Себя кантианцем, что он понял кантовскую дефиницию прекрасного решительно не
по-кантовски, - что и ему прекрасное нравится из "интереса", даже
Исключительно сильного и исключительно личного интереса: интереса терзаемой
Души, избавляющейся от своих терзаний?.. И - возвращаясь к нашему первому
вопросу - "что это значит, когда аскетическому идеалу присягает на верность
философ?" - мы получаем здесь по крайней мере первый намек: он хочет
Избавиться от пытки. -
Остережемся при слове "пытка" корчить тотчас же угрюмую рожу: как раз в
Этом случае есть что не скидывать со счетов, есть что заложить впрок, - есть
Даже над чем посмеяться. Не будем главным образом умалять того, что
Шопенгауэр, действительно третировавший половое чувство как личного врага
(включая и орудие его, женщину, сей "instrumentum diaboli"), нуждался во
Врагах для хорошего самочувствия; что у него была слабость к свирепым,
Желчным, черно-зеленым словам; что он гневался ради самого гнева, из
|
|
Страсти; что он заболел бы, сделался бы пессимистом (- ибо он не был
Таковым при всем желании) без своих врагов, без Гегеля, женщины,
Чувственности и всей воли к существованию, пребыванию. Иначе Шопенгауэр не
Пребывал бы, можно биться об заклад, он сбежал бы: но его удерживали враги
Его; враги все снова и снова совращали его к существованию; его гнев, совсем
Как у античных циников, был его усладой, отдохновением, возмещением, его
Remedium от тошноты, его счастьем. Все это касается чисто личного момента в
Случае Шопенгауэра; с другой стороны, в нем есть и нечто типичное - и тут
Вот мы снова приходим к нашей проблеме. Не подлежит никакому сомнению, что
Покуда на земле есть философы и всюду, где только их ни было (от Индии до
Англии, если брать крайние полюсы философской одаренности), налицо чисто
Философская раздражительность и rancune к чувственности - Шопенгауэр лишь
Наиболее красноречивая и, буде на то есть уши, наиболее пленительная и
Чарующая вспышка ее; равным образом налицо и чисто философская предвзятость
И задушевность по отношению ко всему аскетическому идеалу - на сей счет не
Должно быть никаких иллюзий. То и другое принадлежит, как было сказано, к
Типу; если философу недостает того и другого, он - будьте уверены - есть
всегда лишь "так называемый". Что это значит? Ибо названная ситуация должна
Быть прежде истолкована: сама по себе она маячит перед глазами, глупая до
скончания времен, как всякая "вещь в себе". Каждое животное, а стало быть, и