Ведущей фигурой в специальной коррекционной школе является учитель. Главная его функция — управление процессами обучения, воспитания, коррекции и развития детей с интеллектуальными нарушениями. Для того чтобы грамотно и эффективно управлять этими процессами, учитель должен хорошо знать особенности умственно отсталых детей, содержание и специфику работы с ними.
Педагог руководит усвоением учебного материала школьниками. Без его помощи умственно отсталые дети не могут усвоить многие знания, овладеть необходимыми умениями и навыками. Учащиеся с нарушением интеллекта нуждаются в повышенном внимании со стороны педагога.
Специальная школа требует от учителя постановки таких задач, решение которых способствовало бы в целом максимальной подготовке школьников с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни в обществе, их социальной и профессиональной независимости.
Все поставленные задачи (образовательные, воспитательные, коррекционные) должны решаться комплексно на протяжении всех уроков и во внеурочное время. Учитель должен понимать и четко осознавать, что уроки трудового обучения не просто вооружают умственно отсталых учащихся определенным набором умений и навыков, а представляют собой подготовительный этап профессиональной подготовки школьников. От того, насколько эффективно будет организован их труд на данном этапе, зависит усвоение детьми более сложных умений и навыков при работе в школьных мастерских, а в дальнейшем и в условиях производства. Кроме того, уроки трудового обучения являются одним из основных средств коррекции психофизических недостатков умственно отсталых школьников. Поэтому учитель несет особую ответственность за соблюдение коррекционной направленности обучения и воспитания.
|
|
Одно из условий эффективности процесса обучения — профессионально-педагогическая подготовленность учителя, его умение владеть коллективом детей, знание их особенностей, выбор рациональной методики работы.