Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями.
На ранних этапах общественного развития бюджет зародился в виде особой системы общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществлением государственных расходов. Формирование бюджетного фонда было обусловлено объективной необходимостью совместного удовлетворения общественных потребностей. Исторически два обстоятельства привели к росту общественных потребностей: рост населения и увеличение хозяйственной зависимости людей друг от друга, что было вызвано растущим общественным и международным разделением труда. На начальных ступенях развития человеческого общества государство имело возможность значительную часть своих затрат на удовлетворение общественных потребностей (строительство дорог, каналов, дворцов, общественных зданий и сооружений и т.д.) покрывать за счет поступлений от государственных хозяйств, использования рабского труда. Немалую роль в пополнении казны играли войны (прямой грабеж, добыча пленных, рабов, сбор дани с побежденных и т.д.). В это время принудительные сборы со своих граждан осуществлялись лишь в исключительных случаях.
При феодализме потребности правителей вначале удовлетворялись за счет доходов от собственных имений, но по мере роста расходов устанавливались обязательные подати со своих подданных. Монархи имели возможность основную часть собранных средств бесконтрольно расходовать в своих интересах.
С разделением общественного труда, ростом производительных сил, возникновением городов, центров ремесел, расширением обмена начали развиваться товарно-денежные отношения. Общегосударственные расходы направлены уже не только на содержание двора, армии, полиции, но и на поддержку отдельных слоев населения, а также на развитие транспорта, промышленности, торговли, образования и здравоохранения. Для того, чтобы просчитать потребности в ресурсах, определить их конкретные направления, выяснить возможности финансового обеспечения государственных расходов, возникает необходимость в составлении отдельных смет затрат и доходов, затем делаются попытки объединить отдельные сметы в общую смету доходов и расходов.
Так в конце 17 века в Англии делается попытка составить единую общую смету доходов и расходов, которая получает название бюджет.
В России первые сведения об общей смете доходов и расходов государства относятся к 1654г. Однако разработка такого важного документа в России осуществлялась нерегулярно. Лишь при Петре I, когда проводились крупные реформы по увеличению доходов казны, была создана коллегия для руководства финансовыми делами. Однако ежегодно бюджет России начал составляться только с 1812г. после образования Министерства финансов.
В конце 18- начале 19 века практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год.
1.1.3 Особенности бюджета как финансового плана. Бюджет как централизованный фонд денежных средств
Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда денежных средств - государственного бюджета. Общее понятие государственного бюджета приведено в ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, где бюджет рассматривается как план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства. Однако в Бюджетном кодексе дано слишком общее понятие, характеризующее лишь одну его сторону как «форму образования и расходования денежных средств» В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды доходных источников, формирующих его, направления расходов. Бюджет имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления бюджета он рассматривается как финансовый план государства. В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение: государственный бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития системы как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус - главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода и является основной формой планирования, образования и использования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию денежных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях, и степень участия предприятий формировании доходов бюджетной системы.Таким образом, формирование и использование государственного бюджета в Республике Беларусь имеет ряд отличительных черт. Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется следующими чертами: - составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер; - балансовый метод разработки планов является одним из важных методов установления пропорций в народном хозяйстве; - балансовый метод позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать вывод о необходимости изменения тех или иных пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов; - формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления является экономической основой реализации принципа развития демократического общества; - с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами Республики Беларусь и иными сферами; - отличительной чертой государственного бюджета является его народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми отраслями народного хозяйства. Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами, так и по линии финансирования их. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, роста накоплений.Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана страны, являются: перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; контроль за образованием и использованием фонда денежных средств.