Подбор подшипников производят для обеих опор вала. В редукторах для обеих опор применяют подшипники одного типа и одного размера. Подбор производят по более нагруженной опоре. Если из соотношения радиальных и осевых нагрузок нельзя заранее определить какая опора более нагружена, то расчёт ведут параллельно для обеих опор до получения эквивалентных динамических нагрузок Re и Re , по которым определяют более нагруженную опору.
Выбор подшипника по динамической грузоподъемности состоит в проверке расчётной долговечности при заданных условиях работы. Расчёт проводят в такой последовательности:
1. Для предварительно выбранного подшипника выписывают следующие данные:
а) для шариковых радиальных подшипников и радиально-упорных с углом контакта α<18° из ГОСТа значения Cr и Cor.
б) для шариковых радиально-упорных с углом контакта α≥18° из ГОСТа значение Cr, а из таблицы 2.1 значения X,Y и e.
2. Определяют осевые составляющие Rs и осевые силы Ra.
3. Для шариковых радиальных и радиально-упорных с углом контакта α<18° по таблице 2.1 в зависимости от отношения Ra/Cor находять значения X,Y и e.
|
|
4. Сравнивают отношение Ra/V*R с коэффициентом e и окончательно принимают значения коэффициентов X,Y. При Ra/vRr ≤ e принимают X=1 и Y=0.
Ra/vRr > e для подшипников шариковых радиальных и радиально-упорных окончательно принимают записанные ранее значения коэффициентов X,Y.
Для конических роликовых подшипников кроме записанного ранее значения коэффициента Y принимают коэффициент X=0,4.
5. Вычисляют эквивалентную динамическую нагрузку:
R =(V*X*Rr+Y*Ra)*KδKt,
где Rr - радиальная нагрузка на подшипник (суммарная опорная реакция),Н;
Ra - осевая нагрузка на подшипник, Н
V – коэффициент вращения, учитывающий зависимость долговечности подшипника от того, какое кольцо вращается (при вращении внутреннего кольца V=1)
X,Y – коэффициенты радиальной и осевой нагрузок.
Kb – коэффициент безопасности, учитывающий влияние характера нагрузки на долговечность подшипника, принимают по таблице 2.3
Таблица 2.2
Коэффициент безопасности
№ п/п | Машины, оборудование и условия эксплуатации | ||
Машины для краткосрочной или прерывистой эксплуатации: бытовое оборудование, строительные и монтажные краны и машины, тракторы. | (3…8)ּ103 | 1,0…1,1 | |
Машины того же назначения, что и в п.1, но с повышенными требованиями к надёжности: подъёмники и краны для штучных грузов, автомобили, комбайны, сельхозтехника. | (8…12)ּ103 | 1,1…1,2 | |
Машины для односменной работы, эксплуатируемые не всегда с полной нагрузкой: редукторы, стационарные электродвигатели, авиадвигатели. | (10…25)ּ103 | 1,2…1,3 | |
Машины того же назначения, что и в п.3, которые работают с полной нагрузкой: металлорежущие и деревообрабатывающие станки, печатные и текстильные машины, воздуходувки, грейферные краны. | (20…30)ּ103 | 1,3…1,4 | |
Машины для сезонной работы; приборы прокатного оборудования, компрессоры, шахтные подъёмники, энергетическое оборудование средней мощности, транспортные буксы, локомотивы. | (40…50)ּ103 | 1,5…1,7 | |
Трубопрокатные станы, вращающиеся печи, приводы судового оборудования, эскалаторы. | (60...100)ּ103 | 1,7…2,0 | |
Наиболее ответственные круглосуточно эксплуатируемые агрегаты; крупные электромашины и энергетические установки, целлюлозные и бумагоделательные машины и оборудование, шахтные насосы и воздуходувки, коренные подшипники судовых двигателей | Приблизи- тельно 105 | 2,0…2,5 |
Kt – коэффициент, учитывающий влияние температуры на долговечность подшипника (при t<100°C Kt=1,0) принимают по таблице 2.4.
|
|
Таблица 2.4
Коэффициент
Рабочая температура подшипника, 0 С | До | ||||||
Температурный коэффициент | 1,0 | 1,05 | 1,10 | 1,15 | 1,25 | 1,35 | 1,40 |
6. Определяют требуемую динамическую грузоподъемность подшипника:
Стреб = Re ,
где w-угловая скорость вала, 1/с,
Ln - требуемый ресурс, час.
Для подшипников шариковых m=3, роликовых – m=10/3.
7. Оценивают пригодность намеченного типоразмера подшипника по условию.
Стреб≤Сr.
8. Определяют ресурс предварительно выбранного подшипника
L =
Расчётная долговечность подшипника должна быть больше заданной.
L>L