Strv-103

В настоящее время Strv-103 - единственный находящийся на вооружении безбашенный танк.

Оригинальность конструкции Strv-103 состоит в том, что маска пушки жестко закреплена в корпусе и наведение пушки по вертикали производится за счет переменного клиренса с возможностью изменения наклона корпуса в продольной плоскости. По горизонтали наведение обеспечивается поворотом танка в целом. Так как боевое отделение расположено в корме, а МТО в передней части корпуса, то пушка незначительно выступает вперед за габариты корпуса.

Скорее всего, причиной появления безбашенной компоновки был опыт успешного боевого применения САУ во второй мировой войне, анализом эффективности использования танкового вооружения в боевых ситуациях, показавшим, что 90% выстрелов производится в направлении движения в секторе ±45°, и стремлением предельно уменьшить высоту силуэта и массу машины.

Интересным решением является применение силовой установки состоящей из двух двигателей – дизельного и ГТД. Оригинальная трансмиссия позволяет двигателям работать как по отдельности, так и совместно. Благодаря такому решению повышается надежность и живучесть машины (при поражении одного из двигателей танк остается на ходу). Кроме того, при движении по хорошим дорогам и в обороне, когда полная мощность от силовой установки не требуется, за счет использования одного дизельного двигателя невысокой мощности (до 300 л.с.) экономится топливо.

Основными достоинствами безбашенной компоновки танка Strv-103 являются:

  • низкий силуэт;
  • высокий уровень защищенности за счет применения высокого угла наклона лобовых броневых листов;
  • относительная простота конструкции корпуса;
  • отсутствие необходимости установки тяжелых и сложных опор башни и пушки;
  • простота конструкции механизма заряжания;
  • хорошие условия обитаемости экипажа.

Основными недостатками безбашенной компоновки являются:

  • невозможность ведения прицельного огня с ходу и при неисправной силовой установке, ходовой части или трансмиссии;
  • ограниченная возможность ведения огня в стесненных дорожных условиях и на труднопроходимой местности.

Из-за ограничений, которые накладываются такой компоновкой на возможность ведения огня, безбашенная компоновка на ОБТ дальнейшего развития не получила.

Рисунок – Компоновка танка Strv-103B

"Меркава"

Решение задачи компоновки при проектировании "Меркавы" было подчинено одной цели - обеспечить максимальную защиту и выживаемость экипажа танка. Для обеспечения этой цели была выбрана компоновка с передним размещением двигателя и трансмиссии.

Отличительными особенности компоновки "Меркавы", кроме переднего расположения МТО, являются: наличие в корме десантного отделения на 10 человек или на 2 места для раненных; применение башни сравнительно небольшого поперечного сечения, клиновидной формы в плане, с большими углами наклона лобовых броневых листов; широкое применение разнесенного бронирования; возможность покидать экипажу танк через броневую дверь в корме.

Основным и главным преимуществом "Меркавы" является высокая степень защиты экипажа. Если, например, на немецких танках второй мировой войны впереди расположенная трансмиссия практически не оказывала влияния на защиту экипажа, то в "Меркаве" расположенные перед боевым отделением и отделенные от него броневой перегородкой трансмиссия и двигатель, значительно повышают выживаемость экипажа в случае пробития лобовой брони.

Рисунок - Основной боевой танк "Меркава" Mk 2

Невысокую подвижность "Меркавы" я бы не стал вписывать в перечень ее недостатков по той причине, что это по сути единственный оборонительный танк, для которого подвижность действительно может отойти на второй план.

Недостатками компоновки "Меркавы" являются:

  • большие габаритные размеры и масса, впрочем, для израильтян, с их незначительным по площади вероятным ТВД, это менее критично, чем для "Абрамса" претендующих на мировое господство американцев, для которых вероятный ТВД может быть в любой населенной точке Земного шара;
  • увеличение уязвимости агрегатов МТО и ведущих колес от огня противника;
  • смещение механика-водителя от продольной оси машины.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: