Для него нужна стеклянная двухлитровая банка. В сосуд с водой положим любое растение (аквариумное, чем больше растений, тем быстрее произойдет реакция). Растение накрываем прозрачной воронкой, на её носик надеваем перевернутую пробирку. Рядом с банкой поставим включенную настольную лампу. Через некоторое время в пробирке соберется газ кислород. Аккуратно извлекаем пробирку из сосуда, быстро переворачиваем её горлышком вверх и вводим внутрь тлеющую лучинку. Тотчас она вспыхнет, а это признак того, что в пробирке есть кислород.
Демонстрационный опыт по определению наличия крахмала в растении, выдержанном в темноте. На обесцвеченный лист капнуть йодом: капля на листе растения на свету окрасится в синий цвет, что доказывает наличие крахмала. Его делают из картофеля.
Домашнее задание: Чайную ложку крахмала разболтать в половине стакана холодной воды, подогреть в кастрюльке, время от времени помешивая. Получится жидкий клейстер. Капнуть несколько капель йода, и жидкость поголубеет. А как избавиться от синевы? (Налить в другой сосуд воды до половины и насыпать немного стиральной соды. Туда, не торопясь, влить клейстер. Голубая краска исчезнет).
|
|
Практическое задание: По определителю растений учащиеся узнают, какие растения растут на пришкольной территории. В гербарии учителя также есть аналогичные растения, собранные предварительно за городом в экологически чистой зоне. Растения сравниваются.
«Растение в городской среде»
Условия для жизни растений в городской среде (выделение проблемы) | Возможные изменения растений |
1. Пыль и задымление снижают поступление солнечной радиации на 10 – 20% | ??? |
2. Уменьшается доля лучей, необходимых для фотосинтеза | ??? |
3.Сильно нагреваются верхние слои почвы из–за малого количества деревьев, и, как следствие, отсутствия тени | ??? |
4. Зимой почва промерзает сильнее, чем за городом по той же причине | ??? |
5. Асфальтовые покрытия отрицательно влияют на снабжение растений влагой | ??? |
6. Загрязнение почвы различными химическими примесями | ??? |
7. В почве недостаточно дождевых червей и скудное микробное население, выполняющее работу по переводу органических остатков в усвояемую растениями форму | ??? |
8.Подсаживание человеком декоративных растений – пришельцев | ??? |