Введение. 1. P. A. Schilpp: albert Einstein Philosopher Scientist, Library of livingphilosophers, Evanston, 1949

1. P. A. Schilpp: Albert Einstein Philosopher Scientist, Library of LivingPhilosophers, Evanston, 1949, p. 684.

2. E. Durkheim: Les regies de la methods sociologique, P.U.F., Paris,1960, p.103.

3. Idem, p. 102.

4. K. Popper: La societe ouverte et ses ennemis, Seuil, Paris, 1979, t. 2, p. 67.

5. R. Castel: Le psychanalysme, Maspero, Paris, 1973, p. 1.

6. Idem, p. 210.

7. P. Legendre: L'inestlmable objet de la transmission, Payard, Paris,1985, p. 148.

8. R. Castel: Le psychanalysme, p. 107.

9. F. Ferraroti: Vne f Jieoiogie pour athees, Librairie des Mevidiens, Paris,1984, p. 154.

10. J. Baudrillard: L'echange symbolique et la mart, Gallimard, Paris,1976, p. 219.

11. C. Lasch: The new Radicalism in America 1889-1963, W. W. Norton& Co, New York, 1965, p. XVI.

12. D. Bloor: Wittgenstein, A Social Theory of Knowledge, Mac Millan,Londres, 1983, p. 46.

13. J. Habermas: Theorie des kommunihativen Handelns, Suhrkamp,Franc-fort/Main, 1983, t. 2, p. 232; Theorie de I'agir communicationnel, t. 2, Pour une critique de la raison fonctionnaliste, Fayard, Paris, 1987,trad. Jean-Louis Schlegel, p. 154.

14. R. Boudon: La logique du social, Hachette, Paris, 1979, p. 15.

15. D, Spei-ber; Ол anthropological Knowledge, Cambridge "UniversityPress, Cambridge, 1985, p. 3.

16. Preface a E. Cassirer: Le problems Jean-Jacques Rousseau, Hachette,Paris, 1987, p. XVI et p, XVII.

17. P. Veyne, «Introduction» a P. Brown: Genese de t'antiguite tardive, Gallimard, Paris, 1983, p. XVI.

18. R. Girard: La violence et le sacre, Grasset, Paris, 1972, p. 23.

19. T. Mann: Doctor Faustus, Livre de Poche, Paris, 1983, p. 337.

20. E. Morin: Sociologie, Fayard, Paris, 1984, p. 63.

21. P. Veyne: Les Grecs ont-lls cm a leurs mythes? Seuil, Paris, 1983, p. 30.

22. W. Doise: L'exphcatlon en psychologic socials, P.U.F., Paris, 1982.

23. C. Lcvi-Strauss, «Introduction» a M. Mauss: Sociologie et anthropolo-gie, P.U.F., Paris, 1960, p. XXVI.

24. A. Gramsci: Л materialismo storico e la ftlosofia di Benedetto Croce, Einaudi, Turin, 1952, p. 125.

25. R. Aron: Les etapes de la pensee sociologique, Gallimard, Paris, 1967,p. 558.

26. G. Lukacs: Histoire et conscience de classe, Minuit, Paris, 1960, p. 99.

27. СШ in D. Clausen: List der Gewalt, Campus, Francfort / Main,1982, p. 50.

28. E. Evans-Pritchard: La religion des primitifs, Payot, Paris, 1971, p. 82.

29. M. Mauss: Sociologie et antkropologie, p. 305.

30. T. Parsons: The social System, Free Press, Glencoe, 1951, p. 502.

31. N. D. Fustel de Coulanges: La cite antique, Champs-Flammarion,Paris, 1984, p. 149.

32. «L'etre social est un etre religieux», R. Aron in Les etapes, p. 597.

33. G. Lukacs: Histoire et conscience de classe, p. 300.

34. E. Durkheim: Les formes eUmentaires de la vie religieuse, P.U.F.,Paris, 1968, p. 326.

35. K. Marx: Manuscrits de 1848, Editions sociales, Paris, 1962, p. 142.

36. E. Durkheim: Textes, Minuit, Paris, 1975, t. I, p. 185.

37. R. Nisbet: Emile Durkheim, Prentice Hall, Englewood Cliffs, 1963, p. 3.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

1. S. Moscovici, U age des foules, Fayard, Paris, 1981.

2. E. Durkheim: Les formes..., p. 609.

3. P. Bourdieu: «Genese et structure du champ religieuxs, Revuefranfaise de Sociologie, 1971, XII, pp. 295-334.

4. E. Durkheim: Les formes..., p. 437.

5. Idem, p. 327.

6. Idem, p. 55.

7. Idem, p. 65.

8. E. E van s-Prit chard: La religion des primitlfs, p. 70.

9. E. E vans-Pritc hard: A history of anthropological background, BasicBooks, New York, 1981, p. 160.

10. E. Durkheim: Textes, Minuit, Paris, 1975, t. 2, p- 240.

11. M. Auge: Genie dupaganisme, Gallimard, Paris, 1982.i

12. E. Durkheim: Les formes..., p. 2.

, 13. Idem, p. 4.

14. По поводу дискуссии о священном характере churinga см. С. Levi-' Strauss: La pensee sauvage, Plon, Paris, 1962, pp. 318—319.

' 15. E. Durkheim: Les formes..., p. 167.

16. Idem, p. 190.

17. C. Levi-Strauss: Antkropologie structural, Plon, Paris, 1973,t. 2, p. 62.

118. E. Durkheim: Les formes..., p. 295.

19. Ibidem.

20. Idem, p. 296.

| 21. E. Durkheim: Textes, i. 2, p. 27.

22. R. Aron: Les etapes..., p. 361.

23. E. Durkheim: Les formes..., p. 496.

24. E. Durkheim: Textes, t. 2, p. 30.

25. S. Lukes: Emile Durkheim, Alien Lane, Londres, 1973, p. 462.

26. Цитируется по E. Evans-Prichard: A history..., p. 167.

27. E. Evans-Pritchard: La religion,,., p. 82.

28. S. Moscovici: L'age des foules.

29. S. Lukes: Emile Durkheim, p. 462.

30. D. Essertier: Psychologie et Sociologie, Paris, 1927, republic parB. Franklin, New York, 1968, p. 17.

31. E. Evans-Pritchard: La religion..., p. 82.

32. R. Aron: Les etapes..., p. 355.

33. Небезынтересно было бы предпринять исследование того ужаса,который наводят на социологов и антропологов психология толп, как ипсихология в целом. Возможно, обнаружились бы причины свойственной ей притягательности и роль, которую она играет и продолжаетиграть в этих науках. В любом случае, попытка подойти к творчествуДюркгейма, не отсылаясь к ней и не стремясь вычленить ее значение,означала бы непонимание этого творчества или же представление егоуныло схематичным и сухим.

34. Е. Durkheim: Lesformes..., p. 603.

35. Idem, p. 582.

36. G. Bataille: OLuvres completes, Gallimard, Paris, 1973, t. VII, p. 371.

37. E. Durkheim: Lesformes..., p. 603.

38. C. Levi-Strauss, «Introduction» a M. Mauss: Sociologie et anthropology, p. XVIII.

39. P. Brown: Le culte des saints, Cerf, Paris, 1984.

40. F. Laplantine: Les trois voix de I'imaginaire. Editions universitaires,Paris, 1979, p. 155.

41. L. Gernet: Anthropologie de la Grlce antique, Flammarion, Paris,1981, p. 15.

42. E. Durkheim: Lesformes..., p. 324.

43. M. Mauss: Sociologie et anthropotogie, p. 126.

44. E. Durkheim: Les formes..., p. 339.

45. Idem, p. 301.

46. Idem, p. 313.

47. S. Moscovici: L'dge des foules, p. 395.

48. E. Durkheim: Les formes..., p. 494.

49. E. Durkheim: Textes, t. I, p. 376.

50. Цитируется по E. Evans-Prichard: A history..., p. 159.

51. E. Durkheim: Les formes..., p. 308.

52. Idem, p. 309.

53. Idem, p. 374.

54. Idem, p. 313.

55. Idem, p. 317.

56. Idem, p. 326.

57. S. Moscovici: La Psychanalyse, son image et son public, P.U.F., Paris,2 cd., 1976, chapitre premier.

58. J. L. Nancy: La communaute desoeuvree, C. Bourgois, Paris, 1986.

59. Б. Durkheim: Les formes..., p. 376.

60. «Для того, чтобы священные существа, однажды задуманные,больше не нуждались в людях для продолжения своего существования,нужно было бы, чтобы те представления, которые их выражают, всегдаоставались равными самим себе. Но такая стабильность невозможна. Всамом деле, ведь они формируются в групповой жизни, а групповаяжизнь всегда заключает в себе прерывистость. Следовательно, они необходимым образом включены в эту прерывистость. Они достигаютмаксимума своей интенсивности тогда, когда люди собрались вместе инаходятся в непосредственном контакте друг с другом, когда все ониобъединены одной идеей или одним чувством. Но однажды, когда этаобщность расторгается и каждый погружается в свое собственное существование, они постепенно утрачивают свою первоначальную силу». Е.Durkheim: Les Formes..., p. 493.

61. Существование и обширность этой психологии всегда были источником дискомфорта для социологии. Предпринимаются попытки принизить ее значение, как можно заключить из следующего комментария: «Дюркгейм говорит, что общество является творцом религии, когда оно находится в возбужденном состоянии. Речь идет просто оконкретных обстоятельствах. Люди приведены в такое психическоесостояние, при котором они чувствуют в себе безличные силы, одновременно имманентные и трансцендентные, а такая интерпретациярелигии сводится к причинному объяснению, согласно которому общественное возбуждение благоприятствует возникновению религии» (R.Aron: Les etapes, p. 361). Речь шла *просто о конкретных обстоятельствах*, непонятно только, почему Дюркгейм посвятил им околотрехсот страниц. К тому же люди не приведены в это психическое состояние, а сами себя в него приводят. Возбуждение определяет родмассового взаимодействия, которое ьблагоприятствует* всякому внезапному появлению религиозных явлений, разумеется, но также и политических.

62. М. Mauss: Sociologie et anthropolagie, p. 292.

63. S. Moscovici: «L'institutionnalisation de la mclancolie», Congrcs International de Psychanalyse, Montreal, 1987.

64. B. C. Malinowski: Magic, Science and Religion, Doubleday, New York,1955, p. 59.

524 Машина, творящая богов

65. С. Levi-Strauss: be Totemisme aujourd'hui, P.U.F., Paris, 1969,

p. 102. Наблюдение, близкое наблюдению Эванса-Причарда: *Это умозаключение, как и многие социологические умозаключения, ходит по кругу — курица и яйцо. Ритуалы создают волнение, «возбуждение», которое творит верования, которые влекут за собой исполнение ритуалов. Или же просто сам факт пребывания вместе с другими порождает их?* (La religion, p. 82).

66. См. по этому поводу очень хорошую книгу F. Furet: La gauche et larevolution, Hachette, Paris, 1986.

67. E. Durkheim: Les formes..., p. 610.

68. E. Durkheim: Les formes..., p. 607.

69. S. Moscovici: L'age des foules, pp. 166-167.

70. E. Durkheim: Les formes..., p. 611.

71. Это остается загадкой. Дюркгейм утверждает, что религия являетсяпостоянным атрибутом общества. С другой стороны, он констатирует ееупадок. Как же соотносятся то утверждение и эта констатация? И самоеглавное, как угадать причину этого противоречия? Видно, история становится великим отсутствующим персонажем в таком видении религии.

72. R. Aron: Les etapes..., p. 361.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: