Теория старения

Исследование процесса старения, являющееся предметом изучения различных медико-биологических, психологических и социологических школ, показывает, что в течении жизни наступает такой момент, в котором процесс развития, т.е. обогощения и усложнения функционирования внутренних органов, а также его соответствующего обеспечения, замедляется, а впоследствии переходит в стадию регресса, или инволюции, что получило название теории старения человека. Понятие о сущности, причинах и механизмах старения со временем менялось. Это свзяывалась не только с развитием знаний, но и изменением особенностей старения в обществе. Росла, прежде всего, средняя продолжительность жизни, это определяло изменение условий жизни и социального строя, успехи медицины и другие преимущества прогресса и цивилизации. Современные представления о теории старения в геронтологии базируются на следующих положениях: Старение и старость являются закономерным процессом возрастных изменений, происходищях в ходе онтогенетического развития на всех уровнях жизнедеятельности; Старение клеток, органов, функциональных систем и психических процессов происходит неравномерно. Теория старения в гетерохронности развития и инволюции универсален и действует как на межличностном, так и на внутриличностом уровне. Межиличностная гетерохронность выражается в том, что индивиды созревают и развиваются неравномерно, а разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение. Внутриличностная гетерохронность выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития. Процесс, описанные в теориях старения человека сопровождается ослаблением гомеостатических процессов и одновременноприспособлением всех систем организама к новому уровню жинедеятельности. Биогические теории старения. По мнению исследователей в области биологии, старение и смерть являются базовыми, существенными биологоическими свойствами, отражающими функционирование и эволюцию всех живых организмов, включая человека. Биологи исследуют организм, пытаясь изменить природу и предел возрастных изменений, понять, чем вызваны эти изменения, как их можно контролировать, корректировать, как можно смягчить последствия процесса старения. В этой связи биологическая наука располагает рядом теорий, непосссредственно затрагивающих тематику процесса, описанного в теории старения человека. Наиболее распространены в научном мире за рубежом две из них. Это теории "програмированного старения" и "непрограмированного старения". "Програмированное" старение Передставители это теории старения исходят из того, что функционирование живого организма запрограммировано природой лишь на период его активной жизнедеятельности, включающей в себя развитие организма и рост к репродукции. Сторонники этой теории старения и старости аргументируют свой вывод тем, что в природе всегда действовал и продолжает действовать закон естественного отбора, и поэтому старые особи в естественных условиях встречатся редко: прежде чем стать старыми, они либо погибают сами, либо их уничтожают свои же сосродичи. В живой организм генетически заложена биологическая активность, распространяющаяся только на период его так называемой биологической полезности. "Непрграммированное" старение Представители этой теории старения исходят из положения, согласно которому к процессу старения подключены генетические механизмы и только благодаря их действию происходит эволюция живой природы. Однако в процессе изменений, связанных со старением могут действовать идругие механизмы, не включенные в генетическую программу, которые оказывают "непрограммированное" воздействие на организм. Такое воздействие может происходить в результате случайного повреждения клетки, необычного воздействия на молекулы, которые в свою очередь, изменяют структуроу клетки, ее функцию и сам процесс метаболизма. Эти необычные изменения могут затронуть и молекулу ДНК, несущую и себе генетическую информацию. В результате нормальных метаболических процессов в пределах клеток могут образоваться ядовитые пробочные продукты типа свобдных родикалов. Их вредному воздействию противопостоят несколько механизмов защиты клеток. Однако свободные радикалы могут повредить мембрану клетки и вызвать сбой в передаче генетической информации ДНК. Биологические теории старения являются наиболее обоснованными и верифицированными. Однако биологические теории не учитывают дифференциации двух аспектов старости - физического и психологического, и роль психологического фактора в удлинении ччеловечской жизни. Социально-психологические подходы в теории старению и старости. Исключительно биологические или исключительно социальные определения старения - это узкий подход к самому процессу старения. Дж. Биррен, проанолезировав литературу по старению, пришел к выводу: биологи обеспечивают определение старенияи чаще, чем психологи, а социологи никогда его не дают. При этом и психологи, и биологи используют показатель протяженности жизни как зависимой пременной. Биосоциальная сущность человека дает основание рассматривать личностно-психологические изменения позднего возраста как совокупность взаимовлияния биологического и социального в их генезисе. В соответствии с этим Дж. Тернер и Д.Хелмс делят в теории старения процесс на три взаимосвязанных и взаимопрекрывающихся процесса: Психологическое старение - как индивид представляет себе свой процесс старения (например, молодые люди могут чувствовать себя психологически более старыми) специфическое ощущение психологической старости, которое обладает как объективнми признаками, так и субъективными проявлениями. Ощущение старости реализуется в специфике отношения индивида к процессу своего старения при сравнении с процессом старения других людей. Здесь можно говорить о психлогической ассиметрии своей и "чужой" старости, когда индивиду представляется, что он стареет быстрее или медленнее, чем все остальные; Биологическое старение - биологические изменения организма с возрастом (инволюция). Социальное старение - как индивид связывает старение с обществом; поведение и выполнение социальных ролей пожилыми. По мнению К.Виктор, биологический подход также акцентирует внимание на физиологической стороне старости, психологический - на мыслительных и психических аспектах старения, социальный изучает старость в социальном контексте по трем напралениям: Индивидуальные преживания пожилого человека; Место пожилого человека в обществе; Проблемы теории старости и их разрешение на уровне социальной политки. Таким образом, во всех этих подходах можно вычеслить общие представления о вопросах, которые являются социально-психологическими: процесс старения личности как члена группы и преживание старости в непосредственном социальном окружении, место пожилой личности в обществе, отношение индивида к своему процессу старения, социальная адаптация к процессу старения, изменение социального статуса и социальных ролей, позиция общества по отношению к стареющим и старым людям, фактическое место стариков среди других возрастных групп, их функции в обществе. Психоаналитические подходы к старости. Концепция Эрика Эриксона. В концепции Эриксона, рассматривающего период старения линости в контексте ее целостного жизненного пути, выстраивается последовательность стадий развития личности, характеризующихся особым новообразованием. Каждое из них формируется, согласно его концепции, в процессе разрешения человеком конфликта между двумя противоположными тенденциями, одна из которых способствует поступательному развитию личности, другая - тормозит его. Эти тенденции в явной или неявной форме включают и определённую черту личности, и отношение человека к миру, к своей жизни, к себе. Этот конфликт можно рассматривать как основной направляющий элемент этапной Я-концепции, представляющий собой совокупность установок "на себя". В более поздних работах Эриксон определяет новообразование каждой стадии теории старения, как неустойчивый баланс двух противоположных качеств. У личности, благополучно разрешающей нормативные кризисы, баланс нарушается в сторону положительных качеств. При менее благополучном исходе кризисов у человек происходит перевес негативных свойств. Эпигенитические образования каждой стадии Эриксон называет Надеждой, Волей, Намерением, Компитентностью, Верностью, Любовью, Заботой и Мудростью. Каждая из них включает два противоположных качества. Противоположные качества в структуре "Я" могут обозначать характеристики идеального и реального "Я". В контексте рассматриваемой темы следует остановиться на характеристике стадии интегративности - мудрости. Как отмечает Л.И. Анциферова, задача стадии интегративности состоит в отыскании человеком смысла своей жизни, в интеграции всех пройденных стадий и в обретении целостности своего Я. Решение этой задачи должно опираться на способность человека быть компетентным в построении собственной жизни, организации своего будущего времени, в выработке осуществимых жизненных программ, адекватной оценке социальной действительности и т.д. Стержнем мудрости является духовно-нравственное отношение личности к миру и жизни. Таким образом, в соответствии с положениями теории старения Эриксона, можно сказать, что Я-концепцией в теории старости движет стремление человека интегрировать своё прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. В поздние годы потребность выработать целостный взгляд на свою жизнь становится особенно настоятельной. Теория Э.Эриксона вызвала огромный интерес у психологов, и позднее бала расширена Р.Пэком. Подобно стадиям Эриксона, ни одно из измерений Пэка не ограничивается средним возрастом или старостью. Решение, принятые в начале жизни, выступают в качестве строительных блоков, из которых складываются все решения взрослого человека, а люди среднего возраста уже начинают разрешать проблемы грядущей старости.
Величине продолжительности жизни (ПЖ) отдельной особи данного вида, как и любого другого видового (В) признака, обусловлена нормой реакции (HP) ее генотипа (пределами модификационной изменчивости организма). Разница между нижней границей BP особи с самой короткой ПЖ (ВПЖмин) и верхней границей HP особи этого же вида с самой длинной ПЖ (ВПЖмак) составляет диапазон изиенчивости соответствующей ВПЖ (^ВПЖ), или видовую HP. трудность в нахождении ^ВПЖ заключается в том, что не известно, какие пределы HP в отношении ПЖ можно считать еще вариантами нормы, а какие - отклонениями от нее. Возьмем за нижний предел видовой нормы такую ПЖ, за которую особь успевает развить все свои основные видовые признаки и довести свое потомство до его самостоятельного существования а за верхний предел - максимально возможную ПЖ особи того же вида в естественной среде обитания без искусственного изменения ее генотипа. Исходя из этого, для человека ^ ВПЖ можно считать равным в среднем 70-75 годам при ВПЖмин, равной 40-45 годам.

Из количественного распределения HP генотипов особей денного вида может быть определено среднее значение ВПЖ, равное для человека примерно 87 годам (Урланис, 1978).

Кроме значений ВПЖмин, ВПЖмак, ^ВПЖ и средней величины ВПЖ, видовую ПЖ характеризует еще один параметр - отношение Кв=ВПЖмин/ ВПЖмак (где 0 < Kb < 1) Величина Kb определяет степень "жесткости" генетического контроля ВПЖ. Чем ближе значение Kb к единице, тем "жестче" этот контроль. Анализ литературных данных показывает, что для рваных видов значение Kb варьирует от 8*10^-2 до 6*10^-1, равняясь для человека примерно 4*10^-1.

Индивидуальные (И) особенности могут характеризоваться величинами Ки и ^ИПЖ. В этом случае Ки равна отношению нижней границы HP генотипа особи к ее верхней границе, а ^ИПЖ - разнице этих границ, или собственно HP особи. При одинаковых значениях Ки у любых двух особей одного вида с резными значениями ^ИПЖ та особь, которая имеет большее значение ^ИПЖ, обладает большими возможностями фенотипической коррекции своей ПЖ. Для резных видов значение Ки может варьировать от 1 до 10^-1, равняясь для человека примерно 8-9-10^-1. Величину ^ИПЖ для человека можно определить, исходя из данных по ПЖ монозиготных близнецов (Hauge et al, 1963). В среднем она составляет около 15 лет. Интересно отметить, что с возрастом величина ^ИПЖ уменьшается, равняясь в возрасте 65 лет в среднем около 7 лет, а в возрасте свыше 80 лет - около 2,5 лет (Jarvik et al, I960).

Эффективность влияния образа жизни людей на величину популяционной изменчивости их ПЖ может быть определена с помощью коэффициентов наследуемости ПХ. На основании опубликованных данных по коэффициентам корреляции между ПЖ людей разной степени родства (Cohen, 1964) мы вычислили значения 42 коэффициентов наследуемости, которые варьировали от -0,06 до 0,26, равняясь в среднем 0,08. Однако другими авторами показано, что с возрастом значение коэффициента наследуемости ПЖ увеличивается от 0,06 для возрастной группы 6-28 лет до 0,84 для людей старше 60 лет (Hauge et а1., 1964).

Приведенные выше данные указывают, что диапазон популяционной изменчивости ПЖ человека, обусловленный изменением среды, довольно высокий, несмотря на его снижение с возрастом. Иначе говоря, есть значительный резерв для достижения больший, чем в настоящее время, числом людей хотя бы средних значений своих HP. В то же время диапазон изменчивости ИПЖ зе очет влияния среды сравнительно мал и с возрастом также уменьшается. Поэтому для достижения верхней границы ИНР необходимо оптимальное воздействие среды на организм с начальных этапов онтогенеза (практически с уровня зиготы). Трудность заключается в выяснении того, какой образ жизни является наилучшим в плане долголетия для конкретного индивидуума и не будет ли он отрицательно влиять не другие показатели жизнедеятельности организма. Последнее замечание необходимо учитывать и при будущих попытках вмешательства в генотип человека с целью увеличения его ПЖ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: