Виды историографических исследований

Состояние исторической базы — важнейший фактор исторической науки. Так как история — наука конкретная: ее выводы, оценки, концепции возможно только на базе строго установленного фактического материала.

Установление факта связано с определенным теоретическим мышлением, являющимся характерной чертой научной формы познания. Целью исторического исследования является установление и анализ концепции, т.е. системы взглядов и оценок исторических явлений и процессов.

Анализ концепции, которая синтезирует в себе все факторы научного познания, составляет существо историографического исследования. Анализ позволяет оценить место и значение данного направления в общественно-политической жизни.

Для полной оценки исторических концепций необходимо располагать знаниями из области источниковедения, чтобы выделить состояние источниковой базы этих концепций. Изучение источниковой базы также является одним из видов обязательного историографического исследования. Знание становится наукой тогда, когда исследованы и критически оценены все известные источники.

Следующим видом историографического исследования является выявление условий изучения истории, которые существовали в изучаемое время. Характеризуя эти условия мы обращаем внимание на политику господствующих классов по отношению к исторической науке, которая выражалась в созданной системе исторических учреждений, подготовке кадров историков, их социальном составе, в условиях выявления, сохранения и использования исторических источников, распространения исторических знаний в разных социальных слоях.

Научно-методологические критерии определения направлений и школ в историографии.

В истории выделяют течения историков по критериям, которые относят их к направлениям и школам:

· научное направление – широкие группы ученых, которые связаны между собой общими методологическими принципами, методами, а также общей проблематикой своих исследований.

· научная школа – более узкая группа историков, которая является частью направления, но объединяется не только на основе методологии и проблематики исследования, а и на основе единого корпуса источников, формируемых направлений, концепций (школа Ключевского, Ковальченко и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: