И наконец, выделяется группа семей, обстановка в которых явно не-
Благополучна. В этих семьях ненормальные отношения между родителями,
атмосфера напряженная, отношения старшеклассников и солите пей nfinr-тги>-
ны и бестактны. Очевидно, о таких родителях писали старшеклассники: <А
Мои совсем не принадлежат к хорошим. Отца нет. Вернее, он есть и даже
Живет с нами в одной квартире, но он пьяница. А мама настолько издергана,
что с ней невозможно разговаривать>. Влияние таких семей на ребят пагубно.
Антисоциальная атмосфера в семье - причина многих преступлений подрост-
Ков.
Позиция старшеклассника в семье во многом определяется атмосферой,
Господствующей в ней. Если юноша или девушка чувствуют любовь родите-
Лей, окружены разумным вниманием и ненавязчивой заботой, то подобная
Эмоциональная атмосфера благоприятно влияет на их отношение к семье и в
Какой-то степени к людям вообще. И наоборот, ощущение заброшенности,
Ненужности в семье приводит к негативному отношению к ней, взращивает
Черствость, эгоизм по отношению к другим.
<Вся беда в том, что родители знали нас маленькими!> Эти слова, кото-
Рые в сердцах произнес один пятнадцатилетний юноша, образно и во многом
Правильно показывают наиболее явную причину тех сложностей, которые ис-
Пытывают старшеклассники в отношениях с родителями. Самая очевидная
Сложность - противоречие между стремлением старшеклассника к самостоя-
Тельности и желанием родителей видеть его послушным и зависимым, как в
Детстве. Однако это лишь видимая часть айсберга. На самом деле эти сложнос-
Ти имеют значительно более глубокие психологические основания. И у школь-
Ников, и у родителей.
В частности, в силу возрастной дистанции между родителями и их деть-
Ми перед теми и другими стоят разные проблемы. Те проблемы, которые вол-
Нуют старшеклассников, родители или уже преодолели, или избавились от
Них, или просто забыли, идеализированно вспоминая свою юность как период
Безоблачности и беспроблемности.
Поэтому нередко то, что важно для старшеклассников, кажется ерундой
С точки зрения родителей. И наоборот: родители без конца твердят о чем-то, с
Их точки зрения жизненно важном, а юноша или девушка их и не слушают,
Ибо вовсе не считают предмет разговора столь важным, т. е. и в ранней юности,
(.бывает, складывается ситуация, как у 4-летнего Костика. Когда его спросили,
почему он не слушается папу и маму, он возмущенно ответил: <Потому что у
них всегда что надо, то не надо, а что не надо, то надо!>