double arrow

Формы проявления бытия

Бытие.

Для философии как особого рода мировоззрения важнейшим является вопрос о суще­ствовании мира и человека в нем.

Существование - это фундаментальная характеристика любого предмета, события или явления. Вот почему понятие бытия («есть», «существовать», «наличествовать») является одним из самых древних и содержательных в истории фило­софии. Оно возникло из стремления познать окружающий че­ловека мир как единое и многоликое целое. С его помощью не только раскрывается убежденность человека в существовании мира и самого себя в нем, но и познаются коренные характери­стики мироздания. Проблема бытия, его форм, общих харак­теристик и законов рассматривается в разделе философии, который называется онтологией, или теорией бытия. В онтоло­гии, которая занимает особое место в системе философского знания, широкое применение находят такие философские поня­тия, как «бытие» и «небытие», «существование», «субстанция», «материя», «пространство» и «время», «мир», «сознание» и др.

Простейшие представления о бытии появились вместе с рож­дением философии. Уже в индийской философии ставился воп­рос о бытии души человека, о природных стихиях (огонь, воз­дух, вода и др.) как основе мира. Греческий философ Парменид учил, что бытие - это существующее, а кроме него в действи­тельности ничего больше нет. Бытие чем-то похоже на боль­шой неподвижный и наполненный шар с темной и светлой сто­ронами. По убеждению Гераклита, все сущее в мире пронизано борьбой противоположных начал, их взаимодействием. Суще­ствуют огонь и вода, теплое и холодное и т.д. Борьба является «отцом» всего, и из нее рождается самая прекрасная гармония в мире. Бытие изменчиво, динамично: «все течет, все изменя­ется», - учил Гераклит. Демокрит полагал, что первоосновой бытия являются атомы как некие неделимые частицы. Их дви­жение, сталкивание и соединение порождают в итоге все много­образие окружающего мира. Кроме бытия есть и небытие, пред­ставляющее собой, по мнению философа, пустое пространство.

Платон в своих представлениях о бытии пошел значитель­но дальше своих предшественников, выделив два рода бытия - материальное (вещественное) и идеальное (духовное). Мир идей, по Платону, - это подлинное бытие, вечное и неизменное. А мир вещей - неподлинное бытие, поскольку этот мир изменчив, недолговечен и смертен. В нем ведь нет ничего веч­ного, все в нем течет, разрушается и погибает. Учение Платона о бытии - это философский идеализм, который наделяет ду­ховное бытие особым статусом и значением.

В Средние века господствовало религиозное мировоззрение, и бытие рассматривалось как сотворенная Богом реальность. В философии полагалось и доказывалось бытие Бога как Твор­ца, источника мироздания. Считалось, что Бог - это начало, середина и завершение всего сущего, «наисовершеннейшая реальность» (Фома Аквинский, Августин Блаженный и др.). Существуют, таким образом, два рода реальности - творящая (Бог) и сотворенная (мир).

В эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) начинается быстрое раз­витие естественных наук (математика, механика, астрономия). Бытие стало рассматриваться преимущественно как физичес­кая реальность. Считалось, что в своей действительности бы­тие - это прежде всего природа как объект естествознания и практической деятельности человека. В то время было широ­ко распространено убеждение в том, будто бы в природе раство­рено божественное начало, некая «мировая душа». Д. Бруно развивал идею существо­вания многих миров наряду с земным. Большой вклад в тео­рию физического бытия внесли такие ученые, как Н. Копер­ник, И. Ньютон.

Немецкая классическая философия, будучи весьма извест­ным и влиятельным течением Нового времени, соединила в себе борьбу двух направлений и подходов в трактовке бытия - иде­алистического и материалистического. Так, Г. Гегель подлин­ным бытием считал «абсолютную идею» как основу и исток все­го сущего. Природный и социальный мир, включая и человека, - это инобытие, порождение этой идеи. Напротив, Л. Фейербах сводил бытие к природе, уникальным творением которой он счи­тал человека.

В классической марксистской философии учение о бытии продолжило традиции философского материализма и естест­венных наук. Большой вклад в это внес Ф. Энгельс при осмыслении философских проблем естествознания. В своих работах «Диалектика природы» и «Анти-Дюринг» он развивал учение о материи, ее свойствах и формах существования, законах материального мира. Большое внимание в марксист­ской философии уделено исследованию общественного бытия как особого рода образования, связанного с совместной жизнью людей в обществе. Общественное бытие творят сами люди, вступая друг с другом в производственные, социальные, политические и иные отношения, взаимосвязи.

Русская религиозная философия (Н.А. Бердяев, B.C. Соловь­ев и др.) при исследовании бытия активно использовала основ­ные положения христианства, идеи Платона и Гегеля. Подчер­кивалось, что бытие духовно, а сам Дух воспринимался как свободная энергия, данная от Бога и прорывающаяся в природ­ный и социальный мир. Дух, по выражению Бердяева, - это «ог­ненное движение», которое своей любовью соединяет все части бытия в единую жизнь. Человек рассматривался как малень­кая точка на пересечении материального и духовного, земного и божественного начал бытия. Подлинным бытием является лишь духовная жизнь человека, в которой происходит движение к Богу и жизнь в нем - жизнь в правде, истине и красоте.

Напротив, в русском философском материализме (М.В. Ло­моносов, И.И. Мечников и др.) бытие трактовалось по-иному - как нечто объективное, чувственно воспринимаемое, объект науки и практической деятельности.

История философской мысли показывает, что подавляющее большинство философов считают реально существующими и окружающий мир, и самого человека. Факт их существования (бытия) является исходной предпосылкой, началом философст­вования как сложного интеллектуального поиска и осмысле­ния предельных оснований (начал), принципов и свойств, за­конов мироздания.

Таким образом, бытие - это философское понятие, которое указывает на реальное существование объекта как важнейшее его свойство. Кратко говоря, понятие бытия указывает на то, что объект есть и существует, имеет место. (Напротив, отсутствие бытия обозначается понятиями «небытие», «ни­что», «пустота» и т.п.). В своей действительности оно является единством «мира вещей» и «мира духа», тленного (преходящего) и нетленного (непреходящего). Бытие во всех своих проявлениях - это сложная совокупность всего сущего, мир как единое и многообразное целое, или Универсум.

Из истории философии видно также, что имеются различ­ные подходы к пониманию бытия. Так, для философского ма­териализма («линия Демокрита») на первом плане находится бытие Материи как исходный и основной объект познания и практики. Естественные науки (физика, биология и др.) явля­ются давними и надежными союзниками этого философского мировоззрения. В философском же идеализме («линия Плато­на») на первый план всегда выдвигается бытие Духа в различ­ных его проявлениях (формы индивидуального и обществен­ного сознания) как исходный и основной объект познания. С позиций идеализма мир - это воплощение духовного начала или же совокупность субъективных человеческих представлений о нем. Как мировоззрение философский идеализм (в некото­рых его формах) имеет много общего с религией, поскольку предполагает наличие сверхъестественного (неземного) нача­ла всего сущего (в религии таким началом выступает Бог). И ма­териализм и идеализм имеют равное право на существование в духовной культуре общества.


Формы проявления бытия.

Во-первых, это бытие природы (живой и неживой) - мир её вещей, процессов и состояний. Природа включает в себя об­ласть неорганического мира (микро-, макро- и мегамир) и область органического (живого) мира. С точки зрения науки при­рода (в ее широком смысле) существует вечно, вне и независимо от человека. Она присутствует везде, в том числе и в самом че­ловеке в виде его биологического начала. По словам И. Гете, жизнь является лучшим «изобретением» природы, а человек - это венец ее эволюции.

В ходе активного преобразования природной среды человек своим трудом сумел создать весьма сложную и разветвленную «вторую природу» - мир искусственных вещей, процессов и отношений, или культуру. Она представляет собой совокуп­ность высоких достижений человека, новый (социальный) мир его существования. В XX веке на волне достижений научно-технического прогресса появились новые формы бытия. Это, например, виртуальная реальность, которая создается с по­мощью компьютерных систем и является важнейшим компо­нентом современных информационных технологий.

Во-вторых, философия изучает бытие человека как уни­кального живого существа, органического единства природного и социального, телесного и духовного начал. Представляя со­бой итог эволюции природы и будучи ее «мыслящей вещью» (Р. Декарт), человек обладает сложнейшим внутренним ми­ром. Подразумевая это, немецкий поэт Г. Гейне писал, что ког­да человек умирает, то вместе с ним в могилу уходит вся исто­рия общества, ведь человек - это «вместилище» опыта всех предшествующих поколений людей, всех эпох.

В-третьих, имеет место бытие общества (общественное бытие) как мир многогранной духовно-практической деятель­ности людей и их взаимоотношений. Общество является сферой действия Разума, Памяти и Воли человека, и это придает ему собственную специфику, неисчерпаемые источники функцио­нирования и развития. Разумеется, общество (включая и его культуру) живет прежде всего по своим собственным законам (в экономике, политике и других сферах). Вместе с тем оно органически связано с окружающей его природной средой. Вот почему никогда не следует забывать о том, что все мы, по выражению К. Маркса, «плотью и кровью» принадлежим природе и находимся внутри этого уникального организма.

В-четвертых, философия выделяет и бытие духовного, или мир Духа как особого рода реальность. Духовное начало незри­мо и невесомо, но оно присутствует во всех актах человеческой деятельности. Оно представляет собой чувства, идеи, эмоции, образы, понятия, которые создаются людьми в их духовно-практической жизни, - все то, что в философии обозначается понятием «сознание». Но бытие духовного включает в себя и бессознательное, названное 3. Фрейдом «темными пластами» человеческой психики. Духовное - это также и общественное сознание в различных формах своего проявления (религиозное, нравственное, художественное и др.).

Кратко говоря, бытие предполагает две реальности - «мир внешний» (природа, общество) и «мир внутренний» (сознание человека). Вне их больше ничего нет (во всяком случае наукой пока не обнаружено), а есть лишь взаимодействие и перепле­тение этих реальностей. Дихотомия, раздвоенность бытия («че­ловек - мир», «сознание - материя» и т.п.), вечна и неустра­нима, а многообразие является способом существования мира.

Во всех формах проявления бытия есть собственные законы и закономерности, которые являются объектом исследования для различных наук - физики, биологии, антропологии, социологии и т.д. Формы бытия активно взаимодействуют и проникают друг в друга. В этом смысле человек как некий «перекресток» мироз­дания является своеобразным символом единства мира и тесного взаимодействия различных его сфер, их взаимодополнения. Вот почему он не случайно назван в философии «малой Вселенной», поскольку, говоря словами П.А. Флоренского, в человеке «есть все». Именно благодаря взаимодействию различных форм бытия существует очень противоречивый, но все же целостный и гар­моничный мир. Этот мир не только един, но и динамичен, по­стоянно незавершен в своем развитии. Таков и человек: целостен, динамичен и незавершен в своем вечном становлении и развитии.

В своей действительности бытие - это мир, в котором существует человек. Окружающий мир открывается человеку средствами научного и вненаучного познания. Он представляет собой вечную загадку и тайну для людей, объект их практи­ческих действий и источник повседневного существования.

При осмыслении проблем бытия философия применяет так­же понятие «субстанция». Под ней принято понимать некую неизменную основу всего мироздания, предельное основание бытия. Субстанция самодостаточна, т.е. она не нуждается ни в чем другом для своего существования. Философские учения, которые исходят из признания одной и единственной субстан­ции, называют монизмом («один», «единственный»). В этом смысле «линия Демокрита» - это материалистический монизм, так как здесь под субстанцией понимается материя (природа) как «причина самой себя» (Б.Спиноза), единственная основа всего сущего. Напротив, «линия Платона» - это идеалистичес­кий монизм, поскольку основой мироздания здесь считается Дух в различных формах своего проявления - «мировая душа», «мир идей», некая «воля к власти» и т.п. Философский идеа­лизм во многом близок к религии как специфическому мировоззрению и картине мира.

Противоположность монизма - дуализм, который исходит из признания двух начал мира: материального и духовного как якобы равноправных. Его основатель, французский философ Р.Декарт, выделял две субстанции - Бога и материю. Прояв­лениями дуализма были пантеизм (Д. Бруно, Ф.И. Тютчев) с его идеей растворенности Бога во всех вещах природы и деизм (И. Ньютон, А.Н. Радищев). Суть деизма состоит в идее о том, что Бог, сотворив мир, в дальнейшем уже не вмешивается в дальнейшее его существование. В отличие от монизма и дуа­лизма плюрализм исходит из идеи множественности субстан­ций как основ мироздания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: