевизионную рекламу, по возможности старайтесь продемонстрировать законченный отрывок (демонстрационную версию для радио, видеомонтаж или телевизионные рекламные кадры). При представлении печатной рекламы макеты должны быть выставлены так, чтобы всем было хорошо их видно, а заголовки и рекламный текст должны быть набраны «боевым» шрифтом. Что касается рекламного текста, то наиболее опытные специалисты по представлению рекламы сходятся во мнении, что зачитывать его клиенту не следует. Вместо этого лучше сообщить, что он выражает, и немного позже предложить присутствующим высказать их мнения. Вы стремитесь показать, что творческая идея — центральная тема — проходит через все виды предложенной вами рекламы и что она является результатом продуманной стратегии, в совершенстве передающей запланированное сообщение.
5. Завершите презентацию обобщением материала и предложите присутствующим высказаться. Напомните клиенту об эффективности предлагаемой кампании, о том, что она полностью удовлетворяет маркетинговым и коммуникативным целям, и о том, почему вы рассматриваете ее как наилучший вариант решения поставленной проблемы.
6. Честно отвечайте на поставленные вопросы. Если вы не готовы ответить на вопрос, признайте это и пообещайте обязательно найти решение. Избегайте открытой конфронтации, но и не занимайтесь соглашательством. Клиентам нужно от вас не это. Если вы не согласны с предложением заказчика, вежливо и обоснованно объясните свою точку зрения. Идите на компромиссы по незначительным разногласиям и убежденно стойте на тех позициях, которые, по-вашему, являются главными для основного направления и цели вашей работы. Если достигнуть согласия не удалось, единственное, что вам остается — поблагодарить клиента и перейти к выполнению другого заказа. Лишь отдельные немногочисленные агентства согласятся изменить своим творческим стандартам и сделать то, что, с их точки зрения, будет плохой работой. Возникает достаточно деликатная ситуация.
Умение работать с клиентом требует полного понимания не только культуры его компании, но и понимания свойств и особенностей принимающих решения должностных лиц.






