При установке вала на шариковых радиальных подшипниках осевая сила Ra, нагружающая подшипник, равна внешней осевой силе Fa, действующей на вал.
При установке вала на радиально-упорных подшипниках, осевые силы Ra, нагружающие подшипники, находят с учётом осевых составляющих Rs от действия радиальных нагрузок Rr
Для шариковых радиально-упорных подшипников с углом контакта α<18°:
Rs=е′*
В этих подшипниках действительный угол контакта отличается от начального и зависит от Rr, Ra, и Cor. Поэтому коэффициент е′ принимают по графику (рис.2.2.) в зависимости от отношения Rr/Cor [8, с.58, рис.42]
Рис 2.2 Коэффициент минимальной осевой нагрузки.
Для шариковых радиально-упорных подшипников с углом контакта α≥18°:
е′=е и R =еR
Значение коэффициента ℓ принимают по таблице 2.1. [7, c.59, табл.20]
Таблица 2.1
Коэффициенты
Подшипники однорядные | Подшипники двухрядные | |||||||
Х | Y | Х | Y | Х | Y | |||
00 | 0,014 | 0,56 | 2,30 | 1,0 | 0,56 | 2,30 | 0,19 | |
0,028 | 1,99 | 1,99 | 0,22 | |||||
0,056 0,084 | 1,71 1,55 | 1,71 1,55 | 0,26 0,29 | |||||
0,110 | 1,45 | 1,45 | 0,30 | |||||
0,170 | 1,31 | 1,31 | 0,34 | |||||
0,280 | 1,15 | 1,15 | 0,38 | |||||
0,420 | 1,04 | 1,04 | 0,42 | |||||
0,560 | 1,00 | 1,00 | 0,44 | |||||
120 | 0,014 | 0,45 | 1,81 | 1,0 | 2,08 | 0,74 | 2,94 | 0,30 |
0,029 | 1,62 | 1,84 | 2,63 | 0,34 | ||||
0,057 | 1,46 | 1,69 | 2,37 | 0,37 | ||||
0,086 | 1,34 | 1,52 | 2,18 | 0,41 | ||||
0,110 | 1,22 | 1,39 | 1,98 | 0,45 | ||||
0,170 | 1,13 | 1,30 | 1,84 | 0,48 | ||||
0,290 | 1,04 | 1,20 | 1,69 | 0,52 | ||||
0,430 | 1,01 | 1,16 | 1,64 | 0,54 | ||||
0,57 | 1,00 | 1,16 | 1,62 | 0,54 | ||||
260 | 0,41 | 0,87 | 0,92 | 0,67 | 1,41 | 0,68 | ||
360 | 0,37 | 0,66 | 0,66 | 0,60 | 1,07 | 0,95 |
Для конических роликовых подшипников е′=0,83e и Rs=0,83Rr. Значения e принимают по таблице 2.1.
|
|
Для нормальной работы радиально-упорных подшипников необходимо чтобы в каждой опоре осевая сила, нагружающая подшипник, была бы не меньше осевой составляющей от действия радиальных нагрузок, т.е.
Ra ≥Rs и Ra ≥Rs (рис. 2.3.)
Рис 2.3. Расчётные схемы нагружения валов.
При этом должно соблюдаться условие равновесия вала, например (рис.2.3,а): Ra +Fa-Ra =0.
В таблице 2.2 приведены формулы для определения осевых сил Ra и Ra в отдельных частных случаях.
Опоры 1 и 2 обозначены в соответствии со схемами нагружения вала (рис.2.3)
Таблица 2.2
Формулы для определения осевых сил
Условия нагрузки | Осевые силы |