В английском фильме «Честный, порядочный, правдивый» (пародия на рекламную деятельность) есть великолепная сцена, в которой копирайтер и арт-директор изо всех сил пытаются убедить клиента в том, что предлагаемая ими телевизионная реклама — именно то, что необходимо для успеха его новой марки легкого пива. Если бы эпизод не был столь реалистичен, мы посмеялись бы над ним более искренне. Но как любая хорошая сатира, сцена из фильма отражает ситуацию, которая, с некоторыми вариациями, бывает в любом рекламном агентстве или происходит в конференц-зале компании-заказчика рекламы. Действие разворачивается примерно так.
Взволнованный автор представляет присутствующим великолепно смонтированную раскадровку телевизионной рекламы. Кроме представителей клиента, в число зрителей входят и сотрудники агентства (ответственный за исполнение заказов, ответственный за планирование или руководитель отдела исследований, медиа-аналитик и, конечно же, копирайтер и арт-директор, которые неделями, как рабы на галерах, трудились над реализацией концепции).
|
|
Однако рекламный ролик достаточно рискован. В нем показана группа излучающих счастье путешественников, стоящих у стойки бара круизного лайнера. Некоторые потягивают тонизирующие напитки, другие уже «достаточно осмелели», чтобы заказать то, что они хотят на самом деле — легкое пиво новой марки клиента. Вдруг раздается грохот, шум, треск кораблекрушения. В последнем кадре мы видим несколько плывущих в спасательной шлюпке пассажиров — они пьют пиво клиента. Только после этого мы узнаем название лайнера — это «Титаник».
Клиент молча слушал и ничего не сказал даже после окончания презентации ролика. Наконец напряженное молчание нарушил ответственный за исследования, который объяснил, что сюжет строится на розыгрыше, хорошей шутке. Клиент ответил: «Да, полагаю, что некоторые найдут это смешным... Да. Это впечатляет. Весьма впечатляет». Слышится вздох облегчения. Клиент продолжает: «Только есть несколько мелочей, с которыми будут проблемы. Ничего серьезного, не беспокойтесь. Я имею в виду время действия. В конце концов, это современный продукт, не лучше было бы использовать наше время? Кроме того, смущает вопрос: насколько уместен юмор в рекламе пива. Меня также волнует проблема использования для рекламы нашего продукта такой исторической катастрофы. Но все это мелочи». Молчание. Кто-то покашливает. Затем работники агентства пытаются с ходу отмести «мелочи». Они разъясняют консервативному заказчику, что молодым, неженатым людям, составляющим рынок потребителей новой марки пива, нет никакого дела до «Титаника», что они, посмеиваясь, прекрасно воспримут рекламный посыл. Но все было бесполезно. Заказчик отверг предложенную агентством рекламу.