Вселенная, жизнь, человек

Научное решение проблемы происхождения мира, жизни и человека является непростой задачей, поскольку эти процессы невозможно воспроизвести экспериментально. Да и речь идет о событиях, которые происходили многие миллионы и даже миллиарды лет назад. В XX веке американский астроном Э. Хаббл выдвинул кон­цепцию «Большого взрыва» во Вселенной. Ученый предполо­жил, что около 15-20 млрд. лет назад стало происходить рас­ширение Вселенной из сверхплотного состояния вещества. Началось время, потом появились первые атомы и молекулы, а позже и химические соединения. Вселенная все более рас­ширялась, температура спадала, и постепенно на Земле скла­дывались предпосылки для появления простейших форм жиз­ни (около 5 млрд. лет назад). Стала формироваться атмосфера, а в результате биохимической эволюции появились органичес­кие соединения. Сформировался белок - носитель жизни, за­родилась клетка как простейшая структура жизни. Наступил естественный отбор всего живого, что в итоге привело и к по­явлению человека.

В1924 году русский ученый А.И. Опарин в своей книге «Про­исхождение жизни» сформулировал естественнонаучную кон­цепцию возникновения жизни. Опарин полагал, что до появ­ления жизни на Земле существовал длительный (3-5 млрд. лет) период химической эволюции, в рамках которого появились сложные органические вещества и протоклетки. Это привело к биохимической эволюции, в ходе которой в Мировом океане стали образовываться сложные органические соединения, дав­шие начало жизни.

Жизнь появилась на Земле, на других планетах она пока не обнаружена. В силу случая или же закономерно именно на на­шей планете сложились все необходимые предпосылки для возникновения Человека и его дальнейшего существования (оптимальный состав атмосферы, температура воды, гравита­ция и др.). Это удивительное обстоятельство дало повод уче­ным сформулировать «антропный принцип», который гла­сит, что Вселенная якобы устроена «под» и «для» человека. В самом деле разве смог бы возникнуть и существовать чело­век, не будь Вселённая столь «человечной»?

Философия рассматривает человека как уникальное (в преде­лах известного нам мира) живое существо. Вопросы о сущности и природе человека, смысле и целях его жизни являются самыми сложными мировоззренческими проблемами. Большое значение имеет также вопрос о происхождении человека. В его решении наиболее распространенными являются следующие мировоззрен­ческие позиции.

Eстественнонаучный подход основывается на предположе­нии о том, что человек - это следствие, итог длительной эволю­ции живой материи на планете Земля. Он появился отнюдь не случайно, став «высшим цветом» живой природы. Человек - это результат земных причин, а вовсе не какая-то «искра» во Вселенной. Наука доказывает, что основными факторами его становления как специфического живого существа явились естественный отбор, прямохождение, развитие мозга, труд и речь. Привычка трудиться, т.е. изготавливать и применять специальные инструменты для обработки природы, помог­ла человеку выжить и тем самым закрепить одну из ветвей эволюции живых существ на нашей планете. Человекообраз­ная обезьяна (австралопитек) со временем превратилась в че­ловека умелого. Научная теория антропогенеза утверждает, что человек в современном его облике сформировался примерно 40-50 тыс. лет назад. В целом же история человека как вида насчитывает около 2-3 млн. лет. Появившись вначале в Цент­ральной Африке, он распространился затем по всем континен­там. (Для сравнения заметим, что возраст Земли равен пример­но 4,5-5 млрд. лет.)

В рамках естественнонаучного подхода отечественный уче­ный, академик Н.Н. Моисеев разработал концепцию так назы­ваемого «универсального эволюционизма». Истоки этой теории восходят к работам русских мыслителей-космистов Н.Ф. Федо­рова и В.И. Вернадского. Явление человека Моисеев рассмат­ривает как результат пересечения совокупности земных и кос­мических факторов. В лице человека материя впервые обрела способность осознавать саму себя и ставить свое развитие под контроль знания. Возникновение жизни и человека стало са­мой крупной революцией в известной науке истории Вселен­ной. Появился Разум, и развитие мира (в рамках Земли) стало носить сознательный характер. Развился и усовершенствовал­ся Мозг как носитель мыслительных способностей человека. Сформировалась Воля, т.е. способность вмешиваться в ход со­бытий и направлять их протекание. Эволюция породила и Па­мять - механизм сохранения информации и опыта, их накоп­ления и передачи. Благодаря всему этому сформировался Духовный мир человека как самая тонкая ткань социального организма, источник созидания принципиально нового, чело­веческого мира - мира культуры.

В последующей эволюции человека выявились две противо­положные тенденции. Первая - к нарастанию степени его свобо­ды на основе знаний об окружающем мире и о самом себе, совер­шенствования орудий труда и культуры. Вторая - к нарастанию несвободы в связи с усложнением создаваемой человеком так на­зываемой «второй природы» (искусственная среда в различных ее формах), а также вечной зависимостью от «первой» природы как естественного условия своего существования.

В отличие от науки в мифологии и религии на вопрос о про­исхождении человека даны иные ответы. Так, древнегрече­ские мифы полагают, что вначале существовал лишь веч­ный, безграничный и темный Хаос. В нем в свернутом виде заключались все источники жизни мира. Из Хаоса появилось все - весь мир и бессмертные боги. Из него произошла богиня Земли - Гея. Под Землей родился мрачный Тартар - бездна, полная тьмы. Родилась также и Любовь как могучая и всеоживляющая сила. Так начал создаваться Мир со всеми его составляющими - Ночь и День, Горы и Небо, Океан, Солнце и т.д. Появились многочисленные боги как всемогущие и бессмертные существа, и весь возникший мир стал ареной их деятельности и соперничества. Боги - это сверхлюди, хотя и наделенные обычными человеческими качествами. Первые люди были созданы богами, вначале они жили без забот, тяжкого труда и печалей. То был первый - «золотой» - век человечества. Затем на смену ему пришли «серебряный», «медный» и «железный» века. Так и стала с точки зрения древней мифологии развиваться история человеческого рода.

В основном письменном источнике христианской религии - Библии - утверждается, что Бог на пятый и шестой дни творе­ния («креации») мира создал весь животный мир планеты. В шестой день появился и человек, сотворенный по образу и подобию Божьему в виде первого мужчины Адама и первой женщины Евы. Это было грандиозное событие, ведь с появле­нием человека разумного («гомо сапиенс») перед жизнью от­крылся путь созидания и высочайшего восхождения. Однако, вкусив запретный плод в райском саду, первородители людей совершили тем самым великий грех, за что были изгнаны Бо­гом из рая. Началась история человечества, а все люди в ней распались на две большие группы - праведники и грешники.

В фольклоре народов мира можно встретить наивные версии происхождения человека. Например, эскимосы считают, что человек был вылеплен из земли и распространился по свету с помощью птиц. Некоторые верят, что человек был создан из камня или из глины - красной, белой, коричневой. Такие наи­вные представления основаны, как правило, на древних мифах и наукой не подтверждаются. Все мифы объединяет одно - идея некоей внешней силы, которая якобы сотворила человека.

В XX веке французский ученый и теолог Пьер Тейяр де Шарден создал концепцию так называемого «эволюционного финализма». Это была попытка соединить и как бы примирить науку и религию, разум и мистику в решении проблемы про­исхождения мира и человека. По мнению Тейяра, история мира - это история его постоянного усложнения и восхождения к Со­знанию. В ходе этого сложилась некая единая линия развития мира, «космическая магистраль». В ее рамках сформировались

основы жизни и элементы сознания, возник некий Дух Земли. Появившийся на этой основе человек стремится в ходе эволю­ции к достижению конечного состояния мира, которое Тейяр назвал «точкой Омегой». Она и станет, по убеждению филосо­фа, завершением эволюции, началом всеобщего объединения и мировой гармонии под животворным влиянием любви. Здесь все фрагменты мира найдут друг друга и соединятся в гармо­нию. Точка Омега - это будущее мира и человечества, высший полюс эволюции. В ней будет достигнуто примирение всех ин­дивидов и народов, частей и целого. Все сущее сольется на осно­ве любви. По оценке русского проповедника А. Меня, тейярдизм как учение о происхождении и месте человека во Вселенной может быть названо «оптимистическим финализмом». Точка Омега - это «светлый конец», некое царство, где Бог будет пре­бывать во всем.

Близки к тейярдизму идеи русского художника и философа Н.К. Рериха. Что есть человек во Вселенной? Человек, в пред­ставлении мыслителя, является точкой, в которой происходит своеобразная стыковка Земли с Космосом, где земной мир со­прикасается с высшим сознанием. Будучи вселенским суще­ством, человек обладает практически неисчерпаемым потен­циалом космической энергии, еще не раскрытой и не освоенной им в полной мере. Эта энергия и придает ему высокую духов­ность, сообщает силы для борьбы со Злом и Тьмой мира.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: