Транспортные средства на дорогах Руси 17 страница

14 марта 2004 года Путин был переизбран президентом на второй срок.

В сентябре 2005 в России было начато осуществление «Национальных проектов» для разрешения наиболее важных социальных проблем в здра-воохранении, образовании, жилищной политике и в сельском хозяйстве. В 2006 году на эти программы было выделено 161, в 2007 — 206 млрд. рублей.

В 2000-е годы были приняты законы с поправками в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15).

В 2006 году за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор. Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов и стимулировала экономический рост. Налоговая реформа оценивалась экспертами как один из самых серьёзных успехов В. В. Путина.

В октябре 2001 года был принят Земельный кодекс РФ, который закрепил право собственности на землю (кроме земель сельхозназначения) и определил механизм её купли-продажи. В июле 2002 В. В. Путиным был подписан федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который санкционировал куплю-продажу и земель сельскохозяйственного назначения.

Был проведён ряд других социально-экономических реформ: пенсион-ная (2002), банковская (2001—2004), монетизации льгот (2005), трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта.

1 июля 2006 года российская валюта стала конвертируемой.

При Путине досрочно был почти полностью выплачен внешний государственный долг.

Одним из факторов экономического роста являлись последствия дефолта 1998 года, приведшего к резкому подорожанию импортных товаров по сравнению с отечественными, и, как следствие, к значительному улучшению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем рынке.

По данным опроса общественного мнения в 2008 году, 77 % российских респондентов заявили, что качество их жизни в годы президентства Путина значительно улучшилось.

В декабре 2007 года В. В. Путин объявил о том, что на президентских выборах весной 2008 года поддержит кандидатуру Д.А.Медведева. Его поддержали партии «Справедливая Россия», Аграрная партия России и «Гражданская сила». 2 марта 2008 года прошли выборы Президента России, на которых, набрав 70 % голосов, Д. Медведев одержал победу.

Президентство Д.А. Медведева. Он своими приоритетными задачами считал дальнейшее развитие гражданских и экономических свобод, создание новых гражданских возможностей. Он подтвердил этот курс подписанием своих первых указов, которые напрямую касаются социальной сферы. В частности: федеральный закон, предусматривающий обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета всех нуждающихся, в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны до мая 2010 года, указ «О мерах по развитию жилищного строительства», предусматривающего создание рынка доступного жилья, указ «О федеральных университетах» для содействия системной модернизации высшего профессионального образования на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки квалифицированных кадров для потребностей инновационной экономики.

Военный конфликт с Грузией. Война в Южной Осетии началась 7 августа 2008 года. 12 августа Медведев объявил о начале принуждению грузинских властей к миру. Военные действия Российской Федерации на территории сопредельного государства вызвали негативную оценку и критику большинства западных государств.

Рецессия. Внутренняя политика. Согласно данным, обнародованным в январе 2009 года в декабре 2008 года падение промышленного производства в России достигло 10,3 % по отношению к декабрю 2007 года (в ноябре — 8,7 %), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие; в целом в 4-м квартале 2008 года падение промышленного производства составило 6,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.

Минэкономразвития дало прогноз на 2009 год: снижение ВВП до минус 2,2 % и по промышленности минус 7,4 %; цене нефти — 41 доллара за баррель.

Осенью 2009 года Медведевым был провозглашен курс на модернизацию всей системы общественных отношений.

Послание Президента 2008 года. Закон о поправках к Конституции. В послании Федеральному собранию было предложение о внесении поправки к Конституции России о продлении полномочий президента до шести лет.

Внешняя политика. В 2009 года Д. А. Медведев, А. Г. Лукашенко и Н.А.Назарбаев в Минске подписали договор о создании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. Создание Таможенного союза позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно до 15 % к ВВП стран-участниц к 2015 году.

В 2010 года между Россией и США в Праге был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений сроком на 10 лет. Д. А. Медведев заявил, что подписание договора «упрочило не только безопасность России и США, но и безопасность всего мирового сообщества». Также, по мнению президента, «договор может действовать и быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания системы ПРО США».

В 2010 году были подписаны Харьковские соглашения о продолжении базирования российского Черноморского флота в Крыму после 2017 года.

23 ноября 2011 года Медведев обратился к гражданам России по поводу размещения систем ПРО в Европе. Он выразил беспокойство относительно планов НАТО, сказал, что Россия готова защищать свои интересы и будет готова к соответствующему ответу. Однако Россия «не закрывает двери переговоров» для Европы и готова к диалогу с учетом национальных интересов.

Реформа Вооружённых сил России 2008—2009. В сентябре 2008 года Правительством было принято решение о корректировке 3-летнего бюджета в части значительного увеличения военных расходов: рост финансирования расходов на оборону в 2009 году будет самым значительным в новейшей истории России — почти 27 %. Одним из приоритетов в формировании новых Вооружённых Сил Российской Федерации, по концепции, утверждённой Президентом 15 сентября 2008 года, на период до 2012 года, должно быть создание сил быстрого реагирования. По заявлению 8 сентября 2008 года министра обороны численность Вооружённых сил Российской Федерации к 2012 году сократится до 1 миллиона человек, предстоит значительное сокращение числа высших и старших офицеров при одновременном росте количества младших офицеров, реорганизация структуры управления и радикальное изменение в системе военного образования, в частности, для улучшения оперативного управления войсками предусматривается переход от традиционной четырёхзвенной структуры (военный округ—армия—дивизия—полк) к трёхзвенной (военный округ—оперативное командование—бригада). Количество генералов к 2012 году должно сократиться с 1100 до 900; численность младших офицеров (лейтенантов и старших лейтенантов) — возрасти с 50 тысяч до 60 тысяч.

Оценки уровня коррупции в России. Россия является одной из стран с высоким уровнем коррупции; Россия в 2008 году заняла 147-е место, а 2010 году - 154-е место из 180 в рейтинге.

Реформа МВД. 6 сентября 2008 года Медведев ликвидировал Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом и региональную систему УБОПов. Есть мнение, что этим был нанесён удар по борьбе с организованной преступностью. 24 декабря 2009 Президент РФ подписал Указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», предусматривающий: сокращение до 1 января 2012 года численности МВД на 20 %; рассмотрение вопроса об увеличении ассигнований для выплаты вознаграждения сотрудникам милиции; представление предложений по реформированию системы денежных выплат; оптимизирование количества профильных образовательных учреждений и др.; пересмотр порядка отбора кандидатов для службы с учетом их морально-этических качеств и повышения профессионализма; исключения дублирования функций органов внутренних дел и др. Он переименовал милицию в полицию.

Инновационная деятельность. Сколково. 28 сентября 2010 года был подписан Федеральный закон Российской Федерации N 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“» о создание благоприятной среды для концентрации международного интеллектуального капитала, способного генерировать инновации.

Восстановление полномочий высших должностных лиц. 2 мая 2012 года Д.Медведев подписал закон, предусматривающий возвращение прямых выборов глав регионов.

Президент РФ после назначенной на 7 мая 2012 года инаугурации избранного президента Владимира Путина уходит с высшего государственного поста.

Президентство В. В. Путина с 2012 года. 4 марта 2012 года, президентом России на третий срок был избран Путин на 6 лет (до 2018 года).

Достижения и планы. За минувшее годы многое пройдено. Были и успехи, и испытания. Был побежден сепаратизм, преодолен жесточайший кризис лихих 1990-х. Россия за эти годы решила долговые проблемы созданные ранее. Достигнутая политическая стабильность обеспечила период экономического роста. Валовой внутренний продукт страны вырос вдвое, реальные доходы населения увеличились в 2,5 раза. Число людей, живущих за чертой бедности, сократилось более чем в 2 раза. Значительно увеличились пенсии и заработные платы. Уровень безработицы снизился на 35%. Инфляция уменьшилась в 3 раза – с 20% в 2000 году до уровня 7% в 2012 году. В 2010 году в России родилось на 40 с лишним процентов больше детей, чем в 2000 году. Это более полумиллиона новых жизней. Сократилась смертность.

В период мирового экономического кризиса 2008–2009 годов Россия не уменьшила, а увеличила объёмы социальной поддержки граждан. Укрепилось международное положение России, выросло её влияние на процессы, происходящие в мире. Наша армия становится сильнее, растёт уважение к защитнику Отечества. Мы вошли в «клуб» динамично развивающихся стран. От полуразрушенного в 1990-х народного хозяйства Россия поднялась на позиции шестой в мире экономики в расчёте по ВВП по паритету покупательской способности.

Успехи России во внутренней и внешней политике стали для граждан нормой, они настроены на более быстрые темпы развития, на достижение лучших мировых стандартов жизни, на более активное участие в решении проблем, стоящих перед страной.

Однако, сохраняющаяся бедность, всё ещё плохой предпринимательский климат, коррупция, неэффективность деятельности значительной части чиновников, проблемы с обеспечением безопасности граждан стали особенно нетерпимыми.

По производительности труда и энергоэффективности Россия отстаёт от ведущих стран в 2–3 раза. Не преодолев это, нельзя создать основы для повышения уровня жизни населения и обеспечить безопасность страны.

Поэтому, нашей стратегической целью должно быть удвоение произво-дительности труда в российской экономике.

Эти цели достижимы, если мы имеем нравственно здоровое общество, которое воспитывает чувства приверженности семье, ответственности за судьбу Отечества, уважение к людям и к природе. Мы за: культурную идентификацию и творческое многообразие. Мы против: пропаганды жестокости, национализма, порнографии, наркомании, курения и пьянства.

Приоритетом нашей государственной политики должно стать: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальное обеспечение.

Государство обязано создать условия, чтобы права каждого гражданина России были надёжно защищены.

Российская Федерация по территории – самая большая в мире страна. Население России составляет почти 143 млн. человек. Наша задача – в том, чтобы люди жили хорошо не только в некоторых регионах, но и в России в целом.

Регионы должны иметь мощные стимулы для самостоятельного развития. Их развитие должно осуществляться комплексно на основе понятного территориального планирования.

Сильная экономика – основа для роста благосостояния наших граждан и гарантия национальной безопасности. Модель экономического роста прошлого, основанная на высоких ценах на нефть и использовании недозагруженных мощностей, построенных ещё во времена СССР, практически исчерпала себя.

Нужен масштабный рост инвестиций. Наша цель – создание за 20 лет не менее 25 млн. рабочих мест с достойным уровнем оплаты за интересную работу. Размещение нового производства в России должно быть более выгодным, чем в других странах. Мы будем добиваться создания условий для роста инвестиций к середине десятилетия минимум до уровня 25% к ВВП против сегодняшних 20%.

Мы сможем поднять на новый технологический уровень развитие энергетики, промышленности и динамично развивающееся в последние годы сельское хозяйство. Будем способствовать дальнейшему развитию современных отраслей – телекоммуникаций, информационных технологий, биотехнологий и других.

Мы создадим все условия для стимулирования частной инициативы.

Государство будет стимулировать экспорт сырьевых товаров более глубокой степени переработки (нефтегазовая и химическая отрасли, чёрная и цветная металлургия, деревообработка и др.), продукции машиностроения и других высокотехнологичных отраслей.

Мы будем повышать эффективность использования энергетических ресурсов. В целях снижения энергоёмкости экономики мы будем создавать благоприятные условия для развития отечественного производства энергосберегающих товаров. Высокие научные достижения всегда были конкурентным преимуществом России. Мы намерены увеличить финансирование науки, усилить помощь малому инновационному бизнесу и прорывным проектам.

Каждый третий россиянин живёт в сельской местности. Труд людей, работающих на земле, должен быть оценён по достоинству. Мы создадим современные условия для жизни на селе.

Надёжное транспортное сообщение – это мобильность населения, консолидация страны и регионов, снижение транспортных издержек в цене любой продукции. Мы будем развивать транспортный комплекс.

Работающий человек в России не должен быть бедным.

Мы вернем российскому образованию лидирующие позиции в мире. Наша страна должна воспитать собственных высококвалифицированных специалистов.

За последние годы Россия восстановила позиции одной из ведущих мировых держав. Возросший авторитет страны делает её участие в международных делах всё более востребованным. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, единое экономическое пространство, планы по созданию Евразийского союза, другие международные союзы и объединения открывают новую эпоху отношений на постсоветском пространстве.

Мы будем налаживать тесные связи с другими странами, расширять своё экономическое и культурное влияние в мире. Необходимо использовать достижения нашей культуры, науки, искусства, спорта для создания благоприятного отношения к России. Мы будем поддерживать изучение русского языка за рубежом, сделаем комфортным посещение нашей страны для туристов и бизнесменов.

Международное сотрудничество – дорога с двусторонним движением. Мы за конструктивное взаимодействие и диалог по вопросам борьбы с международным терроризмом, контролем за вооружениями, обеспечением коллективной безопасности.

Наши Вооружённые силы должны быть способны отражать весь спектр возможных внешних угроз. Нам нужны армия и флот в высшей степени боеспособные, профессиональные, мобильные.

18 марта 2014 года Республика Крым вошла в состав России. Этому событию предшествовал крымский референдум, на котором абсолютное большинство от имеющих право голоса высказались в пользу этого решения.

4.2. Переход страны к рыночной экономике. Состояние страны

Еще до Беловежских и Алма-Атинских соглашений, результатом которых стала ликвидации СССР, перед российским руководством со всей остротой стал вопрос о выходе из экономического кризиса, сопровождавшегося в конце 1991 года почти полным распадом потребительского рынка.

Выход из создавшегося положения пытались найти за счет:

- сохранения централизованного планирования в условиях фиксированных цен;

- проведения рыночных преобразований под жестким государственным контролем;

- либерализации экономики в расчете на силу самоорганизации общества.

Власти Российской Федерации решили начать с экономических реформ. К такому выбору подталкивали и внутренняя ситуация, и требования западных правительств и международных финансовых организаций, ставивших финансовую помощь и отсрочку выплаты огромного внешнего долга в зависимость от решительных шагов по пути либерализации экономики. Ельцин решил сам возглавить правительство реформ. Для этого он запросил у Съезда народных депутатов дополнительные полномочия на период до декабря 1992 года. Они ему были предоставлены.

Реформы предполагали быстрый переход от государственной плановой к рыночной экономике и радикальные методы борьбы с инфляцией и бюджетным дефицитом.

В силу различных причин развитие нашего государства пошло по третьему из выше представленных, пути. Он состоял из трех этапов:

- либерализационного (1991-95 года);

- стабилизационного (1995-96 года);

- инвестиционного (с 1996 по настоящее время).

Либерализационный этап характеризовался свободой цен и внутренней торговли для восстановления внутреннего товарооборота, либерализацией внешней торговли как наиболее прибыльной формы коммерческой деятельности, приватизацией как формы выхода на рациональные условия управления с передачей в частные руки наиболее прибыльных производств.

Со 2 января 1992 года началась практическая реализация провозглашенного курса. В течение первого месяца было освобождено около 90% цен на потребительские товары и примерно 80% цен на продукцию продовольственного назначения. В марте были сняты остальные административные ограничения, кроме квартирной платы, коммунальных услуг и общественного транспорта. Однако правительство не сумело осуществить заявленную либерализацию на энергоносители, так как реакция существующей хозяйственной системы на освобождение ее от государственного контроля оказалась крайне негативной: режим самостоятельного развития экономических субъектов не только не способствовал самоорганизации экономической системы, но и обернулся ее существенной дезорганизацией.

Тому было несколько причин. Существовавшая промышленность отличалась высокой степенью монополизации: во многих отраслях свыше 80% продукции производилось одним или двумя предприятиями. Поэтому подавляющая их часть, по существу не имела возможности выбирать поставщиков сырья и оборудования, без чего рыночные регуляторы не действовали. В свою очередь, монополизм порождал стремление к монопольным ценам. Предполагалось, что они начнут снижаться после того, как продуценты натолкнутся на ограниченность платежеспособности населения и других продуцентов. Но и этого не происходило, так как предприятиям было выгоднее сокращать производство, чем снижать цены, причем этот спад не сопровождался структурной перестройкой промышленности. Наконец дефицит денежных средств при жесткой финансовой политике сопровождался таким специфическим явлением, как стремительное нарастание суммы взаимных неплатежей предприятий за поставленную продукцию. На массовые банкротства власти идти не решались, так как убыточными могли оказаться большинство предприятий.

Однако, это привело к устранению товарного дефицита, некоторому изменению психологии населения, но при существенном экономическим спаде в стране. Целые отрасли промышленности оказались под угрозой уничтожения, резко снизился уровень жизни населения, произошла общая дезорганизация экономических и социально-политических механизмов общества. Тем не менее, проведенные преобразования централизованной экономики в экономику рыночного типа путем либерализация цен, введением ограниченной конвертируемости национальной валюты и отказом от льготных кредитов национального банка на финансирование бюджетного дефицита в целом обеспечили переход от кризиса к депрессии и окончательно придали экономическому спаду структурный характер. Этот этап, либерализационный, был завершен.

Страна перешла ко второму, стабилизационному этапу. Он заключался в формировании новых хозяйственных связей и рыночных институтов вокруг экспортных и оживляющий внутренний рынок отраслей. Эти изменения способствовали спаду в неконкурентоспособных отраслях, которая, якобы компенсировалась подъемом в конкурентоспособных, что в целом создавало видимость медленного восстановления уровня жизни в стране.

Выход из спада 1991-94 в депрессию 1995 года был осуществлен за счет активного, хотя во многом и стихийного, стимулирования экспорта. Однако российское хозяйство оказалось слишком масштабно и разнообразно для полной экспортной переориентации. В результате разрыв между отраслями, работающими на внутренний и внешний рынок, вырос так, что к средине 1995 года он стал угрожать целостности всего общества из-за социальной и региональной дифференциации.

Контуры экономики, ориентированной на оздоровление, были определены в конце 1995 – начале 1996 годов. Многие ее цели и методы формировались по указке международных финансовых организаций и, в первую очередь, МВФ.

Особенности экономической политики 1995—1998 годов:

- в качестве основной антиинфляционной меры использовалось сокращение денежного предложения, в том числе за счёт массовых невыплат зарплат и пенсий, невыполнения обязательств по госзаказу и перед бюджетными организациями;

- применение завышенного курса рубля с целью сокращения инфляции;

- финансирование дефицита госбюджета за счёт наращивания государст-венного долга. Причём объёмы привлечения денежных средств постоянно увеличивались. Так, сумма размещения ГКО-ОФЗ выросла со 160 млрд. рублей в 1995 до 502 млрд. рублей в 1997 году. Нужный объём спроса на государственные ценные бумаги поддерживался за счёт сохранения относительно высоких ставок, а также за счёт привлечения спекулятивного иностранного капитала. Ориентация на последний, потребовала снятия большей части ограничений на вывоз капитала;

- сохранение высоких налоговых ставок для поддержания доходов госбюджета.

Экономическая политика, проводившаяся в 1995—1998 годах, была в целом неудачной. Хотя темпы инфляции снизились, это не привело к росту инвестиций и запуску процессов модернизации экономики. Государство, применяя сомнительные методы противодействия инфляции и превратившись в крупнейшего нарушителя финансовых обязательств, внесло большой вклад в поддержку высокого уровня недоверия в экономике, что сильно препятствовало инвестиционной активности.

Следствием применения завышенного курса рубля стало снижение конкурентоспособности отечественных производителей, чрезмерное снижение денежного предложения — бартеризация экономики, массовые неплатежи и т. п. Финансирование бюджетного дефицита за счёт заимствований на финансовых рынках также имело ряд негативных последствий. В частности, высокая прибыльность операций с государственными ценными бумагами оттягивала финансовые ресурсы из реального сектора экономики в финансовый. Ориентация расходов госбюджета на рефинансирование государственных ценных бумаг значительно сужала возможности государства по поддержанию социальной сферы и экономики страны. Кроме того, резкий рост государственного долга приводил к значительному увеличению рисков, связанных с колебаниями курсов ценных бумаг и курса российского рубля. Либерализация международных операций с валютой ослабляла защиту экономики страны от внешнего давления на российский рубль и от утечки капиталов.

Следствием проводившейся в 1995—1998 годах макроэкономической политики стали, в частности, спад производства и значительный отток капитала из страны. В августе 1998 года было объявлено о дефолте по основным видам российских государственных обязательств и об отказе поддержки курса рубля, что означало крах макроэкономической политики, проводившейся с 1992 года. Экономика получила тяжёлый удар; в частности, произошёл резкий спад производства и доходов населения, всплеск инфляции. Произошёл также политический кризис: сменился состав правительства и руководство централь-ного банка.

Спад, хотя и тяжёлый, был кратковременным и вскоре сменился масштабным экономическим ростом. В числе факторов перехода к росту были изменения в экономической политике властей, произошедшие после дефолта. В частности, было признано неэффективным использование завышенного курса рубля в качестве антиинфляционной меры, и курс рубля стал фактически полно-стью формироваться рынком. Хотя это привело к краткосрочному всплеску цен, в остальном же, - данная мера оказала положительное влияние на российскую экономику. Российские предприятия, несущие затраты в рублях, стали более конкурентоспособными как на мировом, так и на внутреннем рынке. Кроме того, свободное формирование курса рубля облегчило накопление валютных резервов ЦБ РФ, что повысило стабильность финансовой системы страны.

Также было смягчено монетарное регулирование. Власти полностью отказались от практики ограничения денежного предложения за счёт невыплат зарплат, пенсий, а также невыполнения обязательств по государственному заказу и т. п. Так, с 1998 по 2000 года объём задолженности по зарплатам бюджетникам сократился почти в три раза. Это способствовало нормализации ситуации в финансовой сфере и росту доверия к действиям государства.

Все эти меры в целом соответствовали потребностям этапа стабилизации и создавали фундамент для перехода к третьему, инвестиционному этапу, рыночного преобразования экономики.

Содержанием инвестиционного периода являются: преодоление инвестиционного кризиса и глобальная замена технологий, осуществляемая на основе сформировавшихся рыночных институтов при осознанном государственном стимулировании [4.14, 4.15].

4.2.1. Динамика основных макроэкономических показателей РФ

В 1990-х годах в ходе реформ была произведено разрушение командно-административной экономики; на ее месте возникла особая модель, которая до сих пор совмещает в себе черты капиталистической и социалистической систем. Ее основными особенностями являются высокая концентрация собственности в руках частных финансово-промышленных групп и стремление крупных корпоративных объединений оказывать влияние на органы государственной власти в процессе принятия важных экономических решений.

Современное состояние российской экономики характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, с 1999 по 2008 годы наблюдались высокие темпы экономического роста (кумулятивный экономический рост после кризиса 1998 года превысил 68 %) (табл.4.1). С другой стороны, в связи с мировым финансовым кризисом не решена проблема зависимости российской экономики от мировых цен на энергоносители, практически не проводятся структурные реформы, в том числе реформы естественных монополий.

Объем ВВП с 1992 года резко упал до экономического кризиса 1998 года и составил 60,5 % от объема 1991 года. С 1999 до 2008 годов наблюдался устойчивый рост объема ВВП и он составил 117,2 % от уровня 1991 года (рис.4.1 - 4.4). Согласно данным агентства Standart & Poor’s, в 2003 году ВВП России оценивался в 434 млрд. долл. Прирост реального ВВП составил 7 %, а прирост ВВП на душу населения – 7,3 %. Он достиг 3 069 долл. В 2004 году реальный ВВП на душу населения составил 3506 долл. В 2004 году ВВП на душу населения составил 4083 долл. Рост объема ВВП в России в 2004 году составил 7,2 %, в 2005 г. – 6,4, в 2006 г. – на 7,7, в 2007 – 8,1 и в 2008 году – 5,6 %. В 2008 году объем ВВП в текущих ценах оценивался в 1674,3 млрд. долл.

До 1998 года наблюдалось сокращение объемов промышленного производства (48%); с 1999 по 2008 годы шел рост, в 1999 году этот показатель составлял 52 % от уровня 1991 года. Объем промышленного производства в 2008 году составил в действующих ценах 23669 млрд. руб. (954 млрд. долл.), что было на 2 % больше, чем в 2007 году.

Табл. 4.1. Основные макроэкономические показатели России в индексах*)

*) Y - индексы физического объема валового внутреннего продукта, Kt – индексы объема инвестиции в основной капитал, I – индексы изменения основных фондов на конец года (в сопоставимых ценах), L – индексы численности занятого населения, Yp – индексы объема продукции промышленности, Ys – индексы объема продукции сельского хозяйства, Yg – индексы объема перевозок грузов предприятиями транспорта, Yh – индексы объема перевозок пассажиров предприятиями транспорта, Yt – индексы физического объема розничного товарооборота, Yn – индексы физического объема платных услуг населению по предприятиям.

До 1998 года в сельском хозяйстве России наблюдался спад производства – до 58,6 % от уровня 1991 года, на протяжении 1999 – 2008 годов - рост, и в 2008 году он составил 90,8 % от уровня 1991 года. Объем валовой продукции сельского хозяйства в 2008 году составил в текущих ценах 2603 млрд. руб. (104,9 млрд. долл.) и по сравнению с 2007 годом увеличился на 11 %.

В 1992 – 1998 годах объем инвестиций в основной капитал в России катастрофически упал: в 1998 году он составлял лишь 25 % от уровня 1991 года. Однако с 1999 по 2008 годы объем инвестиций в основной капитал непрерывно увеличивался. В 2007 году объем инвестиций в основной капитал составил 68% от уровня 1991 года. В 2008 году - он увеличился на 9 % по отношению к 2007 году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: