1. P. A. Schilpp: Albert Einstein Philosopher Scientist, Library of LivingPhilosophers, Evanston, 1949, p. 684.
2. E. Durkheim: Les regies de la methods sociologique, P.U.F., Paris,1960, p.103.
3. Idem, p. 102.
4. K. Popper: La societe ouverte et ses ennemis, Seuil, Paris, 1979, t. 2, p. 67.
5. R. Castel: Le psychanalysme, Maspero, Paris, 1973, p. 1.
6. Idem, p. 210.
7. P. Legendre: L'inestlmable objet de la transmission, Payard, Paris,1985, p. 148.
8. R. Castel: Le psychanalysme, p. 107.
9. F. Ferraroti: Vne f Jieoiogie pour athees, Librairie des Mevidiens, Paris,1984, p. 154.
10. J. Baudrillard: L'echange symbolique et la mart, Gallimard, Paris,1976, p. 219.
11. C. Lasch: The new Radicalism in America 1889-1963, W. W. Norton& Co, New York, 1965, p. XVI.
12. D. Bloor: Wittgenstein, A Social Theory of Knowledge, Mac Millan,Londres, 1983, p. 46.
13. J. Habermas: Theorie des kommunihativen Handelns, Suhrkamp,Franc-fort/Main, 1983, t. 2, p. 232; Theorie de I'agir communicationnel, t. 2, Pour une critique de la raison fonctionnaliste, Fayard, Paris, 1987,trad. Jean-Louis Schlegel, p. 154.
14. R. Boudon: La logique du social, Hachette, Paris, 1979, p. 15.
15. D, Spei-ber; Ол anthropological Knowledge, Cambridge "UniversityPress, Cambridge, 1985, p. 3.
16. Preface a E. Cassirer: Le problems Jean-Jacques Rousseau, Hachette,Paris, 1987, p. XVI et p, XVII.
17. P. Veyne, «Introduction» a P. Brown: Genese de t'antiguite tardive, Gallimard, Paris, 1983, p. XVI.
18. R. Girard: La violence et le sacre, Grasset, Paris, 1972, p. 23.
19. T. Mann: Doctor Faustus, Livre de Poche, Paris, 1983, p. 337.
20. E. Morin: Sociologie, Fayard, Paris, 1984, p. 63.
21. P. Veyne: Les Grecs ont-lls cm a leurs mythes? Seuil, Paris, 1983, p. 30.
22. W. Doise: L'exphcatlon en psychologic socials, P.U.F., Paris, 1982.
|
|
23. C. Lcvi-Strauss, «Introduction» a M. Mauss: Sociologie et anthropolo-gie, P.U.F., Paris, 1960, p. XXVI.
24. A. Gramsci: Л materialismo storico e la ftlosofia di Benedetto Croce, Einaudi, Turin, 1952, p. 125.
25. R. Aron: Les etapes de la pensee sociologique, Gallimard, Paris, 1967,p. 558.
26. G. Lukacs: Histoire et conscience de classe, Minuit, Paris, 1960, p. 99.
27. СШ in D. Clausen: List der Gewalt, Campus, Francfort / Main,1982, p. 50.
28. E. Evans-Pritchard: La religion des primitifs, Payot, Paris, 1971, p. 82.
29. M. Mauss: Sociologie et antkropologie, p. 305.
30. T. Parsons: The social System, Free Press, Glencoe, 1951, p. 502.
31. N. D. Fustel de Coulanges: La cite antique, Champs-Flammarion,Paris, 1984, p. 149.
32. «L'etre social est un etre religieux», R. Aron in Les etapes, p. 597.
33. G. Lukacs: Histoire et conscience de classe, p. 300.
34. E. Durkheim: Les formes eUmentaires de la vie religieuse, P.U.F.,Paris, 1968, p. 326.
35. K. Marx: Manuscrits de 1848, Editions sociales, Paris, 1962, p. 142.
36. E. Durkheim: Textes, Minuit, Paris, 1975, t. I, p. 185.
37. R. Nisbet: Emile Durkheim, Prentice Hall, Englewood Cliffs, 1963, p. 3.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
1. S. Moscovici, U age des foules, Fayard, Paris, 1981.
2. E. Durkheim: Les formes..., p. 609.
3. P. Bourdieu: «Genese et structure du champ religieuxs, Revuefranfaise de Sociologie, 1971, XII, pp. 295-334.
4. E. Durkheim: Les formes..., p. 437.
5. Idem, p. 327.
6. Idem, p. 55.
7. Idem, p. 65.
8. E. E van s-Prit chard: La religion des primitlfs, p. 70.
9. E. E vans-Pritc hard: A history of anthropological background, BasicBooks, New York, 1981, p. 160.
10. E. Durkheim: Textes, Minuit, Paris, 1975, t. 2, p- 240.
11. M. Auge: Genie dupaganisme, Gallimard, Paris, 1982.i
12. E. Durkheim: Les formes..., p. 2.
, 13. Idem, p. 4.
14. По поводу дискуссии о священном характере churinga см. С. Levi-' Strauss: La pensee sauvage, Plon, Paris, 1962, pp. 318—319.
' 15. E. Durkheim: Les formes..., p. 167.
16. Idem, p. 190.
17. C. Levi-Strauss: Antkropologie structural, Plon, Paris, 1973,t. 2, p. 62.
118. E. Durkheim: Les formes..., p. 295.
19. Ibidem.
20. Idem, p. 296.
| 21. E. Durkheim: Textes, i. 2, p. 27.
22. R. Aron: Les etapes..., p. 361.
23. E. Durkheim: Les formes..., p. 496.
24. E. Durkheim: Textes, t. 2, p. 30.
25. S. Lukes: Emile Durkheim, Alien Lane, Londres, 1973, p. 462.
26. Цитируется по E. Evans-Prichard: A history..., p. 167.
27. E. Evans-Pritchard: La religion,,., p. 82.
28. S. Moscovici: L'age des foules.
29. S. Lukes: Emile Durkheim, p. 462.
30. D. Essertier: Psychologie et Sociologie, Paris, 1927, republic parB. Franklin, New York, 1968, p. 17.
|
|
31. E. Evans-Pritchard: La religion..., p. 82.
32. R. Aron: Les etapes..., p. 355.
33. Небезынтересно было бы предпринять исследование того ужаса,который наводят на социологов и антропологов психология толп, как ипсихология в целом. Возможно, обнаружились бы причины свойственной ей притягательности и роль, которую она играет и продолжаетиграть в этих науках. В любом случае, попытка подойти к творчествуДюркгейма, не отсылаясь к ней и не стремясь вычленить ее значение,означала бы непонимание этого творчества или же представление егоуныло схематичным и сухим.
34. Е. Durkheim: Lesformes..., p. 603.
35. Idem, p. 582.
36. G. Bataille: OLuvres completes, Gallimard, Paris, 1973, t. VII, p. 371.
37. E. Durkheim: Lesformes..., p. 603.
38. C. Levi-Strauss, «Introduction» a M. Mauss: Sociologie et anthropology, p. XVIII.
39. P. Brown: Le culte des saints, Cerf, Paris, 1984.
40. F. Laplantine: Les trois voix de I'imaginaire. Editions universitaires,Paris, 1979, p. 155.
41. L. Gernet: Anthropologie de la Grlce antique, Flammarion, Paris,1981, p. 15.
42. E. Durkheim: Lesformes..., p. 324.
43. M. Mauss: Sociologie et anthropotogie, p. 126.
44. E. Durkheim: Les formes..., p. 339.
45. Idem, p. 301.
46. Idem, p. 313.
47. S. Moscovici: L'dge des foules, p. 395.
48. E. Durkheim: Les formes..., p. 494.
49. E. Durkheim: Textes, t. I, p. 376.
50. Цитируется по E. Evans-Prichard: A history..., p. 159.
51. E. Durkheim: Les formes..., p. 308.
52. Idem, p. 309.
53. Idem, p. 374.
54. Idem, p. 313.
55. Idem, p. 317.
56. Idem, p. 326.
57. S. Moscovici: La Psychanalyse, son image et son public, P.U.F., Paris,2 cd., 1976, chapitre premier.
58. J. L. Nancy: La communaute desoeuvree, C. Bourgois, Paris, 1986.
59. Б. Durkheim: Les formes..., p. 376.
60. «Для того, чтобы священные существа, однажды задуманные,больше не нуждались в людях для продолжения своего существования,нужно было бы, чтобы те представления, которые их выражают, всегдаоставались равными самим себе. Но такая стабильность невозможна. Всамом деле, ведь они формируются в групповой жизни, а групповаяжизнь всегда заключает в себе прерывистость. Следовательно, они необходимым образом включены в эту прерывистость. Они достигаютмаксимума своей интенсивности тогда, когда люди собрались вместе инаходятся в непосредственном контакте друг с другом, когда все ониобъединены одной идеей или одним чувством. Но однажды, когда этаобщность расторгается и каждый погружается в свое собственное существование, они постепенно утрачивают свою первоначальную силу». Е.Durkheim: Les Formes..., p. 493.
61. Существование и обширность этой психологии всегда были источником дискомфорта для социологии. Предпринимаются попытки принизить ее значение, как можно заключить из следующего комментария: «Дюркгейм говорит, что общество является творцом религии, когда оно находится в возбужденном состоянии. Речь идет просто оконкретных обстоятельствах. Люди приведены в такое психическоесостояние, при котором они чувствуют в себе безличные силы, одновременно имманентные и трансцендентные, а такая интерпретациярелигии сводится к причинному объяснению, согласно которому общественное возбуждение благоприятствует возникновению религии» (R.Aron: Les etapes, p. 361). Речь шла *просто о конкретных обстоятельствах*, непонятно только, почему Дюркгейм посвятил им околотрехсот страниц. К тому же люди не приведены в это психическое состояние, а сами себя в него приводят. Возбуждение определяет родмассового взаимодействия, которое ьблагоприятствует* всякому внезапному появлению религиозных явлений, разумеется, но также и политических.
62. М. Mauss: Sociologie et anthropolagie, p. 292.
63. S. Moscovici: «L'institutionnalisation de la mclancolie», Congrcs International de Psychanalyse, Montreal, 1987.
64. B. C. Malinowski: Magic, Science and Religion, Doubleday, New York,1955, p. 59.
524 Машина, творящая богов
65. С. Levi-Strauss: be Totemisme aujourd'hui, P.U.F., Paris, 1969,
p. 102. Наблюдение, близкое наблюдению Эванса-Причарда: *Это умозаключение, как и многие социологические умозаключения, ходит по кругу — курица и яйцо. Ритуалы создают волнение, «возбуждение», которое творит верования, которые влекут за собой исполнение ритуалов. Или же просто сам факт пребывания вместе с другими порождает их?* (La religion, p. 82).
66. См. по этому поводу очень хорошую книгу F. Furet: La gauche et larevolution, Hachette, Paris, 1986.
|
|
67. E. Durkheim: Les formes..., p. 610.
68. E. Durkheim: Les formes..., p. 607.
69. S. Moscovici: L'age des foules, pp. 166-167.
70. E. Durkheim: Les formes..., p. 611.
71. Это остается загадкой. Дюркгейм утверждает, что религия являетсяпостоянным атрибутом общества. С другой стороны, он констатирует ееупадок. Как же соотносятся то утверждение и эта констатация? И самоеглавное, как угадать причину этого противоречия? Видно, история становится великим отсутствующим персонажем в таком видении религии.
72. R. Aron: Les etapes..., p. 361.