чтобы <ребенок вышел в люди> (т. е. получил высшее образование или <вы-
годную> профессию) и чтобы уже сейчас у него было все <не хуже, чем у
людей> (дорогая одежда, магнитофон и даже... книги). Эти семьи наиболее
Ярко отражают любопытную тенденцию: рост расходов на детей в семье намно-
Го обгоняет теперь общий рост материального уровня населения. Но в таких
Семьях налицо нередко потенциальный конфликт. Материальное обеспечение
Далеко не всегда удовлетворяет иные запросы старшеклассников, многие из
Которых родители не считают достойными внимания.
Так, огромное число семей живут в отдельных квартирах, в которых
Появились комнаты для детей. Старшеклассники все больше предпочитают
Проводить часть свободного времени дома, а не на улице, но это не всегда
Легко сделать, ибо порой современная квартира не самое подходящее для этого
Место... Отциклеванные и покрытые лаком полы, модная мебель, располо-
Женная родителями в строго установленном порядке, почти болезненное
|
|
Отношение к малейшему нарушению этого порядка - все это мешает стар-
Шеклассникам свободно чувствовать себя дома: нет места для маленькой
Мастерской, нельзя сдвинуть мебель, чтобы расстелить во весь пол ватман для
Классной стенгазеты, и т. п. Любительские увлечения старшеклассников
родители считают лишь поводом <развести в квартире грязь>.
Пренебрежение со стороны родителей интересами, увлечениями
Старшеклассников создает определенный барьер между ними и родителями.
Не признавая, что старшеклассник имеет право в определенной степени сам
Определять свой стиль жизни, взрослые тем самым не считают нужным обсуж-
Дать с юношами и девушками вопросы, которые волнуют их, отказывают им в
Праве иметь суждения и реализовывать поведение, выходящее за рамки пред-
ставлений родителей о <пристойном> для их детей. И очевидно, не случайно о
своих родителях некоторые старшеклассники пишут так: <Это не то, что моя
мама. Она заботится только о том, чтобы я была одета <не хуже других>.
Определенную группу составляют семьи, в которых родители пользуются
Неверными, антипедагогическими методами. Это - неуважение к личности
Старшеклассника, слежка за ним, рукоприкладство, недоверие и т. д. В таких
Семьях неизбежен конфликт между родителями и повзрослевшими детьми,
Конфликт открытый и скрытый, периодически прорывающийся наружу. У
Юношей и девушек из таких семей могут сформироваться стойкая враждебность
К родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверст-