Глава девятая

1. К. H. Wolf: The Sociology of Georg Simmel, Glenior, Free Press, 1950,p. 409.

2. Idem, p. 312.

3. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 312.

4. Idem, p. 280.

5. Idem, p. 259.

6. Idem, p. 501.

7. Idem, p. 217.

8. Idem, p. 308.

9. Ibidem.

10. E. Meyerson: Identite et realite, J. Vrin, Paris, 1951.

11. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 362.

12. Idem, p. 152.

13. E. Durkheim: Textes, t. I, p. 19.

14. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 128.

15. Idem, p. 355.

16. Idem, p. 335.

17. Idem, p. 303.

18. E. Canetti: Masse et puissance, p. 195.

19. M. Bioch: Esquisse d'une histoire monetaire en Europe, p. 92.

20. M. Mauss: (Euvres, i. 2, p. 162.

21. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 179.

22. Idem, p. 434.

23. G. Simmel: Conflict and the web of group affiliation, The Free Press,New York, 1955, p. 149.

24. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 395.

25. G. Simmel: Brucke und Tar, p. 227.

26. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 431.

27. D. Claessens: * Ration alitat revidiert», Kolner Zeitschrift furSoziologie und Sozialpsychologie, 1965, 17, pp. 465-476.

28. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 431.

29. Idem, p. 360.

30. S. Moscovici: L'age des foules, op. cit.

31. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 444.

32. Ibidem.

33. К. Н. Wolff: The Sociology of Georg Simmel, p. 412.

34. S. Moscovici: Essai sur I'histoire hummaine de la nature.

35. G. Lukacs: Histoire et conscience de classe, p. 123.

36. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 348.

37. К. Н. Wolff: The Sociology of Georg Simmel, p. 293.

38. R. Musil: L'homme sans quatites, Livre de Poche, Paris, 1969, t. 2, p. 430.

39. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 216.

40. R. Musil: L'homme sans qualites, p. 560.

41. G. Luk&cs: Histolre et conscience de clas&e, p. 129.

42. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 433.

43. He вызвало большого интереса место денег в целом ряде межличностных взаимодействий, в том числе в медицине и психологическойтерапии. То здесь, то там упоминали об их роли в психоанализе. Но ихсимволика, возможно, занимает здесь более значительное место, чемэто признается, даже более значительное, чем символика языка. Дляэтого существуют три причины. Во-первых, имеется прямое родствомежду правилами денег и законами бессознательного (безразличие кпротиворечиям, утаивание, превращение и смещение и т. д.). Во-вторых, можно отметить инверсию их использования, так как деньгисодействуют восстановлению в терапии того, что они разрушают вовнешнем мире — ревальвации характеров взамен их девальвации. Инаконец, наиболее современное средство ставит себя на службу самомуархаическому. Деньги предстают одновременно как плата за оказаннуюуслугу, и как дар (или жертва), и также как мена.

44. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 463.

45. «В этой традиции по поводу доктрины Зиммеля часто высказывается три суждения: он запутывается в формальных и пустых абстракциях, сводя социологию к социальной морфологии, в которой может получить свое полное развитие лишь затвердевшая социальная геометрия,а также в ас о цио логическом и аисторическом психологизме и индивидуализме*. G. Ankerl: Sociologues allemands, La Bacconiere, Neuchatel,1972, p. 74.

46. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 477.

47. Idem, p. 476.

48. Idem, p. 199.

49. J. Le Goff: La bourse et la vie, p. 32.

50. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 511.

51. idem, p. 509.

52. S. Moscovici: £ssai sur I'histoire humaine de la nature.

53. G. Benn: Gesammelte Werke, Linus Verlag, Wiesbaden, 1968, t. 3, p. 808.

54. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 102.

55. G. Simmel: Brucke und Tar, p. 215.

56. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 106.

57. Следует упомянуть, что для Зиммеля вещи не имеют потребительной стоимости, но лишь стоимость меновую. Но ведь самолет сделан,чтобы летать? Нет, ответил бы Зиммель, он сделан в такой же степенидля того, чтобы быть оприходованным, фигурировать в финансовомотчете и т. д. Отрицая потребительную стоимость, он отрицает тем самым «абсолютную реальность» объектов и переоценку их конкретногохарактера. Или еще; то, что в ник наиболее конкретно, является наиболее абстрактным, а именно количество, определяющее отношениемежду ними. Таким образом следствием такого способа рассмотрениястоимости является утверждение об ее относительности.

58. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 94.

59. Idem, p. 512.

60. D. Clausen: List der Gewalt, p. 117.

61. G. Simmel: The Philosophy of Money, p. 117.

62. Idem, p. 439.

63. Idem, p. 441.

64. Я полагаю, что на основе идей Зиммеля достигается пониманиеинтереса ее как чего-то противостоящего страсти, но как ее продолжения. Он выражает импульс «я», одновременно элементарный и архаичный, наиболее совместимый с денежной экономикой. Можно сказать,что деньги, все более становясь самими собой, уничтожают все другиестрасти (скупость, великодушие, симпатию и т. д.), сводя их все к одной единственной. Короче, интерес является страстью эго и только этоимеет значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: