Понимание прочитанного




Избыточность второго стихотворения И = 0 %.


В одной из притчей, сложенной мудрецами Индии, сказано: "И кто усиленно стремится собирать науки и читать книги без размышления о том, что он читает, достоин того, чтобы его постигло то же, что постигло одного человека. Ученые говорят, что он проходил мимо какой-то пещеры и ему попались следы клада. Он начал рыть и напал на большое количество золота и серебра. Он по­думал: "Если я возьмусь переносить это богатство, то извлечение его и занятие переноской лишат меня того наслаждения, которое я могу от него получить, Я лучше найму людей, которые перенесут его в мое жи­лище; сам я буду последним и не оставлю за собой ничего, что занима­ло мою мысль переносом или какими-нибудь действиями. Таким об­разом я получу избавление тела от труда за незначительную плату, кото­рую вручу им.

Потом он пришел с носильщиками и стал передавать каждому из них столько, сколько тот мог снести, и говорил ему:

- Ступай с этим к моему жилищу.

Носильщик, однако, шел к: своему собственному дому и обманы-вал его. Когда же от клада больше ничего не оставалось, он сам пошел к своему жилищу и не увидел там никаких денег, обнаружив, что каж­дый из носильщиков воспользовался унесенным для самого себя; ему же от этого досталось только забота и утомление, потому что он не по­думал о конце своего дела.

Подобно этому и тот, кто читает эту книгу, не понимая ее цели, яв-


ной я тайной, не воспользуется тем, что ему выпадает на его собствен­ную долю"17.

Приведенное вступление взято из литературного памятника древ­ности "Калила и Дймна". Изречения и мудрости, содержащиеся в этой книге, поражают и сегодня глубиной философских обобщений различ­ных направлений деятельности людей и общества. Как и многие другие памятники древности, эта книга отражает эволюционные особенности человеческого мышления, демонстрируя проявление психических зако­номерностей восприятия внешнего мира, объективно изученных совре­менной наукой.

Проблема "понимание - непонимание" является, пожалуй, одной из центральных многих философских течений. Естественно, что каждое учение, излагая свои постулаты, стремится сделать их доступными ши­роким читательским массам. Видимо, этим и можно объяснить то боль­шое значение, которое придается в документах древности пониманию текстов. Стремление выделить эту проблему в отдельное направление привело к возникновению новой науки - герменевтики. Согласно ан­тичным мифам, одним из "прислужников богов" и вестником их воли в отношении людей был легендарный Гермес. От имени этого мифоло­гического "переводчика" и происходит наименование герменевтики, как искусства толковать непонятное и даже искаженное, объяснять смысл чужого языка или знака.

Вот как определяет современная герменевтика процесс понимания текста. Звуки и буквы, комбинации символов и даже предложения са­ми по себе несущественны для понимания. С информационной точки зре­ния они представляют собой лишь сигналы. Мы понимаем не звуки, бук­вы и символы и даже не слова и предложения сами по себе, а мысль, ко­торую они выражают, тот смысл, который содержится в словах и пред­ложениях языка 18. Таким образом, понимание текста связано с раскры­тием его смысла или значения. Чтобы раскрыть этот смысл и, следова­тельно, понять текст, необходимо выполнить определенные действия. Проблема понимания текста достаточно давно и плодотворно иссле­дуется также психологами. Что же такое понимание? Психологи назы­вают пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний. При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием — мы мгновенно вспомина­ем полученные ранее знания (осознаем известное значение слов) или отбираем из имеющихся знаний нужные в данный момент и связываем их с новыми впечатлениями. Но очень часто при чтении незнакомого и трудного текста осмысление предмета (применение знаний и установ-

17 См.: Зеркало мира. - С. 7-8.

18 См.: Герменевтика: История и современность. - М., 1985. - С. 162.


ление новых логических связей) представляет собой сложный, развер­тывающийся во времени процесс.

Как указывает профессор Л. П. Доблаев, для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чте­нии, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами. Изучая процессы запоминания, профессор А. А. Смирнов также установил, что при необходимости запомнить текст человек вначале старается лучше понять его и применяет для это­го различные приемы. Чаще всего читатели используют три основных приема: выделение смысловых опорных пунктов, антиципацию и реци-пацию.

Деление текста на части, его смысловая группировка и приводят к выделению смысловых опорных пунктов, углубляющих понимание и облегчающих последующее запоминание материала. Психологи выясни­ли, что опорой понимания может быть все, с чем мы связываем то, что запоминается или что само "всплывает" как связанное с ним. Это могут быть какие-то второстепенные слова, дополнительные детали, определе­ния и т. п. Любая ассоциация может быть в этом смысле опорой. Смыс­ловой опорный пункт есть нечто краткое, сжатое, но в то же время служащее опорой какого-то более широкого содержания. Понимание сводится к тому, чтобы схватить в тексте основные идеи, значимые слова, короткие фразы, которые предопределяют текст последующих страниц. Свести содержание текста к коротким и существенным логиче­ским формулам, отметить в каждой формуле центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким путем единую логическую цепь идей - вот сущность понимания текста. Прием выделения смысловых опорных пунктов представляет собой как бы про­цесс фильтрации и сжатия текста без потери основы. С помощью этого приема нами разработан дифференциальный алгоритм чтения, который будет подробно рассмотрен ниже.

Другой прием, используемый для дальнейшего осмысления читае­мого текста, называется антиципацией, или предвосхищением, т. е. смысловой догадкой. Что же такое антиципация? Это психический про­цесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития события, усвоении результатов анализа признаков, предва­рительно осуществленного оперативным мышлением. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраи­вающей читателя на определенные сенсомоторные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных оснований.

Как показали исследования, в результате специальной тренировки возможно развить у читателя способность мгновенно предугадывать по неопределенным косвенным смысловым признакам текста "наступаю­щие события". Неопределенный сам по себе сигнал благодаря реакции антиципации превращается в субъективно определенный, значащий приз­нак вполне конкретной ситуации развития сюжета (темы) повествова-


ния. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам - фразу, по нескольким фра­зам - смысл целого абзаца или даже страницы. Игорь Северянин в сти­хотворении "Отличной от других" так определил способности своей героини:

Ты способна и в сахаре выискать "соль", Фразу - в только намекнутом слове.

Явление антиципации возможно только в том случае, когда мыш­ление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное - это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста.

Поскольку есть прямая зависимость между вероятностным прог­нозированием графического шрифтового материала и частотой встречае­мости его в текстах, нас в первую очередь интересуют условия, при ко­торых одни и те же обороты речи, фразы, слова повторяются наиболее часто. Эффективное управление процессом антиципации предполагает понимание стереотипности текстов.

Явление антиципации закономерно и в значительной степени объ­ясняется избыточностью текста, составляющей, как мы уже знаем, 75 %.

Таким образом, при обучении быстрому чтению способность анти­ципировать является основным фактором формирования своеобразного чутья к фразовым стереотипам и накопления достаточного словаря текстовых штампов. Выявление фразовых стереотипов - одна из пер­вых предпосылок выработки автоматизма рецептивной обработки текста.

Третьим приемом, который используют читатели для запоминания текста, является реципация, или мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникших в процессе чтения. Этот прием следует отличать от регрессий, так как мы знаем, что регрессии - меха­нические непроизвольные повторы, и они не способствуют лучшему по­ниманию. Однако очень часто, прочитав какое-то положение и продол­жая чтение, читатель мысленно возвращается к предыдущим высказы­ваниям автора, связывая их с новыми, изучаемыми в данный момент. Такой мысленный возврат способствует более глубокому пониманию изучаемого текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: