Упражнения. Как же создать и закрепить психологическую установку читать в соответствии с блоками интегрального алгоритма?

Как же создать и закрепить психологическую установку читать в
соответствии с блоками интегрального алгоритма? В ее осуществлении
есть два этапа: первый - осознание всех блоков алгоритма и следование
им, и второй - непроизвольное, автоматическое выполнение этих дей­
ствий. Как показывает опыт, эффективное решение этой двуединой за­
дачи возможно с помощью специальных методических приемов: зри­
тельного представления интегрального алгоритма чтения и идеомотор-
ной тренировки. Последний методический прием взят из арсенала так
называемых психотехнических игр, широко и эффективно используе­
мых в современном спорте. Рассмотрим каждый из этих приемов от­
дельно.

2.1.Идеомоторная тренировка

Название этого упражнения происходит 6т греческого слова idea -образ и латинского motor - приводящий в движение. Психология объ­ясняет идеомоторный акт как появление нервных импульсов, обеспе­чивающих какое-либо движение при представлении об этом движении. Это явление было известно еще И. П. Павлову, который в книге "Двад­цатилетний опыт объективного изучения ВНД (поведения) животных" писал: "Давно было замечено и научно доказано, что, раз вы думаете об определенном движении... вы его невольно, этого не замечая, произ­водите". Поскольку это понятие очень важно для последующей нашей работы, разберемся в нем подробнее.

2.1.1. Зрительный образ интегрального алгоритма чтения. Вы изучили семь блоков интегрального алгоритма чтения, пред­ставляете их смысл и содержание. Идеомоторные тренировки развили


ваше воображение. Для создания зрительного образа алгоритма исполь­зуйте любой предмет, картину, ситуацию. Очень важно нарисовать его своей рукой. Это должен быть ваш рисунок. Изготовить нужно 2 эк­земпляра. Один из них укрепите на экран мысленного взора, другой по­стоянно носите с собой или укрепите перед рабочим столом. Постоянно думайте, представляйте себе свой рисунок. Добейтесь того, чтобы, за­крыв глаза, вы четко, ясно видели свой алгоритм.

Зрительный образ интегрального алгоритма чтения — это не что иное, как продолжение ваших идеомоторных тренировок. Фиксируйте, закрепляйте свой рисунок алгоритма на экране мысленного взора. Какой же рисунок выбрать? Давайте посмотрим, как практически это делают слушатели курсов быстрого чтения. Вот что писал в дневнике один из них: "Зрительный образ алгоритма - правильный шестиуголь­ник. Это мое футбольное поле. Сначала заполняются как бы ударами "мяча" по углам первые три блока: название, автор, источник. Затем, по мере чтения, еще три блока - три угла. Последний блок — новизна фиксируется мною в виде точки в центре... После недели тренировок почувствовал, что блоки заполняются содержанием словно сами собой — ярко, броско, сильно и динамично, как игра в футбол.."

Зрительный образ алгоритма воплощается по-разному: и в пирами­де, и этажах здания, и картотеке, и в семи разноцветных полосках радуги и т. п. Нужно сказать, что зрительный образ как мнемонический прием активно работает только в первое время, затем он как бы стирается, тускнеет, но остается навык чтения, основанный на выделении из текста только информативной его части. Как быть в том случае, если зритель­ный образ не получается? Вот пример удачного решения этой задачи, взятый из дневника одного из слушателей курсов быстрого чтения: "Зрительного представления алгоритма так и не получилось. Конечно, я могу представить его в виде схемы или в виде ящиков, но в процес­се чтения я этим зрительным представлением не пользуюсь; у меня за­поминание идет совершенно по-другому:

1. Название. Так как название чаще всего отражает суть статьи или книги, я особенно внимательно его читаю. Если оно на первый взгляд ничего не значит, то пытаюсь делать какие-нибудь сравнения, пытаюсь зрительно запомнить число слов в заголовке, их расположение, пред­ставить название в виде электронного табло с горящими буквами (но это делается с трудом).

2. Автор. Фамилии авторов чаще всего пытаюсь запомнить, сравни­вая их со знакомыми. Или пытаюсь запомнить зрительно (написание, число букв и т. д.).

3. Выпускные данные. Название газеты, год, число, месяц запоми­наю, скользнув но строчке, с фиксацией только на какой-то момент. Числа запоминаю попыткой яркого зрительного представленния в момент фиксации.

Так я заполняю три первых блока алгоритма, но не знаю, куда я


все эта посылаю. Иногда после прочтения введения пытаюсь проверить заполнение этих трех блоков, пытаюсь предугадать дальнейшее содер­жание, на что особенно обращать внимание впоследствии.

4. Основное содержание, тема. Этот блок заполняется самостоятель­
но уже в начале чтения. Как бы говорю себе: "Вот о чем статья, вот ее
тема".

5. Фактографические данные. В отличие от выпускных, пытаюсь запомнить, увязав со смыслом текста, а не зрительно.

6. Особенности изложения, критика. Эти элементы чаще фиксирую интуитивно. Что-то бросается в глаза; нравится или нет; стиль, манера изложения. Бывает и так, что все это тормозит чтение, утомляет или, наоборот, захватывает, и тут иногда возникает поразительная скорость чтения, все запоминается быстро и хорошо.

1. Новизна и практическое использование. Это уже иногда видно по названию, по автору текста или после прочтения введения.

В целом, мне кажется, здесь хорошо работает "последовательность операции", но у меня нет зрительного представления блоков алгоритма".

2.2. Второе правило быстрого чтения: "Читать по интегральному алгоритму "

Вы изучили алгоритм, нарисовали и запомнили его зрительный образ. Что же дает интегральный алгоритм чтения? Главное - он форми­рует новую программу чтения, программу последовательности мысли­тельных операций. Найти в тексте ответы на все вопросы, поставленные в блоках алгоритма от первого до седьмого, — вот задача чтения. Мно­гократные тренировки приводят к тому, что по окончании чтения нуж­ные данные, факты, названия, фамилии как бы сами по себе четко всплывают перед глазами.

Одновременно происходит и борьба с регрессиями. Чтение текста с воспроизведением содержания по алгоритму вселяет уверенность, что активного однократного чтения достаточно для полного усвоения про­читанного. Возвратных движений глаз у вас становится все меньше и меньше, и, наконец, они почти исчезают. В этот период надо изучить и запомнить второе правило быстрого чтения — любой текст читать по алгоритму.

Как же вырабатывается установка на чтение с применением алго­ритма? Перед началом чтения нужно зрительно представить себе блоки алгоритма. Прежде всего запоминаются: название, автор, выпускные дан­ные источника. Затем по мере чтения складывается представление о том, какой проблеме посвящена статья; это войдет в четвертый блок — ос­новное содержание, тема. Уже в первых абзацах могут быть различные факты, фамилии, параметрические данные. Все эти сведения фиксируют­ся в пятом блике алгоритма.

В процессе чтения текста читатель как бы фильтрует его содержание, отбирая и укладывая в блоки алгоритма только то, что соответствует их названиям. Например, в тексте описывается конструкция нового


электроавтомобиля, имеющего принципиальные отличительные особен­ности. Внимание! Это материал для заполнения шестого блока. Очень важно быть критически настроенным на содержание текста. Как считают некоторые психологи, без критического отношения вообще читать не следует. Ваша позиция — согласие или несогласие с автором — также фиксируется в этом блоке алгоритма. Наконец, вы закончили чтение. Что нового вы узнали из прочитанного, что можно практически при­менить в работе? Это данные для заполнения последнего, седьмого блока алгоритма.

Итак, чтение окончено? Для обычного, традиционного чтения может быть и так. Для быстрого чтения этого еще недостаточно. Завершение чтения еще впереди. Читатель должен вновь представить зрительный об­раз интегрального алгоритма и проверить достаточность заполнения всех его блоков. Такой заключительный психологический акт анализа и син­теза текста помогает лучше его усвоить и запомнить. Психологи говорят: "Умей ставить точку".

Очевидно, именно этот прием объясняет то, что читающие быстро, лучше, полнее усваивают и запоминают прочитанное, чем те, кто читает медленно и, главное, неумело. Как показывает опыт, зрительное пред­ставление блоков интегрального алгоритма чтения значительно облегча­ет решение этой задачи.

Как тренироваться? Приведенные ниже упражнения выполняются регулярно в течение 2—3 недель.

2.2.1. Освоение интегрального алгоритма чтения

1. Ежедневно медленно читайте одну-две статьи по специальности, держа листок с нарисованным алгоритмом перед собой. В процессе чте­ния "укладывайте" информацию в блоки. По окончании чтения закрой­те глаза и мысленно проверьте заполнение всех ячеек-блоков алгоритма.

2. Ежедневно читайте одну-две статьи по специальности как можно быстрее, уже не глядя на рисунок алгоритма, но представляя его себе мысленно. Излагайте содержание статей в соответствии с алгоритмом.

В заключение цикла тренировок прочитайте контрольный текст 2 и определите скорость чтения по известной вам формуле.

Комсомольская правда. 1977. 30 августа Текст 2

Объем - 780 знаков

СЕКРЕТ "МОЛОДОЙ ВОДЫ"

Толочь воду - не такое уж бесперспективное занятие, как выяснили эстонские ученые. Правда, вместо допотопной ступы они использовали дезинтегратор — своеобразную мельницу со стремительно вращающими­ся роторами.

Оказалось, что в активированной таким образом воде форель, напри-



„„Книги читают для того, чтобы постичь высшие принципы, а высшие принципы постигают, чтобы применить их в жизни. Если же впитывают прочитанное, не вникая в суть, доходят до такой тупос­ти, что причиняют вред другим людям. Цзи Юнь. Заметки из хижины "Великое в малом"

мер, растет в полтора раза быстрее. Из каждой сотни икринок форели обычно появляются лишь 50 мальков, а в активированной воде - 90 Повышает она и урожаи различных культур.

Ученые пока не могут вполне научно объяснить это явление. Пред­полагают, что молекулы воды объединяются в некие цепочки, которые с течением тысячелетий удлиняются. Вода как бы стареет, медленнее протекает в ткани растений и животных. А вот сотни миллионов лет на­зад, когда на земле бушевали смерчи и ураганы, вода была богаче энер­гией, моложе. Рыбы в ней лучше развивались, поэтому и достигали ог­ромных размеров. Дезинтегратор, по-видимому, проделывает ту же работу - разрушает цепочки молекул.

И. Савельев

ОТВЕТ К ЗАДАНИЮ 4: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗБЫТОЧНОСТИ СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТОВ

Избыточность первого стихотворения Я = 64 7 % После сжатия текста получаем лаконичное выражение: "По тазам видно, что он плут". Количество слов - 6. В одном тексте - 17 слов. Таким образом вычисляем



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: