1. Тема, цель и задачи урока; реализация цели и задач в процессе урока.
2. Тип урока, его место в системе других уроков трудового обучения, связь с предыдущими занятиями, соответствие поставленным задачам, содержанию программы, возрастным и индивидуальным возможностям учащихся.
3. Основные этапы урока, их взаимосвязь, рациональность использования времени на каждом этапе урока.
4. Реализация дидактических принципов в процессе ведения урока.
5. Эффективность методов обучения, используемых в процессе урока; целесообразность их выбора:
- методы введения нового материала (объяснение, рассказ, беседа, демонстрация и др.);
- методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль);
- методы формирования и закрепления умений и навыков (беседа, упражнения и др.).
6. Содержание и методика проведения урока:
организационный момент; подготовка учителя к уроку (рабочее
место, доска, мел, наглядные пособия и т.д.), готовность учащихся к уроку; четкость указаний учителя; организация внимания учащихся, учет времени данного этапа;
|
|
вводная беседа: сообщение темы урока, возбуждение интереса к новому материалу, постановка учебных задач; использование приемов ориентировки учащихся в новом материале; проявление их активности (сосредоточенность внимания, желание дать ответ, его осмысленность);
ориентировка в задании: анализ образца изделия (муляжа, макета, игрушки и т.д.), последовательность анализа; использование приемов, направленных на активизацию самостоятельности учащихся при ориентировке в задании;
планирование предстоящей работы: использование наглядных пособий (предметно-операционных карт, графических и словесных планов) при обучении планированию; стимуляция самостоятельности детей при планировании работы (соответствие используемых учителем приемов планирования возрастным и индивидуальным возможностям детей);
практическая работа учащихся: помощь, оказываемая учителем школьникам при возникновении затруднений, приемы, направленные на активизацию самостоятельности учащихся в работе, приемы индивидуального подхода, осуществляемые учителем во время практической работы учащихся; фиксирование учебного времени, использованного на данном этапе;
отчет о проделанной работе: активизация самостоятельности школьников, использование учителем наглядных материалов, помощь, оказываемая учителем школьникам;
оценка деятельности учащихся на уроке: мотивировка оценок;
итог урока: выявление, достигнуты ли цель и задачи урока, учитывались ли индивидуальные особенности детей.
7. Педагогическое мастерство учителя:
|
|
- подготовка к проведению урока, использование записей, наглядных средств обучения;
- владение методикой стимулирования познавательной активности учащихся;
- использование способов развития самостоятельности, системности мышления (внутри- и межпредметные связи), творческого мышления;
- способы оценки достижений учащихся на занятии;
- невербальное поведение преподавателя, стиль общения с учащимися, меры воздействия на них, проявление педагогического такта преподавателя.
2. Подготовленность учителя к уроку.
Учитель должен понимать особую роль трудового обучения в коррекции недостатков, развитии и воспитании умственно отсталых школьников. Он должен хорошо знать программу трудового обучения и владеть методикой работы с учащимися на уроке, учитывая их психофизические особенности и уровень трудовой подготовки, уметь выполнять учебные поделки из разного вида материалов, составлять предметно-операционные и графические планы, поддерживать у школьников интерес к труду и т.д.
На первых порах учитель пишет поурочные конспекты каждого занятия, в дальнейшем ему достаточно использовать только план-конспект урока. В том и другом случае должны быть выделены тема, цель и задачи урока, четко определены этапы урока, виды учебного материала и конкретных упражнений, перечислено необходимое оборудование. Задачи должны формулироваться кратко, конкретно и соответствовать программным требованиям.
Подготовку учителя к уроку можно условно разделить на два этапа.
Учитель на уроке:
- подготовка к уроку;
- использование необходимых записей;
- чередование видов деятельности (рассказ, слушание, оказание помощи учащимся при выполнении работы и др.);
- четкая организация работы;
- контакт с классом;
- индивидуальный подход к учащимся;
- увлеченность предметом.
- Работа учителя с учащимися:
- подготовка учащихся к уроку;
- поощрение их активности на разных этапах урока;
- использование разных видов деятельности учащихся (речевая, слушание, практическая и самостоятельная работа и др.);
- воспитание культуры труда, дисциплины.
Примерный перечень вопросов для устного контроля/самоконтроля усвоения лекционного материала:
1. Что понимается под содержанием и методикой проведения урока?
2. Приведите примерную схему урока ручного труда.
3. На какие этапы можно условно разделить подготовку учителя к уроку?
4. Методические рекомендации к блоку практических занятий
По каждой теме семинарских занятий представлен список литературы, рекомендуемых для самостоятельной подготовки.
Практические занятия предполагают аудиторную самостоятельную работу, которая требует предварительной подготовки и контроля преподавателя в процессе выполнения заданий и решения задач. Предполагается творческая групповая и индивидуальная работа студентов во время аудиторных занятий. Часть заданий выполняется студентами самостоятельно во внеаудиторное время.
Планы практических занятий: