Использование мотивации в практике менеджмента

У людей множество разнообразных потребностей и целей. Люди по-разному ве­дут себя, стремясь достичь своих целей. То, что приемлемо для одного человека, может абсолютно не подойти для дру­гого. Это лишний раз подтверждает, что на практике осу­ществлять эту важнейшую управленческую функцию очень непросто. Четкого и всеобъемлющего набора принципов, которыми можно было бы руководствоваться менеджерам при решении задач мотивации, не существует, однако общие принципы «идеальной» с точки зрения мотивации работы можно представить следующим образом. Работа должна:

· иметь целостность, т.е. приводить к определенному результату;

· оцениваться служащими как важная и заслуживающая быть выполненной;

· давать возможность служащему принимать решения, необходимые для ее выполнения, т.е. должная существовать автономия (в установленных пределах) – либо, как вариант, групповая автономия;

· обеспечивать обратную связь с работником, оцениваться в зависимости от эффективности от эффективности его труда;

· приносить справедливое, с точки зрения работника, вознаграждение.

Спроектированная в соответствии с этими принципами работа обеспечивает внутреннее удовлетворение, и на основе этих принципов выделены следующие требования к хорошо мотивирующей работе:

Ø разнообразие умений и навыков;

Ø целостность работы;

Ø важность работы;

Ø автономия;

Ø обратная связь.

1. Разнообразие умений и навыков характеризует то, в какой степени работа требует разнообразных действий при ее выполнении и предусматривает использование различных навыков и талантов. Работа не будет ценной для работника и он не будет испытывать чувство гордости от выполненного задания если чувствует, что кто-то еще может сделать ее также хорошо. Работа, при выполнении которой не используются ценные навыки работника, не вызывает и потребности и дальнейшем обучении.

Для каждого работника индивидуален оптимальный уровень разнообразия, т.к. одинаковая работа одним может рассматриваться как скучная, другому кажется, что она имеет неустойчивый и прерывистый характер и т.д.

Работникам необходимо дать ощущение признания используемых ими навыков, т.е. стремиться уделять им внимание с целью публично объявить об исключительной ценности данного навыка у работника. Такой подход, как правило, стимулирует работника на усовершенствование навыков, расширение диапазона его способностей.

2. Целостность работы – завершенность рабочей операции как целой и определенной части работы, т.е. выполнение работы от начала и до конца с видимым результатом. С этим фактором тесно связана определенность задания со стороны менеджера.

Повышение целостности задания может быть достигнуто за счет добавления связанных с ним задач (например, это могут быть какие-то подготовительные или заключительные операции, которые выполняются разными людьми).

3. Важность работы оценивает степень влияния выполняемой работы на жизнь или работу других людей в организации или во всем окружении. Работа может быть интересной и захватывающей, но люди будут оставаться неудовлетворенными, пока не почувствуют, что их работа важна.

Если работник знает, как конкретно будут использованы результаты его труда, он начинает ощущать важность собственной работы, что стимулирует его к скорейшему выполнению работы при хорошем ее качестве. Поэтому при формулировке абсолютно любого задания необходимо упомянуть о целях, о том, что реально будет зависеть от скорости и качества выполненной работы, как эта работа «вливается» в работу фирмы в целом. После выполнения работы исполнитель будет ждать результата.

4. Автономия (самостоятельность) характеризует, насколько работа обеспечивает свободу и независимость служащего при выработке графика выполнения работы и действий, используемых для достижения нужного результата. При отсутствии по каким-либо причинам целостности невозможна автономия, т.к. может произойти нарушение общей координации выполнения отдельных действий. Увеличить автономию можно с помощью:

§ передачи права принятия решений подчиненным боле низкого уровня при условии, что они обучены и правильно понимают все особенности работы, знаю, где получить необходимую информацию и в какой момент принять решение;

§ предоставления подчиненным возможности самостоятельной постановки целей своей работы, при условии знания всех требований и инструкций, действующих в организации;

§ предоставления в распоряжение инструментов, материалов, оборудования, самостоятельного определения методов и способов их использования;

§ выбора времени и темпа выполнения работы (если у работника есть возможность планирования своей работы с учетом своих наклонностей, он получает боше удовлетворение от работы).

Величина уровня автономии зависит от человека. Для любого служащего существует свой оптимальный уровень автономии, который дает ему реальное ощущение личной ответственности и не приводит к стрессам.

5. Обратная связь обеспечивает получение работниками информации о качестве выполняемой ими работы. Эффективность обратной связи зависит от целостности работы.

Важность обратной связи очевидна. Люди должны знать, насколько хорошо они выполняют свою работу. Менеджеры являются важным посредником в подобной обратной связи. Наилучшая обратная связь имеет место тогда, когда работники сами контролируют качество собственной работы.

Для эффективной обратной связи необходимо, чтобы она была правдивой, точной, подробной, осуществлялась незамедлительно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: