Классификация расходов бюджета

Классификация расходов бюджета включает: функциональную классификацию расходов бюджета; программную классификацию расходов бюджета; экономическую классификацию расходов бюджета; ведомственную классификацию расходов бюджета.

Функциональная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства.

Структура кода функциональной классификации расходов представлена на рисунке 4.

Первым уровнем функциональной классификации расходов являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства:

– общегосударственные расходы;

– национальная оборона;

– правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

– национальная экономика;

– охрана окружающей среды;

– жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство;

– здравоохранение;

– физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации;

– образование;

– социальная политика.

Вторым уровнем являются подразделы, конкретизирующие направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах разделов.

Например, расходы по разделу 01 «Общегосударственные расходы» в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета детализируются по следующим направлениям в разрезе подразделов:

– государственные органы общего назначения;

– международная деятельность;

– международная экономическая и гуманитарная помощь;

– обеспечение проведения выборов и референдумов;

– обслуживание государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления;

– государственный материальный резерв;

– фундаментальные научные исследования;

– прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области общегосударственных расходов;

– резервные фонды;

– другие общегосударственные расходы;

– трансферты другим уровням государственного управления.

Третьим уровнем функциональной классификации расходов являются виды расходов, детализирующие расходование бюджетных средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов.

Например, расходы по подразделу «Государственные органы общего назначения» детализируются по следующим видам:

– государственные органы, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь;

– представительный и законодательный орган Республики Беларусь;

– органы государственного управления и другие органы исполнительной власти общего назначения;

– органы местного управления и самоуправления;

– финансовые и налоговые органы;

– органы государственной статистики;

– государственные архивы;

– иные государственные органы и организации.

Четвертый уровень функциональной классификации расходов образует классификация по параграфам, которая детализирует расходование средств на конкретные мероприятия и направления деятельности:

Например, по виду 01 01 02 «Представительный и законодательный орган Республики Беларусь» на параграф 001 относятся расходы Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь; на параграф 002 относятся расходы Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Структура кода функциональной классификации расходов бюджета представлена на рисунке 6.

 
 


Рисунок 6. Структура кода функциональной классификации расходов

Таким образом, код функциональной классификации расходов состоит из девяти знаков, в том числе: раздела - 2 знака, подраздела - 2 знака, вида - 2 знака, параграфа - 3 знака.

Полный код классификации соответствующих расходов бюджета (например, расходы Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь), состоящего из девяти знаков, имеет следующий вид - 01 01 02 002, где:

01 – первый и второй разряды кода классификации расходов - раздел (общегосударственные расходы);

01 – третий и четвертый разряды кода классификации расходов - подраздел (государственные органы общего назначения);

02 – пятый и шестой разряды кода классификации расходов – вид (представительный и законодательный орган Республики Беларусь);

002 – седьмой, восьмой и девятый разряды кода классификации расходов – параграф (расходы Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь).

Программная классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по бюджетным программам и подпрограммам.

Она состоит из двух уровней. Первым уровнем программной классификации расходов бюджета являются бюджетные программы, утвержденные в установленном порядке. Вторым уровнем - подпрограммы, детализирующие расходы в рамках бюджетных программ.

Код программной классификации занимает пять знаков, в том числе: программа - 3 знака, подпрограмма - 2 знака (при отсутствии подпрограммы используется нулевая позиция "00").

Программная классификация расходов является единой и используется при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, а также при необходимости при составлении смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетности по ним.

При принятии региональной программы, основанием для разработки которой явилась государственная программа, данной региональной программе присваивается код программной классификации соответствующей государственной программы.

Программам, являющимся продолжением программ, реализуемых в текущем году, присваиваются коды программной классификации текущего года.

Финансирование отраслевой программы с очередного года должно осуществляться в пределах средств, предусмотренных распорядителю бюджетных средств (разработчику), по непрограммным расходам.

При утверждении республиканского и местных бюджетов законом Республики Беларусь или решением Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год расходы предусматриваются в разрезе программной классификации расходов бюджета.

Министерство финансов может производить детализацию расходов бюджета в пределах подпрограмм, не нарушая общих принципов построения и единства программной классификации расходов бюджета.

Экономическая классификация расходов является группировкой расходов бюджета по их экономическому содержанию.

В экономической классификации применяется четыре уровня классификационной структуры:

- категория расходов (текущие расходы, капитальные расходы, кредитование минус погашение и резервные средства);

- статья (закупки товаров и оплата услуг, капитальные вложения в основные фонды и другие);

- подстатья (заработная плата рабочих и служащих, приобретение оборудования и предметов длительного пользования, предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов внутри страны и другие);

- элемент расходов (основной оклад гражданских служащих, приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений, бюджетные ссуды, бюджетные займы другим бюджетам и другие).

Код экономической классификации занимает 7 знаков, в том числе: категория - 1 знак, статья - 2 знака, подстатья - 2 знака и элемент - 2 знака.

Структура кода экономической классификации расходов представлена на рисунке 7.

 
 


Рисунок 7 - Структура кода экономической классификации расходов

Полный код экономической классификации соответствующих расходов бюджета (например, продукты питания), состоящего из семи знаков, имеет следующий вид - 1 10 03 04, где:

1 – первый разряд кода классификации расходов – категория (текущие расходы);

10 – второй и третий разряды кода классификации расходов - статья (закупки товаров и оплата услуг);

03 – четвертый и пятый разряды кода классификации расходов – подстатья (приобретение предметов снабжения и расходных материалов);

04 – шестой и седьмой разряды кода классификации расходов – элемент (продукты питания).

Ведомственная классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, отражающей распределение средств по государственным органам и организациям, являющимся распорядителями средств, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Ведомственная классификация расходов утверждается, как правило, как классификационная система, состоящая из одного уровня, - глава, которая имеет трехзначный код.

На пример:

002 – Министерство иностранных дел Республики Беларусь;

003 – Министерство юстиции Республики Беларусь;

004 – Министерство энергетики Республики Беларусь;

005 – Верховный Суд Республики Беларусь и т.д.

При утверждении расходов республиканского и местных бюджетов законом Республики Беларусь или решением Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год они предусматриваются по главам ведомственной классификации расходов в разрезе функциональной классификации расходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: