ценности аскетического идеала, этих философов! Они заняты мыслями о себе -
что им до "святого"! Они думают при этом как раз о собственных насущных
Нуждах: о свободе от гнета, помех, шума, о делах, обязанностях, заботах; о
Ясности в голове; танце; прыжке и полете мыслей; о чистом воздухе, остром,
Прозрачном, вольном, сухом, каков он в горах, где одухотворяется и
Окрыляется всякое одушевленное бытие; о покое во всех подземельях; о всех
Собаках, основательно посаженных на цепь; о том, что нет лая вражды и
Лохматой rancune, гложущих червей задетого честолюбия; о скромных и
Верноподданнических кишках, прилежных, как мельничные колеса, но далеких; о
Сердце чуждом, нездешнем, будущем, посмертном, - они разумеют, в итоге, под
Аскетическим идеалом веселый аскетизм обожествленного и оперившегося
Зверька, который больше парит над жизнью, чем почиет на ней. Известно,
каковы суть три высокопарных щегольских слова аскетического идеала:
|
|
Бедность, смирение, целомудрие; и вот рассмотрите-ка однажды повнимательнее
Жизнь всех великих плодовитых изобретательных умов - в ней всегда можно
Будет до известной степени обнаружить эту троицу. Разумеется, нисколько не в
том смысле, что это-де ее "добродетели" - какое им дело, этого сорта людям,
до добродетелей! - но как доподлиннейшие и естественнейшие условия их
Оптимального существования, их совершенной плодовитости. Вполне возможно при
Этом, что доминирующей в них духовности пришлось сперва обуздать неукротимую
И раздражительную гордость или расшалившуюся чувственность; возможно и то,
Что ей приходилось прилагать немалые усилия, чтобы поддерживать свою волю к
"пустыне", сопротивляясь тяге к роскоши и изысканности, а равным образом и
Расточительной либеральности сердца и руки. Но она делала это, будучи именно
Доминирующим инстинктом, навязывающим свои требования всем прочим
Инстинктам, - она делает это и поныне; не делай она этого, она как раз не
доминировала бы. Оттого в ней нет и следа "добродетели". Впрочем, пустыня, о
Которой я только что говорил, пустыня, куда удаляются и уединяются сильные,
Независимые по натуре умы, - о, сколь иначе выглядит она в сравнении с тем,
что грезят о ней образованные люди! - при случае они и сами суть пустыня,
Эти образованные. И явное дело, ее решительно не вынесли бы все комедианты
Духа - для них она далеко не романтична и все еще недостаточно сирийская,
недостаточно театральная пустыня! Правда, и в ней нет недостатка в
Верблюдах: но этим и ограничивается все сходство. Напускная, должно быть,