Упражнения. 5.1. Чтение с одновременным выстукиванием ритма

5.1. Чтение с одновременным выстукиванием ритма.

5.1.1. Необходимо ежедневно проверять правильность выстукива­ния рима. В течение недели читать с выстукиванием 2—3 статьи, ста­раясь понимать читаемое в процессе самого чтения (третья фаза освое­ния упражнений).

5.1.2. В течение недели читать с выстукиванием различные тексты по специальности, стараясь понять и запомнить прочитанное и в самом общем виде, и в деталях (четвертая фаза).

5.1.3. Прочитать с выстукиванием статью по специальности объемом не более 8 тыс. знаков, затем, продолжая выстукивать, закрыть глаза и мысленно изложить содержание прочитанного, отвечая на стандартные вопросы в соответствии с блоками интегрального алгоритма.

5.1.4. Прочитать контрольный текст 5 с выстукиванием ритма и вы­числить скорость чтения по формуле. Подвести итоги освоения упраж­нения.


Правда. 1979. 21 сентября Текст 5

Объем - 3260 знаков

СТАНЕТ РУДНИК ПЕЧЕБНИЦЕЙ

Госстрой Армянской ССР утвердил проект строительства подземной аллергологической лечебницы на территории Аванского соляного рудни­ка, расположенного на северной окраине Еревана.

-Представьте больного в каске, - говорит главный инженер руд­ника кандидат технических наук Э. Акопян. - Ему предстоит в недале­ком будущем опуститься в клети через главный ствол на глубину 235 метров. А каска требуется по правилам техники безопасности. Так что мы сейчас наденем соответствующее снаряжение...

...Клеть стремительно уносит нас вниз, к шахтному полю. Взору открываются хрустальные пласты каменной соли. Их выработки обра­зовали широкие улицы, по которым снуют вагонетки. Здесь, в отрабо­танных "коридорах", через год-полтора разместятся палаты для боль­ных, лечебные кабинеты, помещения для медицинского персонала. И понятно, почему инициатор этого дела - главный аллерголог Мини­стерства здравоохранения Армянской ССР профессор В. Аматуни часто бывает у строителей: коли создавать лечебницу, так основательно, с перспективой на расширение.

— Использование пещер и рудников для лечения имеет свою исто­рию, - рассказывает Владимир Григорьевич. — Еще в XVII веке в Гер­мании в залах, оставшихся после разработки золота, исцелялись боль­ные ревматизмом. Дня этой же цели с 1871 года предназначались Ман-сумманские сталактитовые и сталагмитовые пещеры в Италии. Так рождалась новая отрасль медицины - спелеотерапия.

Во время второй мировой войны карстовые пещеры в Вестфалии превращались в бомбоубежища. И вот обнаружилось, что у спустивших­ся на продолжительное время под землю больных бронхиальной астмой и бронхитом прекращались приступы удушья и кашель, заметно улуч­шалось самочувствие. Сейчас в тех пещерах действуют хорошо обору­дованные санатории.

Открыты подземные специализированные санатории в Австрии, Польше, Румынии. В Советском Союзе с 1968 года ведется лечение больных в Солотвинских солерудниках Закарпатья. Больные поступа­ют в стационар и после двух-трех дней акклиматизации лифтом спуска­ются на ночь в подземную лечебницу. В общей сложности больные прово­дят под землей 270-300 часов. Опыт показал, что от астмы избавляются 84 процента взрослых и 96 процентов детей.

Чем же объясняется такой высокий эффект спелеотерапии? Воздух в пещерах почти свободен от пыли, бактерий и аллергенов, имеет вы­сокую отрицательную ионизацию, содержит микроэлементы. Установ-


лено, что пребывание в такой атмосфере ведет к понижению чувстви­тельности организма к аллергенам, уменьшаются воспалительные реак­ции в бронхах. К тому же организм освобождается от приема множест­ва препаратов.

Для подобного метода лечения был изучен Аванский рудник. Сос­тав соли здесь близок к солотвинской, велико содержание сульфатов и микроэлементов. Исследовалось также содержание соли, пыли и сернис­того газа в воздухе. Микроклимат внутри рудника на глубине 235 мет­ров отличается исключительным постоянством температуры: 21 градус по Цельсию, относительная влажность тоже подходит для хронических бронхолегочных больных. Правда, в Аванском руднике более низкое, чем в Солотвине, атмосферное давление. Поэтому специалисты вправе ожидать также воздействия несколько разреженного воздуха - по ана­логии с горным климатом.

В качестве наземного стационара на первых порах намечается исполь­зовать возможности Института общей гигиены и профессиональных за­болеваний, расположенного в непосредственной близости от рудника. В будущем может возникнуть необходимость строительства самостоя­тельного стационара. Различные варианты подземной части лечебницы изучались со специалистами Ленинградского научно-исследовательско­го института галургии и рудника. Под строительство подземного стацио­нара решено выделить западный участок соленосного месторождения.

Ю. А р а к ел я н
г. Ереван (Корр. "Правды")


Что на свете всего труднее? Видеть своими глазами То, что лежит перед нами.

И. В. Гёте

ДВИЖЕНИЕ ГЛАЗ ПРИ ЧТЕНИИ

Зрительное восприятие текста

Несмотря на большую историю изучения процессов зрительного восприятия, наука еще и сегодня не разгадала всех его тайн. Благодаря зрению человек получает более 90 % всей информации об окружающем его мире. Однако, как счи­тают ученые, не всегда люди эффективно используют зрение. Мнения специалистов, изучающих процессы зрения, единодушно сходятся на том, что глаза — это вынесенный вперед мозг. Как же происходит вос­приятие текста и передача его в мозг? Здесь можно выделить два ос­новных этапа: первичное восприятие текста глазами и его обработка. Как показали исследования, при чтении глаза человека находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановки) или смены точек фиксации (движении).

Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации глаз. Из 100 тыс. фиксаций, которые делают глаза человека в течение дня, огромная часть их не является информативной, т. е. про­дуктивной. Зрительные фиксации очень изменчивы по длительности и в значительной мере зависят от объекта наблюдений, его известности и ценности с точки зрения наблюдателя. Подсчитано, что в течение часа глаза читателя 57 мин находятся в относительном покое — они за­фиксированы на тексте.

Естественно, что скорость переработки информации в этих усло­виях зависит от того, какое количество информации будет воспринято в момент остановок. Таким образом, повышение скорости чтения — это повышение способности воспринимать информацию в большем объ­еме в единицу времени при остановке глаз во время чтения.

Движения глаз при чтении человек обычно не осознает. Одна из причин этого — отсутствие так называемой осознаваемой, произвольно


управляемой обратной связи, посредством которой в мозг передава­лись бы сообщения о микродвижениях глаз. Человек узнает о направле­нии своего взгляда лишь по положению наблюдаемых объектов и под влиянием некоторых других факторов, например поворота или накло­на головы. Тем не менее непроизвольные движения глаз играют боль­шую роль в зрительном восприятии. Неслучайно исследователи, оцени­вая комплекс процессов, происходящих в зрительной системе челове­ка, отмечают: "Мы часто не знаем, что видим, пока не узнаем, на что мы смотрим".

Рис. 16. Микродвижения глаз

При взгляде на определенный объект глаз совершает по его конту­ру регулярные скачки с частотой 2—5 раз в секунду. Причем, как пока­зывают наблюдения, при чтении текста такие скачки совершаются вдоль строки 3—4 раза в секунду. На рис. 16 показан характер микродвиже­ний глаз. Существуют три вида микродвижений: дрейф (волнистые линии) - от центра: быстрые скачки (прямые отрезки) - обратно к центру; высокочастотный тремор, накладывающийся на основной дрейф. Амплитуда всех этих движений очень мала. Диаметр изображен­ного на рисунке участка центральной ямки сетчатки глаза составляет всего лишь 0,05 мм. Из этого следует важный вывод, имеющий су­щественное значение доя совершенствования техники чтения: различие между человеком, читающим быстро, и человеком, читающим медлен-


но, заключается не в скорости движения их глаз, а в количестве матери­ала, который воспринимает читающий в момент фиксация.

Большинство людей заблуждаются, считая, что в процессе чтения их взгляд равномерно скользит вдоль строк. На самом деле это не так, При чтении глаза совершают скачкообразные, так называемые саккади-ческие движения, останавливаясь только в двух-трех местах на каждой строке. Кроме того, зрительный анализатор извлекает из любого изобра­жения, в том числе и из текста, только информативную часть, т. е. он не переносит изображение из одного места (с сетчатки) в другое (в мозг) один к одному.

Зрительный нерв имеет более 1 млн.изолированных волокон, поэ­тому и глаз как сложный прибор работает избирательно. Интересно сравнить сетчатую оболочку глаза человека и связанные с ней генети­чески заданные сети матрицы зрительной коры головного мозга с вы­числительными системами. В количественном смысле это сравнение по абсолютному количеству информации, которую они обрабатывают, показывает, что сетчатка (по своим элементам, действующим парал­лельно с миллисекундными интервалами) выполняет работу, эквива­лентную современной цифровой вычислительной системе, занимающей площадь в 70 м3 и использующей 4 т сложнейшего электронного обо­рудования. Физически же, как известно, сетчатка занимает по объему всего около 12 см2 X 0,01 см и весит примерно 100 мг. Эти цифры ха­рактеризуют уровень биологической микроминиатюризации и степень энергетической экономии при обработке информации, достигаемой в зрительной системе,

Параметры движения глаз

Для выявления рациональной техники движения глаз посмотрим, как двигаются глаза человека, читающего быстро и читающего мед­ленно. Специальная аппаратура (рис. 17) позволяет детально исследо­вать движения глаз во время чтения.

Испытуемый читает контрольный текст, размещенный на наклон­ной панели. Одновременно лучи света, отражаемые от глаз, фиксируются на движущуюся кинопленку. Кинограммы; движений глаз при чтении контрольных текстов (рис. 18) показывают различия в движении взора при медленном чтении пяти строк текста, состоящего из 50 слов (слева), и быстром чтении за тот же период двух страниц текста, объемом 700 слов (справа).

Анализируя эти и другие кинограммы, можно заметить, что каждая вертикальная линия представляет собой фиксацию глаза в процессе чте­ния, во время которой и происходит непосредственное восприятие информации. Горизонтальные линии — это движения глаз между фикса­циями, непродолжительные по времени. В левом фрагменте кинограммы глаза движутся по строкам текста и проходят каждую из них за 10—


Рис, 17, Аппарат для записи движения глаз

15 фиксаций, затем взгляд возвращался к началу следующей строчки. И так повторяется 5 раз.

Процесс чтения в обобщенном виде графически представляет собой как бы параллельные лестницы, следующие одна за другой. В правом фрагменте кинограммы показана запись движения глаз при скорости чтения в 4 раза выше, чем в левом фрагменте. Общее число фиксаций здесь такое же, как и в кинограмме левого фрагмента. Однако за. тот же промежуток времени в правом фрагменте прочитано в 14 раз боль­ше слов (2 страницы текста). Сравнительный анализ этих двух кино-грамм позволяет установить следующие основные параметры движения глаз в процессе чтения, определяющие скорость восприятия: число фиксаций глаз на 100 слов текста; число слов, воспринимаемых за одну фиксацию; длительность фиксации; число регрессий на 100 слов текста.

Большой комплекс работ по исследованию движения глаз выполнил советский исследователь профессор А. Л. Ярбус. Разработанная им ме­тодика позволяет с помощью специальной резиновой присоски с зеркаль­цем, укрепляемой к поверхности глазного яблока, фиксировать осо­бенности движения глаз при различной умственной работе. На рис* 19 показана одна из первых записей А. Л. Ярбуса.

Испытуемым был студент со средними способностями чтения. Одна из записей сделана на неподвижную фотобумагу (слева внизу), а дру­гая — при помощи фотокимографа на движущуюся осциллографиче-



Рис, 18. Запись движения глаз в процессе чтения

скую бумагу (справа). Все 14 строк сонета В. Шекспира студент про­чел за 47 с.

Изучая вторую запись, легко обнаружить, что при чтении продолжи­тельность фиксаций определяется в 0,2-0,4 с и для данного испытуемого в среднем равна 0,3 с. При чтении общий характер движений глаз (взо-ра) остается тем же, что и при рассматривании других неподвижных объектов, если не считать совершенно естественную упорядоченность и последовательность движений глаз вдоль строк текста. На той же запи­си видно, что чтение каждой строки заканчивается продолжительной фиксацией (или двумя слитыми фиксациями), в среднем равной почти целой секунде. Такие фиксации соответствуют более продолжительно-


Увы, мой стих не блещет новизной, Разнообразьем перемен нежданным Не поискать ли мне тропы иной, Приемов новых, сочетаний странных?

Я повторяю прежнее опять В одежде старой появляюсь снова. И кажется, по имени назвать Меня в стихах любое может слово.

Все это оттого, что вновь и вновь Решаю я одну свою задачу: Я о тебе пишу, моя любовь, И то же сердце, те же силы трачу,

Все то же солнце ходит надо мной, Но и оно не блещет новизной.

Рис. 19. Запись движения глаз при чтении стихотворения



му процессу осмысливания прочитанного, в данном случае строки. Здесь читатель как бы ставил логическую точку. Продолжительные фик­сации типа логической точки встречаются при чтении любого текста, и

их тем больше, чем сложнее текст, чем больше мыслей, ассоциаций, представлений вызывает воспринятое слово юти строка.

Изучение движения глаз является объектом пристального внимания психофизиков, физиологов, психологов и специалистов в области ней-рокибернетики. Достижения советских исследователей обобщены в мо­нографии Ю. Б. Гиппенрейтер "Движения человеческого глаза".

Анализ исследований специалистов, изучающих движения глаз при чтении, показывает, что для повышения скорости чтения необходимо: уменьшить число фиксаций глаз и их длительность; увеличить число слов, воспринимаемых за одну фиксацию; уменьшить число регрессий.

Очевидно, данным требованиям будет удовлетворять такая техника чтения, при которой глаза, читающего двигаются вертикально сверху вниз по воображаемой линии, проведенной по центру страницы с неболь­шими колебаниями вправо и влево. При традиционном медленном чте­нии глаза двигаются равномерно по строкам страницы слева направо, и по окончании каждой строчки вновь возвращаются к началу следую­щей. При быстром чтении движение глаз более экономно, поскольку глаза проходят всю страницу текста по кратчайшему пути - прямой линии (рис. 20).

Как же практически осуществляется такое чтение? Оказалось, что для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое перифериче­ское зрение. Что понимается под этим термином? При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия воз-



Рис. 20. Движение глаз при медленном и быстром чтении


Рис. 21, Поле зрения

никают только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой

зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны на переферйи, видится как бы в тумане. Различные физиологические во-

ности зон зрения показаны на рис. 21.

Широкое поле зрения имеет большое значение для быстрого чтения,

Оно существенно сокращает время поиска информативных фрагментов текста.

У некоторых животных, например, поле зрения значительно больше, чем у человека. Исследователи установили, что у тех животных, которые

обнаруживают приближение врага или добычи главным образом с по­мощью зрения, в процессе эволюции выработалось панорамное зрение. Оптические оси их глаз направлены в разные стороны, так что поле зре-ния охватывает обширное пространство с боков ипозади собственного тела. У такого животного поля зрения правого и левого глаз, взятые вместе, иногда составляют угол обозрения, близкий к 360о. Впереди


эти поля перекрываются лишь на несколько градусов, а могут и совсем не перекрываться. Преимущества панорамного зрения очевидны: чем большая часть окружающего мира непрерывно отображается на сетчат­ке, тем эффективнее система предупреждения об опасности.

Исследования Ю. Б. Гиппенрейтер убедительно доказали, что объем фиксации взора и размер оперативного поля, с которого происходит съем информации, существенно зависят от обучения. Нам удалось най­ти специальный методический инструмент и разработать упражнения, ко­торые значительно расширяют поле ясного видения и решают задачу вертикального движения глаз по центру страницы при чтении.

Этим инструментом оказались широко известные у специалистов, работающих в области патопсихологии, тестовые цифровые таблицы Шульте. При работе с ними надо, концентрируя взгляд в центре очередной таблицы, видеть ее всю целиком и найти все видимые цифры по порядку нарастания счета за время не более 25 с. Таблицы Шульте обычно применяются для исследования и развития психического темпа восприятия и, в частности, скорости зрительных ориентировочно-поис­ковых движений. Всего таких таблиц 8. Каждая таблица комплекта пред­ставляет собой разграфленный на 25 ячеек картонный квадрат размера­ми 20X20 см аз вписанными в ячейки в беспорядке числами от I до 25. Вам необходимо использовать все 8 таблиц комплекта или изготовить такой комплект самим по образцу (рис. 22) время, затраченное на по­иск всего ряда чисел в каждой таблице, замеряется по секундомеру.

Читатели с хорошими параметрами внимания и с широким полем видения затрачивают на одну таблицу 25-30 с. По мере тренировок со всем комплектом таблиц время поиска постепенно сокращается и у отдельных лиц доходит до 11—12 с, а в некоторых случаях и до 7—8 с. Причем, как правило, общее время увеличивается только из-за задерж­ки на каком-либо одном из двузначных чисел, все остальные числа отыскиваются быстро, однако затем человек вдруг опять не может най­ти следующего числа — смотрит на него и не видит, ему подчас даже ка­жется, что в таблице этого числа просто нет. Такие особенности работы с таблицами Шульте свидетельствуют о принципиальной структурной или функциональной неравномерности темпа психической деятельности это­го человека.

У здорового и отдохнувшего человека на каждую таблицу уходит примерно одинаковое время. Увеличение времени на отыскание чисел в последних таблицах говорит о том, что человек несколько утомился. По мере тренировок скорость нахождения чисел постепенно возрастает благодаря развитию периферического зрения. Интересно проследить характер изменений движения глаз при работе с таблицами. На рис. 22 показана запись движения глаз человека, не имеющего инструкций о правилах работы с таблицами. Общее время поиска всех цифр - 60 с. Как показано на рисунке, взгляд последовательным перебором пе-


Рис. 22. Чтение таблицы Шульте (60 сек)

реходит от цифры к цифре. Такая тренировка практически ничего не дает для развития периферического поля зрения.

Рис. 23 демонстрирует более совершенную технику поиска цифр. Обучающийся стремится удерживать взгляд в центральном поле табли­цы, фиксируя боковым зрением все остальные цифры. Это пример эф­фективной тренировки, обеспечивающей расширение поля зрения. Время работы с таблицами в этом случае составляет 15-20 с. И, нако­нец, на рис. 24 - пример поиска цифр обучающегося, достигшего со­вершенства в работе с таблицами Шульте. Взгляд фактически непод­вижно фиксирует центральную часть таблицы. Время поиска всех цифр 8-11 с.

При работе с таблицами Шульте следует постоянно помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное - это расширение поля зрения, что может быть достигнуто только при аккуратном выполнении пра­вил работы с таблицами, систематических и осознанных тренировках.






Рис. 23. Чтение таблицы Шульте (15-20 сек)


Рис. 24. Чтение таблицы Шульте (8-11 сек)



lie следует также забывать, что таблицы Шульте - это фактически мо­дель страницы текста. Работа с таблицей включает два этапа: подгото­вительный и исполнительный. Причем первостепенное значение имеет подготовительный этап. Он содержит следующее требование: перед на­чалом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре. Ставится задача видеть всю таблицу целиком.

исполнительный этап предполагает последовательный поиск всех цифр от 1 до 25. Если говорить о тренировке периферического поля зрения, то она происходит только в те моменты, когда вы фиксируете взгляд в центре таблицы и стремитесь взором охватить ее всю. Именно в этот момент раздражаются периферические зоны сетчатки глаза и фор­мируются нейронные ансамбли, обеспечивающие съем и обработку

информации с резервных зон поля. Иными словами, дальнейшую рабо­ту можно и не производить, если качественно и эффективно выполнен начальный этап. Фиксируя взгляд в центре таблицы, вы как бы отправ-


ляете в матрицу оперативной памяти мозга панораму всей таблицы. И дальнейшая деятельность представляет собой уже не поиск цифр, а как бы вспоминание уже известного их расположения в отдельных клетках таблицы.

Упражнения

6.1. Развитие nepиферического поля зрения

6.1.1. Правила работы с таблицами Шульте

1. Для. тренировок использовать все 8 таблиц.

2. Находить цифры необходимо беззвучным счетом, т. е. про себя в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Перебирать по оче­реди все 8 таблиц в любом порядке. Найденные цифры обязательно ука­зываются карандашом. В результате такой тренировки время считыва­ния одной таблицы должно быть не более 25 с.


3. Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее цент­ре, чтобы видеть таблицу целиком (вспомните упражнение с зеленой точкой и приведенные выше рекомендации).

4. При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фик­сация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чте­нии обычного текста, т. е. примерно 25-30 см.

5. Время и периодичность тренировок установите сами, помня, что не следует переутомляться.

6. Когда вы привыкните к считыванию таблиц, то можно проводить эти тренировки, используя только поисковые движения взором, т. е. без подтверждения найденной цифры карандашом.

6.1.2. Тренировка с таблицами Шульте

Ежедневно работать с комплектом таблиц Шульте в соответствии с изложенными правилами.

6.1.3. Упражнение "Созерцание зеленой точки". Как было показано в первом уроке (с. 36), это упражнение эффективно решает и задачу расширения поля зрения. В отличие от таблиц Шульте оно статическое. Именно в сочетании динамических тренировок с таблицами Шульте и ста­тического созерцания зеленой точки кроется секрет успеха в трениров­ке зрительного анализатора. Если вы аккуратно в течение всего времени выполняли это упражнение, то на сегодняшний день, наблюдая зеленую точку, вы можете "в отдельные моменты ясного сознания'5 отчетливо видеть почти всю страницу. Мы настоятельно рекомендуем в период тре­нировок с таблицами Шульте усилить внимание к упражнению "Созер­цание зеленой точки". Проанализируйте ваши успехи. Еще раз прочи­тайте раздел первого урока. Только гармоничное сочетание обоих упраж-нений поможет решить основную задачу этого этапа тренировок: разви­тие периферического поля зрения.

6.1.4. Читать ежедневно одну газету, используя вертикальное движе­ние глаз по узким газетным колонкам. У вас уже широкое поле зрения. Нет необходимости скользить глазами по каждой строчке текста. Вы все видите и хорошо понимаете текст. Читайте смелее, У вас обязательно получится,

В заключение прочитайте контрольный текст 6 и определите ско­рость чтения по формуле. Текст набран в виде узких колонок, что должно значительно облегчить работу. Скорость вашего чтения здесь будет очень высокой.


Правда. 1979.7 октября

ОЛИМПИЯ

Что такое по современным по­нятиям стадия, давшая имя стади-онам мира? Как не попытаться получить ответ на этот вопрос, ес­ли судьба предоставила возмож­ность ступить на землю древней Олимпии!

Здесь, на стадионе, который на­считывает много веков, можно пройти, так сказать, по следам Геракла, ставшего, по преданию, родоначальником Олимпийских игр. Шестьсот его стоп составили стадию - длину стадиона. Я убе­дился не без некоторого огорчения, что Геракл был не таким уж бога­тырем, как нам представляется со школьных лет. Его нога соот­ветствовала сорок третьему разме­ру. Попробуй Геракл сегодня зайти в магазин "Богатырь", перед ним извинились бы и посоветовали спросить сандалии в обычном мага­зине. Впрочем, стоит ли удивлять­ся: древние греки, наделившие Ге­ракла сверхъестественной силой, не имели представления о том, что та­кое акселерация...

В Олимпии довелось познако­миться с Панайотисом Зафейропу-лосом, хранителем Аллеи Элли­нов, Вот что я услышал от него, а позже и в знаменитом музее, где хранятся сто тридцать скульптур и несколько тысяч бронзовых пред­метов, обнаруженных при раскоп­ках стадиона.

В Греции, как и во всем мире, по мере приближения Московских


Текст 6 Объем - 3250 знаков

СЕГОДНЯ

Игр интерес к ним все более воз­растает. Местная пресса много пи­шет о том, как готовится Москва к всемирному спортивному сбору, о ее стройках - стадионах, двор­цах спорта, плавательных бассей­нах. Приближение Олимпиады-80 стимулирует развитие спорта и в самой Греции. Страна эта неболь­шая. Но имеются в ней неплохие баскетболисты, гимнасты, бегуны. А больше всего греки любят фут­бол...

Мы прошли мимо храма Зев­са, Гимнасия, Филлипеона, парла­мента и приблизились к храму Геры. Стараюсь представить состя­зания, которые разворачивались на этих ристалищах, и вспоминаю о том, что даже самые жаркие из них никогда не служили разъединению людей. Только миру, согласию и дружбе. Начинаешь с благодар­ностью думать о мудром законо­дателе Эллады - Эфите, провозгла­сившем святое правило: мир во время Олимпиад.

А вот та самая точка, на кото­рую скоро будут настроены теле­антенны мира. Самая красивая де­вушка Греции в белой тунике под­несет к небольшому рефлектору факел, и он зажжется от солнечных лучей. Передавая огонь друг другу, тысячи юношей и девушек понесут этот факел по дорогам Греции, Болгарии, Румынии к границам Советского Союза и далее — в Москву. В каждом городе, в каж-


Чтение — это нечто объединяющие зре­ние, слух, чутье и мышление, Назым Хикмет Ран

дой деревне на пути огненном зс-тафеты встреча олимпийского фа-

кела превратится в праздник спорта и товарищества

Помню, как доставляли этот

огонь на олимпийские стадионы Рима, Токио, Мехико и Мюнхена, как вспыхнул огонь в чаше монре­альского стадиона от лазерного лу­ча, рожденного сигналом, передан­ным через спутник, переношусь мысленно в Лужники. 19 июля будущего года здесь от факела, доставленного из греческой дере­вушки Олимпия, загорится пламя, которое будет символизировать верность молодежи всего мира олимпийским идеалам мира и дружбы.

Подходим к тому месту, где под высоким обелиском покоится сердце основателя Олимпийских игр современности Пьера де Кубер-тена, застываем в почтительном молчании. Все вокруг окружено пышной растительностью. Преобла-

Олимпия, Греция


дают в ней оливы, олеандры и ки­парисы. С олив золотым ножом срезали ветви, которыми увенчи­вали победителей Игр. А дурманя­щий запах цветущего поблизости олеандра как бы предупреждал: не занесись, не дай успеху вскружить себе голову, помни, что на тебя смотрят как на гордость города и народа. Ведь история быстро и спра­ведливо стирает память о людях, не умеющих переносить спортив­ные и жизненные успехи, что во все времена было делом куда бо­лее трудным, чем искусство пере­носить неудачи...

Сегодня под флаг советской сборной призваны те юноши и де­вушки, которые первыми из совет­ских олимпийцев будут выступать у себя дома. Это великая честь. И особая ответственность. Она тре­бует быть строгим к себе, уметь управлять чувствами, нервами, во­лей. И нести в своем сердце искры благородного олимпийского огня.

А. К и к н а д з е


ЧИТАЕМ ВЕРТИКАЛЬНЫМ

ДВИЖЕНИЕМ ГЛАЗ

Что вы умеете?

В одном из выступлений В. П. Зин-ченко сказал: "Есть люди, которые читают ушами. Это очень медленное и непродуктивное чтение. Большинство людей читают глазами и ограни­чивают этим возможности своего восприятия. Настоящее искусство предполагает чтение "носом", Это вовсе не означает в буквальном смыс­ле водить носом по строчкам. Такое чтение представляет собой исполь­зование своеобразного '"чутья", при котором в тексте симультанно, т. е. практически мгновенно, опознаются и обрабатываются информатив­ные блоки".

Турецкий поэт, строки которого приведены в начале этого разде­ла, и советский ученый по-разному выразили мысли, доминантой ко­торых может служить следующее утверждение: освоение техники быст­рого чтения предполагает нечто большее, чем тренировку отдельных анализаторов, психических и нейрофизиологических функций чело­века. Очевидно, главное здесь - формирование интегративной деятель­ности всего организма, обеспечивающего на качественно новом уровне осуществление всего комплекса задач, связанных с чтением. Заключи­тельные разделы книги, последние уроки обучающего комплекса как раз и посвящены этому.

Но прежде чем продолжить наши занятия, проанализируем, что мы умеем сегодня, освоив шесть уроков техники быстрого чтения?

Переде --- вы хорошо усвоили первое правило техники быстрого чтения — читать без регрессий. При чтении любых текстов ваши глаза бегут только вперед.

Второе - вы всегда читаете по интегральному алгоритму чтения.

Закончив читать текст, вы видите, представляете себе семь блоков алгоритма и проверяете их заполнение.


Третье — по окончании чтения у вас формируется доминанта — ос­новная смысловая часть текста. Сжато и точно вы можете выразить ос­новные мысли, идеи автора.

Четвертое — вы читаете без артикуляции, Информация обрабаты­вается только зрительным путем без проговаривания.

Пятое — у вас широкое поле зрения, Вы видите почти всю страницу в упражнении "Созерцание зеленой точки". Узкие газетные колонки вы читаете только вертикальным движением глаз.

Перечисленные приемы техники быстрого чтения, которыми вы уже владеете, составляют основу методики. Они входят главными составляющими в семь золотых правил быстрого чтения, которые будут рассмотрены в заключительной главе книги. Итак, вы умеете уже мно-гoe. Что же дальше? Наверное, вы уже пробовали читать вертикальным движением глаз не только газетные статьи, но и книги и потерпели неуда­чу. Если вы еще этого не сделали, попробуйте перевернуть две страницы книги назад и читать, стараясь удерживать глаза строго вертикально, как бы разрезая страницу подбородком посередине. Несмотря на то, что текст вам уже знаком, чтения как такового все же не было. В чем при­чина? Хотя и располагаете всеми возможностями для вертикального чте­ния, психологически вы к нему еще не готовы. Эту задачу и выполняет новое упражнение.

"Метод штурма"

Штурм - это преодоление вашей инерции, искоренение ваших при­вычек. В возможности чтения текста вертикальным движением глаз убе­дили нас результаты экспериментов, которые были проведены в лабо­ратории процессов зрительного восприятия Института психологии АН СССР (иод руководством зав. лабораторией Н. Ю. Вергилеса) при участии авторов настоящей книги и старшего научного сотрудника А. Н. Коренева. Изучалось движение глаз испытуемых, предваритель­но обученных быстрому чтению. Движения глаз при чтении записыва­лись с использованием стандартной присоски А. Л. Ярбуса.

Испытуемый, сидя в кресле, читал текст, расположенный вертикаль­но перед ним на расстоянии 30 см. Чтобы привыкнуть к чтению с при­соской Ярбуса, укрепленной на внешнюю поверхность глазного яблока, проводились тренировочные занятия. После двух-трех дней тренировки присоска уже не мешала. Перед чтением давалась инструкция: читать только методом быстрого чтения. Тексты после одного прочтения ме­нялись. Рассмотрим экспериментальные записи движений глаз.

На рис. 25 дана запись движений глаз по тексту заметки газеты "Правда" испытуемой С, прошедшей обучение за три месяца до этого исследования. Она прочла статью в пять абзацев за 20 с, показав при этом скорость чтения 4800 зн./мин.

Если выделить в тексте ключевые слова, на которых фиксировались


Рис. 25. Запись движения глаз. Скорость чтения 4800 зн./мин

глаза испытуемой, то получится следующая свертка текста: "Патриоты наступают. Луанда, 13. Силы анголы заняли город Лузу - крупный транспортный узел железной дороги. Вся трансангольская железная до­рога перешла под контроль патриотов. Начато ее восстановление. Осво­божден у границы Серпа-Пинту. Штаб-квартира мятежников застряла между двумя этими городами. Освобождено восемь крупных городов. Патриоты контролируют конечные пункты дороги Мосамедиш— Серпа-Пинту. Главари УПИТА расписываются в своем поражении. Мятежники заявляют о переходе к скрытым действиям. Воинские части ЮАР заня­ли рубежи у гидроэнергетического комплекса на р. Кунене. Под пред­логом защиты электростанций заняли полосу ангольской территории шириной до 80 км. "Правда", 13 апреля 1976 г,"

Как следует из трассограммы, фиксации глаз и трасса взора распо­лагаются в большей части именно на ключевых словах или в их смыс­ловом поле, где находятся смысловые ряды. Примечательно чтение по­следнего абзаца заметки: траектория взора проходит по первой полови­не абзаца посередине, и ключевые слова также равно отстоят от центра вправо и влево. Последняя же треть абзаца характеризуется ассиметрич-ным переносом траекторий движения глаз слева направо - посередине


Рис. 26, Запись движения глаз. Скорость чтения 3000 зн./мин

смысловых рядов: "защиты электростанций", "полосу ангольской тер­ритории шириной до 80 км". От середины второй колонки заметки до слов "защиты электростанций" глаза-двигались в течение 0,6 с - проис­ходил "дрейф" глаз на равномерно распределенном ноле, т. е. относи­тельно вертикали смысла связности текста.

На рис. 26 дана запись движений глаз испытуемой М., которая была обучена за год до экспериментального исследования. Текст (репортаж из Французского Национального центра по космическим исследовани­ям), состоящий из шести абзацев, был прочтен испытуемой за 25 с. Ключевые слова расположены равномерно относительно условной вер­тикали, проведенной через середину колонок. Траектория движений взо­ра и здесь отражает стремление к балансировке ключевых слов и тяго­тению к смысловым рядам как ядерной основе. Мы видим, что M. ис­пользует вертикальное чтение, однако есть много горизонтальных дви­жений глаз, неоправданные регрессии. Сравнив эту запись с предыдущей, можно судить о конечных успехах обученного человека. На этапах самого процесса обучения эти записи теперь используются как под­крепляющая обратная связь.

Из приведенных записей видно, что фиксация взора располагается именно на ключевых словах и смысловых рядах, т. е. центральное поле зрения наведено на определенные смысловые группы, значимые как для автора, так и для читателя. Это происходит вследствие обучения быстро-


му чтению по методике, направленной на понимание смысловых связей в тексте. Развитое периферическое поле зрения у обученного читателя, сочетающееся к тому же с чтением без артикуляции, и есть та достаточ­ная обратная связь, которая наводит центральное поле зрения на наибо­лее весомые смысловые центры в тексте -"золотое ядро". Если про­вести усредненную линию, определяющую траекторию движения глаз при чтении текста во всех разобранных экспериментах, то она будет проходить почти вертикально сверху вниз по центру страницы.

Упражнение "Метод штурма" помогает освоить такую технику дви­жения глаз. Однако вертикальное движение глаз не самоцель. Основная задача упражнения состоит в том, чтобы помочь мозгу так изменить про­грамму восприятия текста, чтобы в единицу времени принималось наибольшее количество смысловой информации. Необходимо постоянно помнить об избирательной способности мозга. Установлено, что в про­цессе чтения при фиксации взора на строке текста по зрительному нерву в сжатом виде направляется только самое главное, второстепенное оста-ется "на потом" или не берется вовсе.

Зрительная система не просто переносит в мозг сведения о распре­делении букв и их конфигурациях на отдельных участках страниц книги, а уже с самого начала, когда изображение текста только попадает на сетчатку, выявляет характерные элементы конфигурации слов, не реаги­руя на те участки текста, которые передают малозначащую информа­цию об увиденном. Как установили психологи, при чтении слова рас­познаются благодаря их ассоциативной связи с понятиями, с некоторой алгоритмической схемой или совокупностью соотношений, смыслов, ко­торые конструирует сам читающий. Таким алгоритмическим распозна­ванием зрительных образов люди занимаются постоянно. По-видимому, оно основано на процессе, в котором слова служат лишь своего рода "ключами", помогающими конструировать (генерировать) образное представление смысла того сообщения, которое задается мозгом в дан­ный момент чтения.

На рис. 20 мы уже видели в сопоставлении схемы движения взора при медленном и быстром чтении. Движение взора по центру страницы обеспечивает наиболее эффективную стратегию чтения. Если посмотреть со стороны на человека, читающего быстро, создается впечатление, что он как бы разрезает подбородком страницу сверху вниз. Но если вни­мательно наблюдать этот процесс длительное время, то можно заметить, что иногда глаза читающего слегка отклоняются от вертикали —то впра­во, то влево. Такое чтение можно объяснить следующим образом.

Когда глаза читающего двигаются вертикально по центру страницы, идет восприятие текста и его опознание в соответствии с имеющимися в памяти эталонами. Но вдруг взгляд отклонился от вертикальной ли­нии, а глаза побежали но строчке, впитывая существенно новую инфор­мацию. Глаза выполняют непроизвольную команду мозга. Тут же, мгно­венным перебором было установлено: в кладовой памяти нет таких све-


дений. Прочитанные данные представляют интерес и должны быть осоз­наны более глубоко. Но как только это сделано, можно вновь вернуть­ся к вертикальному чтению. Возникает вопрос, как часто отклоняются глаза от генерального вертикального движения.

Наблюдения показывают, что у обученного человека это происходит достаточно редко. Причина — избыточность текста. Найти и обработать только содержательную часть текста — вот задача быстрого чтения. И навык вертикального движения глаз - один из наиболее эффективных путей решения этой задачи. В основе упражнения "Метод штурма" лежит создание стрессовой ситуации. На чтение одной страницы книги отводит­ся только 15 с. И за это время вы должны действительно прочитать, а не просмотреть и не пробежать глазами текст.

Представьте себе, что вы находитесь в лабиринте. Долгое время вы ищете выход, силы на исходе, осталась последняя спичка. Наконец вы подошли к указателю, где записаны правила выхода из лабиринта. За 15 с, которые горит спичка, вы должны успеть прочитать, понять и за­помнить инструкцию. От этого зависит ваша жизнь. Максимальная мо­билизация всех сил, внимание и сосредоточенность. Вы приготовились, начали читать... Описанная ситуация и представляет собой упражнение "Метод штурма" с той только разницей, что прочитать в таком режиме нужно не одну страницу, а 10-12 книг объемом 50-100 страниц каждая. Что читать? Как отмечать время? Что понимать в прочитанном? Давайте разберемся в этих вопросах.

Правила выполнения упражнения ''Метод штурма"

1. Необходимо подготовить 10—12 книг научно-популярного ха­
рактера объемом 50-100 страниц каждая. Желательный формат книги -

такой же, как у этой.

2. Первые две-три книги необходимо предварительно подготовить-сделать разметку — провести простым карандашом легкие линии верти­кально сверху вниз по центру каждой страницы.

3. Читать книгу, затрачивая на чтение каждой страницы не более 15 с.

4. Время чтения каждой страницы фиксировать по секундомеру, расположенному в поле зрения. Можно записать на магнитофоне отмет­ки времени. Можно, что более предпочтительно, взять интегральное вре­мя на чтение всей книги. Например, 100 страниц прочитать за 25 мин,

5. Главное при таком чтении — строго вертикальное движение глаз по центру страницы с полным охватом всего поля текста. Фиксация глаз — их остановка и частично горизонтальные движения - допустимы, но только в местах с наибольшей информативной плотностью.

6. Полностью понимать и усваивать прочитанное при таком чтении пока не нужно. Следует помнить, что "Метод штурма" - это не способ чтения, а только методический прием, формирующий навык вертикаль­ного движения глаз по центру страницы.


7. Каждая книга читается вами от начала до конца без перерыва. По окончании чтения надо письменно ответить на следующие вопросы: название книги, ее автор, выпускные данные, о чем эта книга и какие наиболее интересные события, факты, явления вам запомнились.

Упражнения

7.1. "Метод штурма"

7.1.1. Ежедневно в течение недели читать одну книгу объемом 50— 100 страниц "Методом штурма", развивая вертикальное движение глаз,

7.1.2. Ежедневно в течение недели читать одну-две книги объемом 100—150 страниц "Методом штурма", используя только вертикальное движение глаз. Постараться усвоить основной смысл прочитанного и записать его.

В заключение урока прочитайте контрольный текст 7. Читать его не­обходимо как можно быстрее, используя вертикальное движение глаз. Помнить об интегральном алгоритме чтения. Искать в тексте ответы на типовые вопросы, предусмотренные блоками интегрального алгоритма. Выявить основное смысловое со держание прочитанного. Заметить общее время чтения, а затем ответить на 10 контрольных вопросов и подсчитать фактическую скорость чтения. Определить увеличение скорости чтения и сделать соответствующие пометки в индивидуальном графике учеб­ного процесса.

Текст 7

Крестьянка. 1990. № 2 Объем - 4500 знаков

СКОЛЬКО ЖИВЕМ? КАК ЖИВЕМ?

"Издревле повелось считать женщин "слабым полом". Если иметь в виду их физическую силу, это правильно. Действительно, ни Власо­вых, ни Жаботинских среди женщин не сыскать..." Этой цитате больше 20 лет. Тогдашние читатели восприняли ее спокойно, не подозревая о грядущей сенсации. А сенсация была тут же, буквально в следующих абзацах. Оказалось, что вопреки своему очевидному физическому превосходству, мужчины гораздо менее жизнестойки, чем женщины. Со статистическими выкладками в руках это совершенно точно дока­зал известный демограф профессор Б. Урланис... <...>

Вот лишь один показатель состояния мужского здоровья. Правда, самый красноречивый: в нашей стране женщины живут в среднем на 10 лет дольше, чем мужчины. В других странах женщины тоже живут дольше мужчин, но такой огромной разницы нет нигде. Специалисты


считают столь большие "ножницы" в продолжительности жизни тре­вожным симптомом мужского нездоровья,

Почему же мы, мужчины, будучи и сильнее, и крупнее женщин, на поверку оказываемся менее здоровыми? Так уж исторически сло-жилось. Ведь во все времена мужчине приходилось выполнять функ­ции, связанные, как теперь говорят, с большей степенью риска. Он -добытчик, охотник, защитник, воин. В отличие от женщины, вся жизнь которой загружена постоянным кропотливым трудом, мужчине всегда было свойственно резко менять сверхактивную деятельность на пас­сивное времяпровождение, опасность которого особенно велика в на­ши времена, когда почти половина всех смертных случаев вызвана сердечно -сосудистыми заболеваниями.

<.... >

Существует и заметная биологическая предопределенность отно­сительно меньшей продолжительности жизни мужчин. По мнению со­ветского ученого В. Геодакяна, в ходе эволюции мужской пол как бы воплощает потребность биологического вида в изменчивости, в стрем­лении к поиску совершенствования, а женский ~ в стабильности, на-дежности, устойчивости. Можно сказать, что существа мужского пола -это авангард биологического вида, готовый изменить среду обитания, приспособить ее к своим нуждам; женский пол скорее сам приспосо­бится к существующим условиям. Геодакян говорит: "На один и тот же неблагоприятный внешний фактор мужчина и женщина реагируют по-разному, Допустим, изменился климат, стал заметно холоднее. У женщин в ответ т это увеличивается слой подкожной клетчатки, а мужчина раздобудет теплую шкуру или оборудует жилище в пещере". Ясно, что мужском ответ на изменившиеся обстоятельства связан с большей степенью ряска: добывая медвежью шкуру, недолго поте­рять свою голову.

Мудрая природа "учла" эту ситуацию, и. потому мальчиков всегда рождалось больше, чем девочек. У нас в стране, согласно статистике роддомов, на 100 девочек - 106 мальчиков. Но уже к 30-летнему воз­расту численность мужчин и женщин сравнивается, а примерно к 60-65-летнему — женщин становится вдвое больше, чем мужчин. Уточню: это не только и не столько биологическая закономерность, сколько "старания" мужчин "сделать все, чтобы их не хватало".

<... >

Давайте-ка вспомним наших знакомых, ушедших за последние годы. Инфаркт, инсульт, несчастный случай, рак, инфаркт, тромб. Воз­раст - далеко до пенсии, хорошие люди, работники. Если проанализи­ровать каждое несчастье в отдельности, то увидишь, что слепой рок -редкость. А чаще человек сам вел себя к гибели. Кому жизнь надоела. Кто не хотел делать над собой усилие, чтобы жить иначе. Кто просто не задумывался над тем, как жить.

Возможно, некоторым читателям не понравятся эти слова. Но не


я придумал, что здоровый образ жизни и здоровый, оптимистичный образ мыслей не только продлевают жизнь, но и наполняют ее смыс­лом, интересом, духовностью. Это давно уже распознала вековая муд­рость народа и подтвердили новейшие изыскания ученых, проведен­ные в разных странах.

Так что же, значит, зарядка, трезвость? Нет, я сейчас не о том. Не думаю, что нас спасет гимнастика или даже категорический и абсолют­ный отказ от спиртного. По моему глубокому убеждению, начать надо с иного — с познания себя как личности, с самоуважения. Ведь та война на самоуничтожение, которую мы ведем давно и упорно, идет не во имя каких-то высоких идеалов, не за землю и волю. На ее знамени начертаны лозунги безразличия к самим себе. Да, нас десятилетиями приучали к тому, что план надо выполнять любой ценой, что личным надо жертвовать ради общественного. Ну, а если человека приучали по делу и без дела жертвовать собой, то было бы странно, если бы он собой дорожил, если бы высоко оценивал значимость своего здоровья, своей судьбы.

Правда, этому многолетнему идеологическому напору противо­стоят здравый смысл и чувство ответственности за свою семью, за детей.

Статистика показывает, что семейные мужчины живут дольше одиноких холостяков и гораздо реже становятся жертвами несчаст­ных случаев. Выходит, спасителями сильного пола становятся факти­чески малолетние дети и женщины. Может быть, именно к ним обра­щен призыв профессора Б. Урланиса "Берегите мужчин!"?

Мне кажется, мужчины должны позаботиться о себе сами. Человек, осознавший свою самоценность, осмысливающий уникальную неповто­римость факта своего рождения, со всей серьезностью отнесется и к своей судьбе. Позаботиться об образовании, о том, чтобы стать хоро­шим специалистом, о том, чтобы заслужить уважение окружающих хорошей работой, порядочными поступками, привлекательным внеш­ним видом. Когда мы наконец покончим с позорным пренебрежением собой, только тогда и задумаемся о том, как, какими средствами укре­пить свое здоровье.

С. Ш е н к м а н



Гений — это прежде всего внимание. Ж. Кювье

ВНИМАНИЕ ПРИ ЧТЕНИИ

Внимание - катализатор

процесса чтения

К. Маркс отмечал, что "...в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании...'926.

Внимание - один из признаков воли, Ч. Диккенс писал, что секрет его творческого успеха в том, что он развил в себе способность вклады­вать все свое внимание в то, что он делает в данное время, а затем обра­щать внимание на следующий сюжет, который приходит к нему вслед, по очереди.

И. Ньютон на вопрос о том, как ему удалось открыть законы тяге-тения, ответил; "Благодаря тому, что я неустанно думал об этом воп­росе". Т. Эдисон также свои успехи в науке объяснял тем, что во время работы у него никогда не отвлекалось внимание, и он глубоко сосредо­точивался на том, что делал. Ч. Дарвин писал в автобиографии: "Я пре­восхожу обыкновенных людей способностью замечать вещи, легко ус­кользающие от внимания, и подвергать их тщательному наблюдению"27.

Из этого можно заключить, что степень сосредоточения или органи­зации внимания есть показатель скорости чтения. Современная наука доказала справедливость этого положения. Роль внимания в творче­ском труде ученых настолько велика, что французский биолог Ж. Кювье однажды высказался так: "Гений - это прежде всего внимание".

По образному выражению К. Д. Ушинского, "внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу челове­ка из внешнего мира".


Итак, внимание имеет огромное значение в жизни человека. Имен­но с его помощью другие психические процессы становятся полноцен­ными. Где нет внимания, там нет и сознательного отношения человека к тому, что он делает.

Что же такое внимание? Его нельзя считать самостоятельным пси­хическим процессом подобно эмоциям, мышлению, памяти. Оно не су­ществует вне их. Мы можем внимательно воспринимать, думать, запо­минать, но быть просто внимательным, независимо от восприятия, мышления, запоминания, невозможно.

Психологи называют вниманием избирательную направленность сознания при выполнении определенной работы. Чтение — вид деятель­ности, в котором значение внимания особенно велико. В самом деле, можно изучить метод быстрого чтения как теорию, но без умения сос­редоточиться, организовать внимание вряд ли удастся этот метод при­менить. Значит, обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации — сосредоточение. А для этого в первую очередь необходимо знать причи­ны, вызывающие образование устойчивого внимания, его поддержание и исчезновение.

С точки зрения физиологии, согласно учению И. П. Павлова, внима­ние может быть объяснено законом индукции нервных процессов. Согласно этому закону процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других об­ластях (отрицательная индукция). И наоборот, торможение в одной час­ти коры влечет за собой возбуждение в других частях коры (положи­тельная индукция). Явление индукции возникает тотчас же, как только в том или ином пункте коры появляется достаточно концентрированный очаг возбуждения или торможения.

Таким образом, в каждый момент времени в коре головного мозга думающего человека имеется определенный очаг повышенной возбуди­мости, характеризующийся наиболее благоприятными, оптимальными энергетическими условиями для возбуждения. "Если бы можно было, — говорил И. П. Павлов, - видеть сквозь черепную крышку и если бы мес­то больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы в думающем сознательном человеке, как по его большим по­лушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью"28.

Именно этому "светлому пятну", которое может охватывать одно­временно различные области коры, и соответствует более ясное осозна-



26 Маркс К., Энгельс Ф, Соч. - Т. 23. - С. 189.

27 Гоноболин Ф.Н. Психология- М, 1973. - С. 43.


Павлов И. /7. Полн, собр. соч. - Т. 3, кн. 1. - С. 248.



ние того, что воздействует на нас извне и вызывает это повышенное возбуждение, т. е, эффект сосредоточения.

Большое значение для выяснения физиологических основ внима­ния имеет также принцип доминанты, выдвинутый А. А. Ухтомским. Согласно этому принципу, в мозгу всегда имеется доминирующий, гос­подствующий очаг возбуждения. Он как бы привлекает к себе все побоч­ные возбуждения, поступающие в мозг, благодаря чему в еще большей степени доминирует над ними. Основой возникновения такого очага является не только сила первичного раздражения, но и внутреннее сос­тояние нервной системы. С психологической стороны это выражается во внимании к одним раздражителям и отвлечении от других, действующих в данный момент. Есть люди, от рождения обладающие усидчивостью. Как установил А. А. Ухтомский, очаг оптимальной доминантной возбу­димости не только не ослабляется, но даже усиливается возбуждением, вызываемым действием несильных побочных раздражителей.

Как показывают наблюдения над процессом чтения, многие читате­ли в те минуты, когда они не понимают текст или устают, невольно пе­реводят взгляд на отвлекающий предмет, например картину, висящую на стене, смотрят в окно или прислушиваются к посторонним тихим звукам. Такое мгновенное отвлечение внимания создает некоторую раз­рядку в напряженной умственной работе. Отвлекающее сосредоточение способствует последующей концентрации внимания на нужном пред­мете. Но это бывает только в том случае, если посторонние раздражи­тели не вызывают полного переключения внимания (например, сильный шум, громкая речь, вид грозы с громом и молнией) или вялости и сон­ливости (ритмически, монотонно действующие слабые раздражители в течение продолжительного времени).

Способность управлять вниманием, распределять его особенно не­обходима в том случае, когда приходится выполнять две или несколь­ко работ одновременно. Многие выдающиеся люди отличались удиви­тельной способностью распределять свое внимание. Владимир Ильич Ленин, по воспоминаниям Н. А. Семашко, мог одновременно слушать ораторов, руководить заседанием, вникать в материалы и писать запис­ки членам СНК по отдельным вопросам. О Н. Г. Чернышевском био­граф А. П. Примаковский пишет: "Изумительная трудоспособность позволяла ему часто проводить одновременно две работы: нередко он писал статью для "Современника", одновременно выполняя другое дело, например диктуя секретарю перевод с немецкого "Всемирной истории" Шлоссера".

Правильная организация внимания имеет огромное значение для психической деятельности человека. Какую роль она играет в процессе обучения, можно узнать, например, рассмотрев различные способы организации внимания при конспектировании лекции непосредствен­но во время ее прослушивания.

На рис. 27 показаны три способа организации внимания при слуша-


Рис. 27. Три способа организации внимания

нии лекции. Восприятие лекции можно построить так, что почти все внимание будет обращено на составление конспекта. В основном тут действует оперативная память, и запись идет почти под диктовку. При проверке обнаруживается, что студент многое не понял. Усвоить лек­цию можно и таким образом, что 50 % внимания будет уделено состав­лению конспекта, 50 % - прослушиванию нового материала без записи. Это весьма распространенная форма. И, наконец, третий вариант. Он реа­лизован в одном из экспериментов, проведенных в Московском энерге­тическом институте. Запись лекции не велась. Стопроцентное внимание было сконцентрировано только на понимании. Здесь после изложения материала достигается первая ступень понимания, возникают весьма не­определенные вопросы (стрелки показывают обращение к лектору), затем непонятный материал повторяется, еще вопросы, потом возникает стремление записать. Через некоторое время опять задают вопросы и, наконец, усвоение. Итог такой работы — запись усвоенного на "языке собственных мыслей ".

Такая алгоритмическая схема оказалась наиболее продуктивной. Очевидно, что и при самостоятельном изучении учебного материала целесообразно придерживаться ее — читать медленно и внимательно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: