Глава третья

1. E. Durkheim: La division du travail social, p. 171.

2. Idem, p. 241.

3. Idem, p. 330.

4. Idem, p. 289.

5. S. Moscovici: Essal sur I'histoire humaine de la nature, Flamination,Paris, 1968; La Soclete centre nature, U.G.E., Paris, 1972.

6. E. Durkheim: La division..., p. 260.

7. R. Aron: Les etapes..., p. 330.

8. E. Durkheim: La division..., p. 266.

9. R. A. Nisbet: La tradition sociologique, P.U.F., Paris, 1984, p. 114.

10. Здесь нужно искать одну из причин резонанса социологии Дюрк-гейма в Соединенных Штатах. Под ее влиянием, — пишет Липсет, —* фундаментальную проблему значительной части современных социологических исследований представляет собой проблема порядка».

В R. К. Merton, L. Broom, L. S. Cottrell Jr. (eds): Sociology today, Basic Books, New York, 1959, p. 91.

11. T. Parsons, in K. H. Wolff (ed.): Emile Durkheim, Ohio State University Press, Columbus, 1960, p. 144.

12. T. Parsons: The Social System, p. 249.

13. F. Chazel: *De quelques composantes de 1'alienation politique», Revuefrancaise de sociologie, 1976, 17, p. 103.

14. S. Moscovici: La psychologic des minorites actives, P.U.F., Paris,1979.

15. R. A. Nisbet: The Sociology of Emile Durkheim, Oxford UniversityPress, New York, 1944, p. 209.

16. E. Durkheim: La division..., p. 125.

17. Idem, p. 391.

18. S. Moscovici: «Social Influence and Conformity», in G. Lindzey etE. Aronson (eds.): Handbook of Social Psychology, Random House, NewYork, 1985, t. 2, pp. 347-413.

19. F. Ferraroti: Une ideologic pour athees, p. 124.

20. E. Durkheim: Les rugles de la methods sociologique, p. 103.

21. Idem, p. 110.

22. C. Bougie: Bilan de la sociologie francaise contemporaine, p. 7.

23. Он также посвятил многочисленные статьи и книги вопросам образования и морали, социализму и природе правления. Но сама тканьисследования остается той же. Его вклад в антропологическую теориюв ходе этой теоретической перестройки стал решающим. Кроме того,заметим, что изначально труды его учеников ориентированы либо наантропологию (Мосс и Фоконне), либо на социальную психологию(Хальбвакс). Бели последние менее известны, чем первые, то это говорит не об их значимости, а о том факте, что социальная психологияменее разработана во Франции, чем антропология.

24. «Бели мы отбросим однолинейную теорию Дюркгейма, нам останется полное проницательности описание обоих обществ, механического ворганического, взятых как идеальные типы или эвристические фантазии». R. К. Merton: «Durkheim's Division of Labor in Society», AmericanJournal of Sociology, 1934, XI, pp. 319-327.

25. R. A. Nisbet: The Sociology of Emile Durkheim, p. 105.

26. M. Mauss: Essais de sociologie, Minuit, Paris, 1968, p, 29.

27. C. Bougie: Bilan de la sociologie franaise contemporalne, p. 9.

28. E. Durkheim: La division..., p. 352.

29. R. K. Merton: «Recent French Sociology*, Social Forces, 1934, XII,pp. 537-547.

30. «Несомненно верно то, что все функциональные явления социального порядка являются психологическими в том смысле, что они составляют мир мышления и действия». E. Durkheim: Textes, t. 1, p. 23.P. Birnbaum:»Cadres sociaux et representations collectives dans 1'oeuvrede Durkheim, 1'exemple du socialisme», Revue frarn;aise de sociologie, 1969, 10, pp. 3-11.

31. Фактом остается то, что даже его племянник и последователь Моссассимилирует новую психологию с социологией. В кратком изложенииточки зрения Школы он пишет: «В этом смысле, следовательно, можнобыло бы сказать, что социология это психология. Мы могли бы принять эту формулу, но с определенным условием добавить, что эта психология специфически отличается от индивидуальной психологии».M. Mauss: Essais de sociologie, p. 26.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

1. S. E. Asch: Social Psychology, Prentice Hall, New York, 1952.

2. S. Milgram: Soumtssion a I'autorite, Caiman n-Levy, Paris, 1974.

3. G. Mugny: The Power of Minorities, Academie Press, Londrea, 1982.

4. S. Moscovici: «Toward a theory of conversion behavior», in L. Berkowitz.

(ed.): Advances in experimental Social Psychology, vol. 13, 1980.

5. M. Bloch: Les rois thaumaturges, Gallimard, Paris, 1983, p. 420.

6. M. Weber: «La morale economique des grandes religions», Archives desociologie des religions, 1960, 5, p. 19.

7. R. Aron: Les etapes..., p. 568.

8. M. Weber: Le savant et le politique, U.G.E., Paris, 1963, p. 96.

9. M. Weber: Economy and Society, Harvard University Press, Cambridge(MA), 1954, p. 22.

10. M. Weber: Economie et societe. Pkm, Paris, 1971, t. 1, p. 333.

11. E. Durkheim: Textes, t. 1, p. 352.

12. L. Trotski: Histoire de la revolution russe, Seuil, Paris, 1950,t. 2, p. 654.

13. В той мере, в которой революция пришла отметить обычный и рациональный процесс истории, который разрешает проблемы прошлого,этот термин не может употребляться здесь. В соединении с харизмойлучше использовать метафору взрыва и творения.

14. Я рассматриваю здесь первые наброски теории большого взрыва,которые только и представляют аналогию с социальными инновациями.

15. P. Biau: «Critical remarks on Weber's Theory of Authority», American Political Science Review, 1963, 7, p. 355.

16. L. Boff: Eglise, charisme et pouvoir, p. 273.

17. A. Mitzman: The Iron Cage, Knopf, New York, 1970, p. 245.

18. M. Weber: Economie et societe, p. 252.

19. Idem, p. 159.

20. Idem, p. 158.

21. Idem, p. 252.

22. C. Lvi-Strauss: Introduction a Marcel Mauss, p. XLVII.

23. M. Weber: Economie et societe, p. 269.

24. Idem, p. 251.

25. Во все времена можно найти харизму, связанную с требованиямипсихологии масс. Она, несомненно, ее объясняет, и я в другом местепопытался это показать (см. L 'age des foules).

26. J. Lacan: L'ethique de la psychanalyse, Seuil, Paris, 1986, p. 152.

27. M. Weber: Le judansme antique, Pion, Paris, 1970, p. 384.

28. M, Weber: Economie et societe, p. 276.

29. H. Arendt: Essai sur la revolution, Gallimard, Paris, 1967, p. 393.

30. M. Weber: Economie et societe, p. 250.

31. Ibidem.

32. Idem, p. 251.

* ™«*i

33. A. Herzen: From the othershore, Oxford University Press, Oxford,1979, p. 37.

34. L. Trotski: Histoire de la revolution russe, t. 2, p. 709.

35. M. Weber: Economic et societe, p. 630.

ГЛАВА ПЯТАЯ

1. M. Weber: L'Ethique protestante et I'esprit du capitalisme, Pion, Paris,1985, p. 224.

2. Idem, p. 225.

3. F. Braudel: La dynamique du capitalisme, Arthaud, Paris, 1985, p. 69.

4. M. Weber: L'Ethique protestante, p. 32.

5. K. Marx: La question julve, U.G.E., Paris, 1968, p. 54.

6. M. Weber: L'Ethique protestante, p. 71.

7. Idem, p. 47.

8. Idem, p. 71.

9. S. Moscovici, G. Mugny, E. Van Avermaet (eds.): Perspectives onMinority Influence, Cambridge University Press, Cambridge, 1985.

10. M. Weber: L'Ethique protestante, p. 102.

11. Исследования явлений инновации остаются относительно редкими,в частности, для наших наук. Кеенистон имел все основания написать:«Большинство ученых дискуссий по поводу инновации сосредоточиваются на примитивном обществе или на некоем, относительно маломсегменте современного общества». К. Kenniston, «Social Change andYouth in America», Daedalus, 1962, 91, p. 146.

12. A. 0. Hirschman: La passion et les interets, P.U.F., Paris, 1980, p. 116.

13. Idem, p. 129.

14. S. Moscovici: La societe centre nature.

15. H. Trevor-Roper: De la Reforms aux Lumiures, Gallimard, Paris,1972.

16. M. Weber: L'Ethique protestante, p. 70.

17. Idem, p. 72.

18. Idem, p. 38.

19. B. Nelson: «Max Weber on church, sect and mysticism», SociologicalAnalysis, 1973, 34, p. 148.

20. Немецкий теолог Трелъч указывает на ту же неясность по отношению к сектам. Таким образом, он следует за Вебером. «Если, как теолог, — отмечает Жан Сеги, — он их критикует, как историк, социолог,он нуждается в них, чтобы объяснить рождение современного мира».

J. Seguy: Christianisme et Societe, C.E.R.F., Paris, 1980, p. 97.

21. H. H. Gerth et C. W. Mills: From Max Weber, A Galaxy Book, NewYork, 1958, p. 277.

22. S. Moscovici: Essai sur I'histoire humalne de la nature.

23. M. Weber: L'Ethique protestante, p. 120.

24. M. R. Watts: Tku Dissenters, Clarendon Press, Oxford, 1978.

25. M. Bloch: Les Rois thaumaturges, p. 332.

26. M. Weber: L'Ethique protestante, p. 179.

27. M. Weber: Economie et societe, p. 555.

28. M. Weber: L'Ethique protestante, p. 145.

29. Idem, p. 203.

30. G. Lukacs: Histoire et conscience de classe, Minuit, Paris, 1960, p. 360.

31. M. Weber: L''Ethique protestante, p. 117.

32. M. Weber: Economie et societe, p. 479.

33. G. Holton: Thematic Origins of Scientific Thought, HarvardUniversity Press, Cambridge (MA), 1973, p. 110.

34. K. Marx: be dix huit Brumaire de Napoleon Bonaparte, Editionssociales, Paris, 1984, p. 70.

35. См. об этом явлении мое исследование, посвященное Солженицыну,«La dissidence d'un seul», S. Moscovici: Psychologic des minorites actives, P.U.F., Paris, 1979, pp. 241-266.

36. K. Marx: Le dix-huit Brumaire, p. 71.

37. M. Weber: L'Ethique protestante, p. 181.

38. M. Weber: Economie et societe, p. 622.

39. M. Weber: L'Ethique protestante, p. 142.

40. L. Festinger, H. Riecken et S. Schachter: When Prophecyfatls,

University of Minnesota Press, Minneapolis, 1956.

41. M. Weber: L'Ethique protestante, p. 152.

42. Idem, p. 191.

43. S. Freud: Moses and Monotheism (Moise et le monotheisme), Hogarth,Londres, 1966-1974, vol. XXIII, p. 119.

44. S. Freud: The Future of an Illusion (L'Avenir d'une illusion), vol. XXI, p. 48.

45. W. E. Muhtmann: Messianlsmes revolittionnalres du tiers monde, Gallimard, Paris, 1968.

46. M. Weber: Economic et societe, p. 479.

47. M. Schaub1. Muntzer centre Luther, Arbre verdoyant, Paris, 1984.

48. M. Weber: L'Ethlque protestante, p. 178.

49. F. Nietzsche: Genealogie de la morale, Gallimard, Paris, 1971, p. 310.

50. M, "Walzer: The Revolution of tfie Saints, Harvard University Press,Cambridge (MA), 1973.

51. M. Weber: Economic et societe, p. 557.

52. M, Weber: Le judansme antique, op. cit., p. 20.

53. С. Н. Hession: John Maynard Keyne&, Payot, Paris, 1985.

54. M. Weber: L'Ethique protestante, p. 108.

55. S. Moscovici: Psychologic des minorites actives.

56. M. Weber: L'Ethique protestante, p. 94.

57. Idem, p. 147.

58. Idem, p. 150.

59. R. Aron: Les stapes..., p. 535.

60. Idem, p. 537.

61. M. Weber: L' Ethique protestante, p. 125.

62. R. Aron: Les etapes..., p. 538.

63. L. Festinger: A Theory of Cognitive Dissonance, Row Peterson,Evanston (1L), 1957.

64. M. Weber: L'Ethique protestante, p. 220.

65. Idem, p. 209.

66. A. Miller: Thu Crucible, Penguin, Harmondsworth, 1968, p. 15.

67. H. H. Gerth et C. W. Mills: From Max Weber, p. 278.

68. У моего учителя Александра Куаре была, достаточно критическаяточка зрения относительно веберовских интерпретаций учения Кальвина. Он упрекал его в невнимании к экономической и социальной реальности. Он утверждал, что «кальвинистские меньшинства Англии иНидерландов, будучи отлученными от политики и государственнойслужбы, отыгрывались на экономике, противопоставляя экономическуюсвободу господству подавляющего государства» (А. Коугё: De la

mystique a la science. Editions E.H.E.S.S., Paris, 1987, p. 46). Это также могло бы объяснить, почему они ее наделили теологическим смыслом.

69. М. Weber; L'Kthique protestante, p. 132,

70. Idem, p. 271.

71. Idem, p. 56.

72. Idem, p. 217.

73. S. Freud: Malaise dans la civilisation, P.U.F., Paris, 1971, p. 25.

74. R. Aron: Les etapes..., p. 539.

75. M. Weber: L''Ethique protestante, p. 256.

76. M. Weber: Economic et societe, p. 567.

77. M. Weber: L'Ethique protestante, p. 119.

78. M, Weber: Economic et societe, p. 129,

79. M. Weber: L'Ethique protestante, p. 122.

80. L. A. Fiedler: Love and Death in the American Novel. Cape, Londres, 1967.

81. M. Weber: Ecottomie et societe, p. 563.

82. L. A. Coser: Masters of Sociological Thought, Harcourt BraceJovanovitch, New York, 1977, p. 233.

83. A. Gramsci: // Materialisms starico, p. 15.

84. S. Moscovici: Psychologie des minorites actives, op. cit. S. Moscovici,G. Mugny, et E. Van Avermaet (eds.): Perspectives on Minority Influence.

85. M. Weber: L'Etkiqueprotestante, p. 236.

86. M. R. Watts: Thu Dissenters, p. 365.

87. V, Woolf: Beau Brummell, Obsidiane, Paris, 1985, p. 59.

88. M. Weber: L'Ethique protestante, p. 245.

89. Idem, pp. 224-225.

90. Sur У opposition entre les deux processus, voir S. Moscovici: Hisloire humaine de La nature.

91. M. Weber: UEthique protestante, p. 2192. Idem, pp. 226-227.

93. Idem, p. 184.

94. T. Parsons: «Preface» to Max Weber, The Sociology of Religion, p. LXX1.

95. R. Brubaker: The Limits of Rationality, Allen and Unwin, Londres,1984, p. 24.

96. L. Strauss: Droit naturel et histoire, Flammarion, Paris, 1986, p. 136.

97. J. Habermas: Aprus Marx, Fayard, Paris, 1985; G. Marshall: InSearch of the Spirit of Capitalism, Hutcbinson, Londres, 1982.

98. M. Weber: Economic et societe, p. 333.

99. Idem, p. 334.

100. M. Weber: L'Ethique protestante, p. 153.

101. Idem, p. 226.

102. M. Weber: Economic et societe, p. 17.

103. R. Aron, in M. Weber: Le Savant et le Polltique, p. 10.

104. M. Weber: L'Ethique protestante, p. 211.

105. Idem, p. 214.

106. M. Weber: Economie et societe, p. 506.

107. Idem, p. 17.

108. M. Weber: «La morale ecortomique des grandes religions. Essai desociologie religieuse comparee», Archives de Sociologte des Religions, 1960, 5, p. 20.

109. M. Weber: Economie et societe, p. 74.

110. A. Mitzman: The Iron Cage, p. 256.

111. M. Weber: L'Ethique protestante, p. 137.

112. Voir L. Dumont: Essai sur Vindividualisme, Seuil, Paris, 1983.

113. M. Weber: L'Ethique protestante, p. 120.

114. M. Weber: Economie et societe, p. 22.

115. Можно сказать, что человеческий тип, который представляет собой протестант, сублимирует, без идеализации отношения с другими, аследовательно, и без идентификации с ними. Тогда как идентификацияабсолютно необходима эмансипированному человеку для того, чтобыпреодолеть оппозицию к другим и к своей группе. Он должен их идеализировать для того, чтобы быть в состоянии оставаться с ними вединстве. В своей Einfhrung des Narzismus, Фрейд акцентирует этуоппозицию между сублимацией и идеализацией. Согласно ему, идеализация запускает в ход идентификацию субъекта по отношению к своемуобъекту, тогда, как сублимация следует другим путем.

ГЛАВА ШЕСТАЯ

1. S. Eisenstadt: Max Weber on Charisma and Institution Building, University of Chicago Press, Chicago and London, 1968, p. XIX.

2. S. Moscovici: La societe contre nature.

3. S. Moscovici: Essai sur I'histoire humaine de la nature.

4. T. Carlyle: On Heroes, Hero-Worship and the Heroic in History, Longman, Green & Co, New York, 1896, p. 11.

5. E. Cassirer: The Myth of the State, Doubleday & Co, Garden City,(NY), 1955, p. 241.

6. M. Weber: Le savant et le politique, p. 101.

7. J. Ruskin: Sesame et les lys, Complexe, Bruxelles, 1987, p. 230.

8. M. Weber: Economie et societe, p. 220.

9. J. Habermas: Apres Marx, op. cit., p. 283.

10. S. Kierkegaard: CEuvres completes, Gallimard, Paris, 1962, t. XVI,p. 312.

11. Мне кажется, что главное упущение теорий легитимности состоит втом, что они не содержат достаточно глубокого анализа условий, в которых утверждается и сохраняется «кредитоспособность». Приходитсяпризнать, что этот запрет для нее специфичен и что он обеспечиваетконформность мнений и чувств. (См. S. Mo&covici, *Th& ConspiracyMentality», in С. Graumann et S. Moscovici (eds.): Changing Conceptionsof Conspiracy, Springer, New York, 1987, pp. 151-169). Эта лакуна объяснима. Все упомянутые теории основаны яа индивидуальной психологии и игнорируют названный запрет, присущий психологии коллективной.

12. A. Mitsman: The Iron Cage, p. 202.

13. M. Weber: Economie et societe, p. 57.

14. Idem, p. 222.

15. H. H. Gerth et C. W. Mills: From Max Weber, p. 285.

16. M. Weber: Economie et societe, p. 249.

17. S. Freud, W. C. Bullitt: Thomas Woodrow Wilson, Weidenfeld etNicholson, Londres, 1967, pp. XV et XVI.

18. G. W. F. Hegel: La raison dans I'histoire, U.G.E., Paris, 1979, p. 123.

19. E. Sagan: At the Dawn of Tyranny, Knopf, New York, 1986.

20. M. Weber: Economic et societe, p. 430.

21. Idem, p. 275.

22. P. Brown: La societe et le аасгё dans I'antiquite tardive, Seuil, Paris,1985, p. 75.

23. M. Weber; Economic et societe, p. 253.

24. Idem, p. 249.

25. Idem, p. 256.

26. H. H. Gerth et C. W. Mills: From Max Weber, p. 173.

27. F. Furet: Penser la Revolution franyaise, Gallimard, Paris, 1978, p. 85.

28. M. Weber: Economic et societe, p. 36.

29. Idem, p. 250.

30. Idem, p. 249.

31. Idem, p. 256.

32. Idem, p. 249.

33. F. Alberoni: Movimento e istituzione, II Mulino, Bologne, 1977.

34. A de Tocqueville: L'Ancien regime et la Revolution, Gallimard, Paris,1985, p. 204.

35. M. Weber: Economic et societe, p. 271.

36. Idem, p. 277.

37. Idem, p. 260.

38. R. Aron: Les etapes..., p. 561.

39. M. Weber: Economic et societe, p. 261.

40. Idem, p. 275.

41. Idem, p. 256.

42. T. Parsons: The Structure of social action, Free Press, New York,1968, t. 2, p. 104.

43. M. Weber: Economic et societe, p. 245.

44. Согласно Лео Строссу (Droit naturel et Histoire), различие междутрадицией, легальностью и харизмой порождено специфической ситуацией. Ее создала Французская революция, противопоставив друг другутрадицию и разум, традиционную монархию и республику. Чтобы создать впечатление полноты своей теории, Вебер якобы добавил третьюформу власти — харизматическую. На мой взгляд, эта интерпретацияносит искусственный характер, вызывающий у меня негативное отношение. На данную теорию потрачено столько чернил, что я вынужден

просить прощения за возвращение к уже рассмотренному вопросу. Мы только что видели, что эти формы власти можно рассматривать или с классификаторской точки зрения — как это чаще всего и делается — или с генетической. В последнем случае можно принять гипотезу о безупречном параллелизме между формами власти и аспектами социального организма. Имеются в виду три таких аспекта, разными способами объединяющие индивидов: нация, гражданское общество, государство. Можно предположить, что харизматическое господство легитимируется обществом как нацией, традиционная власть — им же как гражданским обществом, легальная власть — обществом как государством. Комбинация трех форм власти в различных пропорциях — суть теории Вебера. Возвращаясь к Лео Строссу, можно согласиться с ним в том, что Французская революция, несомненно, противопоставила разум традиции. В то же время и, начиная с этого момента, нация в растущей мере выступает в качестве политического фактора. Вебер вводит понятие харизматической власти не для того, чтобы пополнить свою теорию добавочным фрагментом, но чтобы выявить новый источник власти. Для него, как и для Дгоркгейма, «политическое и территориальное суверенное сообщество, отделенное прочерченными на земле границами, является «обществом в высшей степени»» (R. Aron, Socialisms et sociologie, p. 1048). Харизма дает ответ, выраженный в принципе порядка, на национальный вопрос, которому оба социолога придавали такое же значение, как вопросу социальному.

45. М. Weber: Economic et societe, p. 231.

46. A. Giddens: Studies in social and political Theory, Basic Books, NewYork, 1977, p. 144.

47. E. Fischer: A la recherche de la realite, Denoel, Paris, 1970, p.75.

48. M. Weber: Economic et societe, p. 429.

49. A. Mitzman: The Iron Cage, p. 246.

50. M. Weber: Economic et societe, p. 469.

51. A. Etzioni: A comparative Analysis of Complex Organisations, TheFree Press, Glencoe (IL), 1961, p. 232.

52. K. Loewenstein: Max Weber's Political Ideas, The University ofMassachusetts Press, Boston, 1966, p. 62.

53. A. Gramsci: II materialismo storico, p. 40.

54. N. Elias: La societe de cour, Flammarkm, Paris, 1985, p. 126.

55. S. Moscovici: L'Age des foules: S. Moscovici: «The Discovery of theMasses», in C. Graumann et S. Moscovici (eds): Changing Conceptions ofCrowd Mind and Behavior, Springer, New York, 1986, pp. 5-25.

56. Рутинизацня харизмы — это в сущности ничто иное, как формаидентификации.

57. R. J. Bond: «Toward a Social Psychology of Charismatic SocialInfluence Process», Social Form, 1975, 53, pp. 485-497.

58. R. A. Nisbet: La tradition sociologique, p. 317.

59. L. Cavalli, in C. Graumann et Moscivici (eds.): Changing Conceptionsof Leadership, Springer, New York, 1986, p. 68.

60. C. J. Friedrichi «Political Leadership and the problems of charismaticLeadership», Journal of Politics, 1961, 23, 3-24.

61. M. Weber: Le savant et le politique, p. 103.

62. M. Weber: The Sociology of Religion, p. 46.

63. M. Weber: Economic et societe, p. 477.

64. Idem, p. 447.

65. R. Fagen: *Charismatic Authority and the Leadership of FidelCastro», Western Political Quarterly, 1965, 18, p. 275-284.

66. M, Weber: Economte et societe, p. 271.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

1. К. Gassen imd M. Landmann (eds.): Buck des Dankes an Georg Simmel, Bunker und Humblot, Berlin, 1958, p. 175.

2. E. C. Hughes, Цит. по R. Nisbet: Emile Durkheim, p. 9.

3. K. Gassen und M. Landmann (eds.): Buch des Dankes, p. 15.

4. J. Freund «Preface» и G. Simmel: Sociologie et epistemologie, P.U.F.,Paris, 1981, p. 13.:

5. E. Ludwig, in K. Gasaen und M. Landmann (eds.): Buch des Dankes, p. 223.

6. G. Simmel: The Philosophy of Money, перевели на английскийBottomore et Frisby, Routledge & Kegan Paul, Londres, 1978,Introduction, p. 13. Я использую этот превосходный перевод, так какглавный труд Зиммеля не переведен на французский.

7. G. Simmel: Sociologie et epistemologie, p. 93.

8. M. Bloch: Apologiepour I'histoire, Colin, Paris, 1974, p. 46.

9. R. Musil: Les desarrois de I'eleve Torless, Seuil, Paris, 1960, p. 121.

10. Z. Freund, «Preface» a G. Simmel: Sociologie et epistemologie, p. 13.Мы знаем, что Зиммель является одним из основателей социальной

психологии и что его теория социальных феноменов — это явно социально-психологическая теория. Но утверждать, что эта дисциплина пришла из Соединенных Штатов — значит подвергнуть себя риску вовлечься в поток аргументов и контраргументов, бушующий начиная с 1933 г. Это ведет к утверждению, что социальная психология — американская наука, как говорят о немецком или американском психоанализе, об еврейской физике или буржуазной генетике. Лучше бы избегать этих соблазнов. В данном случае речь идет о ляпсусе, вызванном весьма распространенным предрассудком, который разделяют даже превосходно информированные люди. Очевидно, что Зиммель преподавал социальную психологию прежде, чем это пришло в голову американцам. Она распространилась в университетах Германии, Франции, Великобритании прежде, чем пересечь океан. Дюркгейм отправился преподавать ее вместе с Вундтом в Лейпциг, а не в Чикаго.

11. Цит. по D. P. Frisbyr «Georg Simmel and Social Psychology», Journalof the Behavioral Sciences, 1984, 20, p. 109. Можно сравнить эту оценкус недавними попытками «извинений» за психологизм Зиммеля. См.напр. P. Watler: «La comprehension dans les problemes de la philosophicde 1'histoire de G. Simmel», Societes, 1986, pp. 11-13.

12. G. Simmel: Sociologie et eplstemologie, p. 208.

13. G. Simmel: «Ueber das Wesen der Sozial-Psychologic», Arckiv furSozialwissenschaften, 1908, 26, pp. 285-291.

14. G. Simmel: Sociologie et epistemologie, p. 198.

15. G. Simmel: Les problemes de philosophic de Vhistoire, P.U.F., Paris,1986, p. 57.

16. M. Bloch: Apologie pour Vhistoire, p. 157.

17. J. Agassi: «Scientific Leadership», in C. Graumann et S. Moscovici(eds.): Changing Conceptions of Leadership, p. 236.

18. Так обстоит дело с тем, что называют методологическим индивидуализмом. В качестве индивидуализма Фрейд прибегает к помощи рациональной психологии. В качестве методологии он имеет дело не с индивидами, но с прототипами или категориями: молодежью, рабочими, покупателями и продавцами на рынке и т. д. Единство этих двух аспектоввосстанавливается благодаря логическому формализму и математике.

19. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 175.

20. В другом месте я изложил постулаты генетической модели и рассмотрел ее противоположность функциональной модели.

См. S. Moscovici, La psychologie des minorites actives.

21. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 54.

22. G. Simmel: «Das Problem der Soziologie», Jahrbuch fur Gesetzgebung,Verivaltung und Volkstvirtschaft, 1894, p. 274.

23. A de Tocqueville: De la democratie en Amerique, t. II, p. 117.

24. E. Wolf: George Simmel, Ohio State University, 1959, p. 44.

25. G. Simmel: Sociologie et eptstemologte, p. 89.

26. M. Proust: A la recherche du temps perdu, Gallimard, Paris, 1954,t. I, p. 387.

27. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 174.

28. Я плохо понимаю, как тонкий социолог и хороший знаток Зимме-ля, мог написать следующие фразы, даже если они выражают распространенное мнение. После блестящего изложения Философии денег* он заключает: «Впрочем, на всех только что проанализированных намистраницах постоянно встречаются пассажи, посвященные сближению,более или менее обоснованному, между индивидуальной душой и социальным поведением человеческих существ. Различные комментаторы,начиная с Дюркгейма, часто упрекали его за этот утяжеляющий текстпсихологизм. Мы до сих пренебрегали этими размышлениями, чтобыограничить наше изложение лишь анализом феномена денег*(введениек кн. «Социология и эпистемология», с. 30). Зиммель уже в началесвоей книги заявляет, что психологический, аспект феномена находитсяв центре его интересов. Г-н Фрейд действует как наборщик, который,лучше автора зная, что тот сотворил, помещает примечания в основнойтекст, а этот текст переносит в примечания.

29. G. Simmel: Sociologie et epistemologie, p. 89.

30. E. Wolf: George Simmel, p. 40.

31. G. Simmel: Fragmente und Aufsatze, Drei Masken, Munich,1923, p. 21.

32. G. Simmel: Sociologie et epistemologie, p. 165.

33. G. Simmel: Brucke und Tur, Koehler, Stuttgart, 1957, p. 224.

34. См. об этом: N. Chomsky: Dialogues aves M. Ronat, Flammarm,Paris, 1977, pp. 195 et suiv.

35. M. Maffesoli: «Epistemologie de la vie quotidienne, vers unformisme en sociologies, Cahiers Internationaux de Sociologie, 1985, 74,pp. 264-282.

36. A. Degenne et C. Flament: «La notion de rigularitd dans 1'analyse desreseaux sociaux», Cahiers S.T.S., 1986, 9-10, pp. 223-236: S- A. Borman

et H. С. White: «Social Roles from multiple networks», American Journal of Sociology, 1976, 81, pp. 1384-1446.

37. Цитируется по D. P. Frisby: Georg Simmel and Social Psychology, p. 118.

38. G. Simmel: Les problemes de philosophie de I'histoire, p. 77.

39. G. Simmel: Sociologie et epistemologie, p. 75.

40. Цит. in P. Watlier Jed.); Georges Simmel, Meridiens Klinksieck, Paris,1987, p. 24.

41. G. Simmel: Fragmente und Aufsatze, p. 10.

42. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 453.

43. Цит. по D. P. Frisby: Georg Simmel and Social Psychology, p. 118.

44. Среди французских социологов Эдгар Морен, как мне весьма инстинктивно кажется, принадлежит к той же интеллектуальной семье,что и Зиммель, в том числе в своих размышлениях о сложности и относительности.

45. G. Simmel: Sociologie et epistemologie, p. 76.

46. Существует явный контраст между интенциями в области социологии, присущими, с одной стороны, Дюркгейму и Веберу, с другой, —Зиммелю. Кажется, что первые как бы хотели превратить ее в аналогньютоновской механики, а Зиммель — в аналог термодинамики. Философские позиции, несомненно, сыграли в этом свою роль.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

1. М. Mauss: Les origines de la notion de monnaie, (Euvres, t. 2, p. 101.

2. F. Heiden The Psychology of interpersonal Relations, John Wiley, NewYork, 1958.

3. P. Bourdieu; La distinction, Minuit, Paris, 1979.

4. A. de Tocqueville: L'Ancien Regime et la Revolution, p. 51.

5. Цит. в прекрасной книжке J. М. Rey: Colere de Peguy, Hachette,Paris, 1987, p. 43.

6. G. Simmel: «Zur Psychologie des Geldes», Jahrbuck fur Gesetzgebung,Verwaltung und Volkswirtschaft, 1889, 13, pp. 1251-1264.

7. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 54.

8. A.Vierkano4. Einige neuere Werke гиг Kuttur und Gesellschaftslekre,Zeitschrift fur Sozialwissenschaft, 1901, 4, p. 641.

9. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 56.

10. R. Goldscheid: «Jahresbericht uber Erschemungen der Soziologie in den Jahren 1900-1904», Arc/lit) fur systematische Philosophie, 1904, 10,p. 398.

11. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 65.

12. Idem, p. 60.

13. Idem, p. 63.

14. Idem, p.72.

15. I. Meyerson: Les functions psychologiques et Us oeuvres, Vrin, Paris,1948, p. 10.

16. S. Moscovici: La psychanalyse, son image et son public, ch. Ill et VI.

17. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 175.

18. Idem, p. 76.

19. M. Proust: A la recherche du temps perdu, t. П1, p. 43.

20. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 66.

21. Idem, p. 67.

22. Idem, p. 68.

23. Ibidem.

24. Idem, p. 69.

25. Idem, p. 78.

26. Idem, p. 79.

27. Idem, p. 78.

28. Idem, p. 79.

29. S. P. Altman: Simmel's Philosophy of Money, American Journal ofSociology, 1903, 9, p. 67.

30. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 175.

31. B. Malinowski, Цит. in J. Le Goff: La bourse et la vie, Hachette,Paris, 1986, p. 20.

32. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 82.

33. Idem, p. 34.

34. Idem, p. 220.

35. Idem, p. 84.

36. Idem. p. 87.

37. Idem, p, 85.

38. Idem, p. 29.

39. Idem, p. 128.

40. Idem, p. 120.

41. Idem, p. 176.

42. Idem, p. 129.

43. S. Moscovici: The phenomenon of Social Representations, in R. M.Fair et S. Moscovici: Social Representations, Cambridge Uniersity Press,Cambridge, 1984, pp. 3-69.

44. E. Renan: Souvenirs d'enfance et de jeunesse, Calmarm-Levy, Paris,1947, p. 14.

45. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 198.

46. J. Schacht: Anthropologie culturelle de I'argent, Payot, Paris, 1973.

47. M. Blocb: Esquisse d'une ЫзШге moTietaire en Europe, Armarid Colin,Paris, 1954.

48. M. Gorin: Argent — contes et comptes, These E.H.E.S.S., Paris, 1985;J. Melitz: Primitive and modern money, Addison-Wesley, Reading (MA),1977; S. Smelt: «Money's place in society», British Journal of Sociology, 1980, 31, pp. 204-223.

49. M. Mauss: Les origines de la notion de monnaie, CEuvres, t. 2.

50. E. Prevey: A quantitative study of family practices in trainingchildren in the use of money, Ph. D., Minnesota, 1944.

51. J.-P. Vernant: Les origines de lapensee grecque, P.U.F., Paris, 1969.

52. F. Braudel: Les jeux de I'echange, Armand Colin, Paris, 1979.

53. K. Galbraith: L'argent, Gallimard, Paris, 1976.

54. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 198.

55. E. Canetti: Masse et puissance, Gallimard, Paris, 1986, p. 196.

56. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 128.

57. R. Laufer: La mesure des choses. Le Genre humain, 1985, 7, p. 120.

58. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 164.

59. Чтобы выразить техническую новизну этих форм, теперь частоупотребляют термин «монетика».

60. D. P. Frisby: Georg Simmel and Social Psychology, p. 109.

61. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 220.

62. idem, p. 211.

63. G. Simmel: Psychologic des Geldes, p. 4.

64. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 232.

65. Idem, p. 198.

66. Idem, p. 241.

67. Idem, p. 232.

68. Idem, p. 236.

69. Ibidem.

70. J. Le Goff: La bourse et la vie.

71. K. Polanyi: La grande transformation, Gallimard, Paris, 1971, p. 54.

72. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 222.

73. W. Sombart: Le bourgeois, Payot, Paris, 1966.

74. P. Birnbaum: Le peuple et les gras, Grasset, Paris, 1979, p. 214;

F. Furet: *L'evolution de {'attitude des Fram;ais a J'argent», Nef, 1977, 65, pp. 47-51.

75. W. Sombart: Les juifs, Payot, Paris, 1927.

76. K. Marx: La question juive, Aubier-Montaigne, 1971, p. 131.

77. L. Wittgenstein: Vermischte Bemerkungen, Suhrkamp, Francfort-sur-le-Main, 1977, p. 46.

78. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 227.

79. E. Borneman: La psychanalyse de I'argent, Paris, P.U.F., 1976.

80. E. Bergelin: Money and emotional conflicts, Doubleday, New York,1951.

81. T. Wiseman: L'argent et I'inconscient, Paris, P.U.F., 1976.

82. M. Aglietta et A. Orleans: La violence de la monnaie, Paris, P.U.F., 1982.

83. C. Graumann et S. Moscovici: Changing Conceptions of Conspiracy.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: