Основные черты и особенности исторического сознания и исторической мысли эпохи средневековья

Особенностью средневековой идеологии является господство религиозного мировоззрения, которое пронизывало все стороны культуры, литературы, философии и науки. Наука, в том числе и историческая наука, рассматривалась как служанка богословия. Ее основной задачей считалось не исследование подлинного хода исторического процесса, а постановка аргументов для подтверждения Священного писания, сочинений отцов церкви. На основе христианских доктрин была создана историко-философская концепция всемирной истории, которая определила основные особенности средневековой историографии.

Бесплановости и стихийному характеру исторического процесса средневековые теоретики противопоставляли ярко выраженный провиденциализм. С их точки зрения история развивается по плану, намеченному богом во всех его деталях. Высшая цель человеческого существования заключается не в активной деятельности, а в пренебрежении земной жизнью ради небесного блаженства. История, с точки зрения средневековых теологов, не стоит на месте; на земле существуют царства, они возникают и рушатся, но их судьба не рассматривалась как развитие, как появление нового качества. В принципе мир не развивается, поскольку в момент творения он создан богом как совершенный. Все события и явления предопределены божественной властью, в истории не может быть никаких законов; в любой момент бог может коренным образом изменить существующий порядок с помощью чуда.

Для средневековых историков история человечества начиналась с сотворения богом мира и человека и рассматривалась как процесс постепенного искупления первородного греха сначала группой избранников, круг которых постепенно расширялся и, наконец, достиг своего завершения в мировой религии христианства. На этом фоне излагались наиболее крупные исторические события, главным образом войны и действия отдельных царей по отношению к религиозным установлениям. Процесс исторического развития был расчленен на 4 великие монархии, которые сменяли друг друга: египетскую, ассиро-вавилонскую, мидо-персидскую и греко-римскую. Особенностью средневековой историографии был интерес к всемирной истории, проходящей стадии всемирных монархий, как единому процессу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: