Как погасить молнию

У многих всплеск молний и раскаты грома вызывают неприятные ощущения. Но гораздо серьезнее тот факт, что эти мощные разряды порой выводят из строя высоковольтные линии электропередачи, по­ражают другие объекты. Отсюда и возникла задача: молнии надо научить­ся укрощать. И лучше всего это делать непосредственно в облаке - еще до того, как они вспыхивают.

Процесс возникновения молнии сегодня уже хорошо известен. Когда капли воды в облаке начинают замерзать, то сначала превращается в лед их поверхность и при этом заряжается положительно. А в центре капли остается вода, заряженная отрицательно. Потом и она начинает превращаться в лед, но замерзая, часто разрывает "шарик". Осколки его оболочки, несущие положительный заряд, взмывают в верхнюю часть облака. А центральное ядро капель устремляется вниз, передавая земле отрицательный заряд. В итоге система "облако — земля" превращается в своего рода гигантский конденсатор, между обкладками которого и проскакивает мощная искра — молния.

Как бороться с этим явлением? Известно, что чем чище вода в об­лаке, тем интенсивнее "делятся" в нем заряды. Значит, чтобы остановить процесс, надо добавить в облако определенное количество примесей. Ученые Ленинградского гидрометеорологического института установили, что эффективнее всего в роли примесей выступают соляная и плавико­вая кислоты, которые можно доставлять в облака с помощью пиротех­нических ракет. Достаточно ввести тысячную долю грамма таких приме­сей на тонну воды — молния не вспыхнет.

С. Мелихов


23 Зеркало мира. - С. 8-9»


Только тот, кто умеет читать книгу, в которой нет слов, может произнести фразы, потрясающие людей своей кра­сотой. Только тот, кто умеет проник­нуть в истину, которую трудно выра­зить словами, может проникнуть в высшую... мудрость.

Чжан Чао, Тени спокойных снов

АРТИКУЛЯЦИЯ И ЧТЕНИЕ

Чтение — это прием и выдача речи

Исследования Н.И. Жинкина пока­зали, что чтение, по существу, одновременно процесс приема и выдачи речи. Это означает, что при чтении письменную речь — текст человек принимает и перерабатывает. По окончании чтения читатель формирует свое представление о прочитанном, т. е. как бы выдает результат обра­ботки текста, в которой непременно принимают участие речевые про­цессы. Именно от того, как они организованы, зависит скорость чтения.

Возможны три основных способа чтения. Первый способ - артику­ляция, или проговаривание вслух (или почти вслух) того, что читается. Как уже отмечалось, скорость такого чтения невелика. Второй способ — чтение про себя, при котором речевой процесс проявляется в форме внутренней речи, т.е. открытой артикуляции нет. Текст при этом усваи­вается более эффективно. Способ в принципе допускает быстрое чте­ние. И наиболее совершенный способ чтения тоже молча, но в условиях максимального сжатия внутренней речи, при котором она проявляется в виде коротких залпов ключевых слов и смысловых рядов, адекватно отражающих смысл текста.

Итак, артикуляция замедляет процесс чтения взрослого человека и от нее необходимо избавиться. В то же время правомерно поставить вопрос: не приведет ли сокращение артикуляции при заметном повы­шении скорости чтения к снижению качества восприятия и осмысления получаемой информации?

Исследования А. Н. Соколова показали, что иногда при чтении текста слова могут быть заменены наглядными зрительными представ­лениями, пространственными схемами, целые группы слов — одним сло-


вом, обобщающим смысл всей фразы: "Материнство", "Мир", "Сво­бода".

Быстро читающие люди обладают способностью, не проговаривая читаемый текст, сразу улавливать и фиксировать замысел автора, а за­тем усваивать его именно на уровне внутренней речи. В этом случае, несмотря на высокую скорость чтения, происходит глубокое понима­ние и усвоение прочитанного, так как основная идея понята с самого начала, а все последующее чтение является этапом уточнения основной идеи. Как же научиться такому чтению? Решается эта задача в два этапа. Первый предполагает сократить артикуляцию, если она ярко выражена, а второй — овладеть приемами чтения, при которых текст восприни­мается крупными информативными блоками. В этой главе рассматрива­ется возможность реализации первого этапа.

Как известно, все люди по способу восприятия и переработки инфор­мации делятся в общем случае на два типа: зрительный и слуховой. Лю­ди зрительного типа при чтении используют код наглядных образов, тогда как люди слухового типа применяют менее производительный код речедвижений. Наблюдения за людьми, читающими быстро, пока­зывают, что они, как правило, относятся к зрительному типу. Вот, на­пример, как описывает О. Бальзак процесс быстрого чтения: "Впиты­вание мысли в процессе чтения достигло у него способности феноме­нальной. Взгляд его охватывал семь-восемь строчек сразу, и разум постигал смысл со скоростью, соответствующей скорости глаз. Часто од­но-единственное слово позволяло ему усвоить смысл целой фразы".

Наблюдения показали, что направленным обучением можно практи­чески любого здорового человека научить в процессе чтения использо­вать код наглядных зрительных образов при соответствующем уровне сокращения артикуляции.

Сокращение артикуляции при чтении

Исследователи, изучающие механизмы речи, разработали различ­ные методы подавления артикуляции, из которых наиболее эффектив­ным является метод центральных речевых помех, или метод аритмиче­ского постукивания. Этот метод разработан Н. И. Жинкиным и исполь­зован им при исследовании закономерностей внутренней речи. Суть его в следующем. Читая про себя, испытуемый постукивает кистью руки специальный ритм, не соответствующий обычной ритмике русской речи. Он включает в себя двухтактное постукивание с четырьмя удар­ными элементами в первом такте и двумя - во втором и со значитель­ным усилением удара на первом элементе каждого такта.

Этот постоянно слышимый аритмический рисунок акустического воздействия разрушает привычный ритм естественных мелодических речедвижений при чтении русского текста, т. е. становится помехой для любой артикуляции — и внешней, и внутренней. Помеха здесь возникает


в результате того, что слова в русском языке, составляющие речевой по­ток, обладают переменным, разноместным ударением. А аритмические постукивание становится непреодолимой помехой внешней артикуля­ции, Главная особенность этого метода в том, что на деятельность рече­вых органов (губы, язык, глотка, гортань) непосредственно никакого воздействия не оказывается. Глотка, язык, гортань, губы —все механиз­мы речи остаются свободными. При выстукивании рукой специального ритма вокруг соответствующих пунктов мозгового возбуждения в коре головного мозга возникает зона индуктивного торможения, которая делает невозможным произнесение читаемых слов, т. е. сокращает пери­ферическую артикуляцию из центра. Чтобы разобраться в том, как это происходит, посмотрим, какие зоны мозга управляют процессами речи и ее пониманием.

Современная нейропсихология различает речь сенсорную — понима­ние того, что говорит партнер, и речь моторную — произнесение звуков речи. Конечно, обе эти формы речи очень тесно связаны между собой, но все же они различаются по механизмам реализации их основных функций. Важно для нас также и то, что сенсорная и моторная речь уп­равляется разными отделами мозга.

В 1861 г. французский ученый П. Брока обнаружил, что при пора­жении мозга в области второй и третьей лобных извилин (рис. 12) человек перестает членораздельно говорить и издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Здесь находится речевая моторная зона, или зона Брока. У пишущих правой рукой она находится в левом полушарии мозга, у левшей в большинстве случаев — в правом.

В 1874 г, другой французский ученый Э. Вернике установил зону сенсорной речи. Поражения верхней височной извилины приводят к тому, что человек слышит слова, но перестает их понимать. Здесь утра­чиваются логические связи слов с предметами и действиями, которые эти слова обозначают. При этом больной может механически повторять слова, не понимая их смысла. Эту зону мозга назвали зоной Вернике.

В зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоен­ные в течение жизни человека звуковые образы слов. Конечно, они нахо­дятся там не буквально в виде цепочки закодированных слов (такое хранение неэкономично), а в виде так называемых нейронных следов звуковых образов. Всю жизнь человек пользуется этой картотекой. На рисунке 12 показаны пути нервных импульсов, идущих от речевых мышц, и импульсов, идущих от уха. Для нормальной работы мозга большое значение имеют мышечные ощущения, возникающие при арти­куляции. Как мы знаем, для быстрого чтения сокращение артикуля-ции — обязательное условие. Очевидно, для его выполнения необходимо найти средство воздействия на зону Брока в процессе чтения с тем, чтобы преградить путь управляющим импульсам, поступающим из этой


Рис, 12. Речевые юны мозга

зоны для формирования артикуляции. Как же добиться этого? Как установили ученые, движения пальцев рук в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речью.

Исследования, проведенные в Ленинграде профессором М. М. Коль­цовой, показали, что речевые области мозга у детей частично формиру­ются и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10—12 месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончиках пальцев.

Известно, что речь — это вторая сигнальная система, и она нам от рождения не дается. Если ребенка не учить говорить, он будет немым. М. М. Кольцова рекомендует специальные упражнения для тренировки пальцев рук детей 6—7-месячного возраста. В результате ребенок гораз­до раньше начинает произносить полные слова, обычно трудные для этого возраста. Таким образом, существует прямая и естественная связь между движением руки и произнесением слов. Значит, здесь есть посто­янное функциональное взаимодействие предметной и речевой инфор­мации, которое объяснено И. П. Павловым как взаимодействие первой (предметной) и второй (речевой) сигнальных систем.


Теперь можно привести примеры, показывающие три различных спо­соба реализаций коммуникации: зрительный, слуховой, двигательный.

Представьте себе, что вы беседуете с приятелем, который пришел к вам по делу. Обсудив все вопросы, вы распрощались с ним. И вдруг вы вспомнили, что забыли сказать нечто важное. Нужно вернуть его. Как же можно это сделать, используя каждый из названных способов коммуникации?

Зрительный. Быстро набросав фломастером плакатик: "Вернись, пожалуйста!", вы выходите на балкон и показываете его приятелю, ко­торый, выйдя из подъезда, обернулся на прощанье помахать рукой. Увидев вас, он удивился странной форме общения, но все же выполнил

вашу просьбу.

Слуховой. Выйдя на балкон, вы просто крикните: "Вернись, пожа­луйста!"

Двигательный. Выйдя на балкон, вы делаете выразительное движе­ние рукой, призывающее приятеля вернуться.

Итак, три разных способа коммуникации, а результат один - сооб­щение принято, понято и реализовано. Разобранные примеры — прямая аналогия с чтением. Различие лишь в том, что при чтении мы принимаем сообщения, и от нас в принципе зависит, каким способом (в каком ко­де) этот прием реализовывать: зрительном, слуховом или двигательном. Вместе с тем из всего этого можно сделать вывод: если движения рукой позволяют реализовать речевые коммуникативные действия, то, очевид­но, такие движения безусловно возбуждают и определенные отделы ко­ры головного мозга, посылая туда соответствующие импульсы. О том, что рука действительно играет большую роль в организации различных функций мозга, можно судить по рисунку 13. Здесь показан условный человечек, так называемый гомункулус. Размеры различных частей его тела соответствуют той части коры головного мозга, которая связана с анализом тех или иных ощущений, поступающих в мозг от различных частей тела.

Обратите внимание, какая большая часть коры головного мозга во­влекается в активную деятельность каждый раз, когда кисть руки вы­полняет определенные действия, например выстукивает ритм. При этом речедвигательный канал восприятия оказывается занят и пройти по не­му встречным нервным импульсам уже нельзя. Теперь представьте себе, что, продолжая движения рукой (выстукивая ритм) и порождая при этом помеху в речедвигательом канале, вы начинаете читать про себя текст. Зону Брока охватывает отрицательная индукция из-за помехи, и канал для прохождения управляющих импульсов закрыт. В этом варианте читать можно только в том случае, если чтение не сопровожда­ется артикуляцией. Как только произносится вслух читаемое слово, ритм сразу же сбивается. И наоборот, пока выстукивается ритм, прого­варивать читаемое невозможно: зона Брока заперта, речедвигательный канал закрыт.


Рис. 13. Гомункулус

Приведенное объяснение, конечно, весьма условно, но оно отража­ет основную идею метода постукивания: ритмические движения рукой запирают речедвигательный канал и артикуляция практически становит­ся невозможной. Естественно, возникает вопрос: неужели читающие быстро все время так и постукивают при чтении? Конечно, нет. Доста­точно 20 ч почитать с постукиванием ритма, чтобы созрела и окреп-ла новая программа работы мозга, сформировался новый стереотипный код, обеспечивающий обработку поступающей по зрительному каналу в мозг информации без ее проговаривания.

Главное в освоении метода — правильно разучить и выстукивать ритм, идя чего необходимо вначале внимательно прочитать правила вы­полнения этого несложного упражнения, затем простучать сам ритм и многократно повторить его. Следует помнить, что эффект метода про­является только в том случае, если читатель самостоятельно работает с текстом — непрерывно выстукивает ритм и контролирует правильность звучания на слух. Читать текст с выстукиванием можно только после того, как выучен ритм. Для проверки правильности рисунка ритма надо контролировать его по нотной записи (рис. 14).


Рис. 14. Нотная запись ритма

Как показывает опыт, при систематическом выполнении упражне­ний, приведенных в конце главы, практически все обучающиеся дости­гают нужного эффекта. Для успешного подавления артикуляции, как правило, достаточно чтения с одновременным выстукиванием ритма в течение 20 ч. Однако в зависимости от типа нервной системы и других индивидуальных психофизиологических особенностей освоение упраж­нений протекает у некоторых обучающихся по-разному.

Упражнения

4.1. Чтение с одновременным выстукиванием ритма

4.1.1. Правила выстукивания ритма

1.Ритм выстукивается карандашом, зажатым в пальцах правой руки, по твердой поверхности стола ударами в одну точку. Твердо, уверенно, четко.

Примечание. Левша должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него речевая моторная зона находится в обоих полу­шариях коры головного мозга.

2. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только кисти.

3. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное -обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.

4.1.2. Проверка ритма

Вы разучили ритм. Попробуйте простучать его непрерывно в течение 2-3 мин. Вы не сбиваетесь Отлично. Теперь проведем простой экспери­мент. Начните выстукивать ритм, а затем одновременно с выстукива­нием громко читайте вслух начало этой страницы сверху. Что у вас по­лучилось? Вы сбились, читать вслух и одновременно выстукивать ритм - невозможно, это противоречит законам физиологии человека, которые мы разбирали. Теперь снова начните выстукивать и одновре­менно читайте начало этой страницы про себя. В этом случае удается чи­тать, но очень медленно, и трудно понять прочитанное. Это закономер­но. Такова особенность этого упражнения. Переходите теперь к следую-щему упражнению.


4.1.3. Сокращение артикуляции

В течение 2-х недель читать ежедневно с одновременным выстуки­ванием ритма 1-1,5 ч простые тексты. Задача полного понимания прочи­танного не ставится. Главное — постоянный контроль правильности выполнения упражнения. В течение дня выбирайте время для чтения по 10—15 мин. Если устали, сделайте перерыв. Все время вспоминайте ритм. К концу недели необходимо начитать с одновременным выстуки­ванием ритма 8—10 ч. Теперь прочитайте контрольный текст 4 с одно­временным выстукиванием ритма. Подсчитайте скорость чтения и зане­сите ее на график. Она получится значительно меньше предыдущей — все правильно, это закономерное явление. Его причины мы рассмотрим на следующем уроке.

Правда. 1979. 1 октября Текст 4

Объем — 1900 знаков

"БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК" СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

Официальные представители Ливана и Саудовской Аравии провели расследование с целью выяснить судьбу судна "Бетти", направлявшегося в порт Джидду на Красном море. Судно с грузом стоимостью 12 милли­онов ливанских фунтов исчезло где-то в Средиземном море.

Как сообщает печать, им удалось выяснить, что "Бетти" бросила якорь в греческом порту Пирей якобы для вынужденного ремонта. Из Пирея "Бетти" вышла перекрашенной в другой цвет, на ее борту теперь красовалось название "Файв старс", а на мачте вместо кипрского развивался панамский флаг.

Находившийся на судне груз по фальсифицированным документам был продан четырем ливанским "бизнесменам". Затем судно выгрузило железо, древесину и кафельную плитку в небольшом ливанском порту Джуния, находящемся под контролем вооруженных формирований правохристианской партии Ливана.

Недавно бейрутская газета "Аль-Лива" сообщила, что на протяжении двух последних лет в Средиземном море исчезло около пятидесяти гру-зовых судов. Следы некоторых из них удалось обнаружить, но судьба многих неизвестна до сих пор. Так что, как заключает "Аль-Лива", в Средиземном море появился свой "Бермудский треугольник", в ко­тором, по рассказам, исчезают суда.

"Исчезнувшие" суда чаще всего "обнаруживаются" впоследствии в Ливане, Это обстоятельство стало предметом серьезной озабоченности ливанских властей. Вооруженные формирования различных партий и организаций, или, как их еще называют, частные армии, создали собст-венные незаконные "порты" по всему Ливанскому побережью.


Через эти порты осуществляется контрабандный ввоз в страну ору­жия, снабжаются частные ливанские армии. Кроме того, они служат базами для пиратских действий в открытом море. Так, недавно воору­женные элементы право христианских партий перехватили в море ли­вийское грузовое судно, угрожая капитану физической расправой, вы­нудили его изменить курс, привели корабль в небольшой порт между Джунией и Маамельтейном и заставили разгрузиться там.

Некоторые из этих незаконных "портов" правильству удалось при­крыть, но большая их часть продолжает функционировать, что вызывает протесты со стороны ливанской общественности.

К. Гейвандов


Слова или язык, как онипишутся или произносятся, не играют никакой роли в моем механизме мышления. Психи­ческие реальности, служащие элемента­ми мышления, это некоторые знаки или более или менее ясные образы, которые могут быть "по желанию" воспроизве­дены и комбинированы»

А. Эйнштейн ЧИТАЕМ БЕЗ АРТИКУЛЯЦИИ

Быстрое чтение и артикуляция -


Артикуляция — главный враг быст­рого чтения. Выполняя упражнение с выстукиванием ритма, вы убеди­лись в том, что подавление артикуляции при таком способе чтения вы­зывает перестройку механизма мышления. Какова же природа этого упражнения? Внешне, казалось бы, очень простое, оно вызвает глубин­ные преобразования в структуре умственных действий. В мозгу проис­ходят сложнейшие интегративные процессы. Изменяется сама процедура приема и переработки информации. Совершенно иначе организуются понимание и запоминание прочитанного.

Давайте попробуем разобраться в этом. Как мы уже отмечали, чте­ние тесно связано с речью. Именно от ее организации, а точнее, от реали­зации внутриречевых процессов зависит скорость и эффективность чтения. Доктор психологических наук Т. Н. Ушакова отмечает, что речь представляет собой "некоторый аппарат, переводящий смысл в слова, причем этот аппарат находится в тесной связи с сознанием и эмоциями человека; важной, его особенностью является наличие в нем языковой системы, производимой сообществом людей и индивидуально усвоенной и используемой каждым человеком"24.

Исследования психологов позволяют по-иному взглянуть и на поня­тие внутренней, речи, которая является центральной в психологии чтения. Как отмечает Т. Н. Ушакова, термином "внутренняя речь" обозначается психофизиологический процесс, который характеризуется активизацией

24 Ушакова Т. Н. Актуальные проблемы психологии речи // Психологические психофизиологические исследования речи. — М., 1985, - С. 5.


речевых механизмов при отсутствии выраженных речевых проявлений (внешней речи). Внутриречевые процессы качественно отличны от внеш­ней речи и образуют ее необходимую основу. Наиболее веским основани­ем для этой точки зрения служит тот фундаментальный факт, что обыч­ная речь человека выражает определенный смысл и использует ранее усвоенный язык с его системой знаний и правил. Чтобы ее организовать по правилам языка и в соответствии со смыслом, который человек хочет выразить, необходим специальный интегративный процесс (на нынеш­ний день для науки глубоко таинственный). Этот процесс происходит посредством механизмов, сложившихся в мозгу человека при усвоений языка и речевого опыта и опережает произносимую речь, по отношению к которой он является скрытым, внутриречевым. Чтение представляет собой обратный процесс - прием (усвоение) письменной речи, что позволяет говорить о полной аналогии с процессом порождения (говоре­ния) речи.

Внутриречевые процессы по своим характеристикам не могут быть идентичны внешней речи (т. е. быть "проекцией внешней речи"), пото­му что они "порождают" произносимую речь и сами организуются в соот­ветствии с законами работы мозга, законами высшей нервной деятель­ности человека. Тот случай, когда человек "про себя" произносит внут­ренние монологи, представляет особый вариант речи, по существу, мало отличный от громко произносимой и вряд ли даже заслуживающей на­звания внутренней речи. Он представляет собой не что иное, как пример чтения с ярко выраженной артикуляцией.

По своей физиологической сути внутриречевые механизмы осущест­вляют функцию анализа и синтеза речевых сигналов. Одним из важных моментов является интеграция физиологических механизмов, сформи­рованных в мозгу человека в прошлом опыте, при усвоении языка, с теми процессами, которые возникают в текущий момент под воздейст­вием непосредственных впечатлений. Скрытые внутриречевые процес­сы образуют обширную область психофизиологических явлений, имею­щих отношение к важнейшим функциям психики человека. Это еще раз подтверждает фундаментальность понятия "внутренняя речь" для про­цесса чтения.

Вместе с тем, как считают ведущие.советские психологи, внут­ренняя речь хотя и связана с внешней самым тесным образом, однако закономерности преобразования первой во вторую до сих пор еще не ясны. Так, А. Н. Соколов пишет, что нейрофизиологический механизм внутриречевых процессов все еще остается недостаточно изученным.

Для анализа процессов внутренней речи психологи разработали мо-дель, которую назвали "вербальная сеть" (от латинского verba — речь). Что это такое? Под данной моделью следует понимать объединение, ин­теграцию базовых элементов внутренней речи с другими множествен-нымивременными связями и структурами головного мозга.

Согласно гипотезе Т. Н. Ушаковой, "вербальная сеть" является ба-


зой, на которой происходят закономерные изменения состоянии. В коде этих процессов активизируются одни структуры "вербальной сети" и тормозятся другие. Через специальный перекодирующий механизм внут-риречевые процессы трансформируются в команды артикуляторным ор-ганам и превращаются во внешнюю речь. Такие механизмы являются общими для всех людей. Есть основания полагать, что рассмотренная "вербальная сеть" участвует в реализации всех видов речевой деятель­ности человека, в том числе и процесса чтения. Единым звеном всех ви- [До речевой деятельности является, таким образом, "вербальная сеть", представляющая собой естественную матрицу речевого опыта человека. Если говорить о специфике процессов, происходящих в разобранной "вербальной сети" при выполнении упражнения "Выстукивание ритма", то очевидно, что их следует искать в перекодирующих механизмах или и реализации различных способов кодирования сигналов, при обработке поступающей в процессе чтения в мозг информации. Чтение с одновре­менным выстукиванием ритма ставит мозг в условия, когда нужно ре­шать типовые мыслительные задачи, но привычные средства их реализа­ции отсутствуют. В этом состоянии мозг формирует новый нейродина-мический код, обеспечивающий выполнение всего комплекса задач, связанных с чтением, но уже на качественно другом уровне. Как отме­тил А. А. Леонтьев, в этом случае "формируется какой-то другой код", основанный на зрительных или каких-то иных представлениях25.

Многолетние наблюдения процессов подавления артикуляции при чтении убедили нас в том, что каждый обучающийся, правильно выпол­няющий упражнение "Выстукивание ритма", последовательно проходит определенные этапы — фазы освоения упражнения. Предваряя вопросы

о трудностях, которые встретятся при его выполнении, необходимо
разобраться в особенностях упражнения, чтобы эффективно решать за­
дачу сокращения артикуляции. При этом будем опираться на рассмот­
ренные модели и закономерности речевого общения. Понимая услов­
ность разбираемой ниже модели преобразований в структуре умствен­
ных действий, мы считаем ее анализ чрезвычайно полезным для обучаю­
щихся, ибо он дает наглядное представление о действительной эффек­
тивности упражнения с выстукиванием ритма. Кроме того, эта модель
позволяет контролировать выполнение упражнения, видеть свои ошиб­
ки и недостатки.

Четыре фазы освоения упражнения с выстукиванием ритма

На рис. 15 показана условная модель преобразований, происходя­щих в структуре умственных действий при выполнении упражнения

с выстукиванием ритма. Сравните этот рисунок с общей моделью про-

25 Леонтьев А. А, Слово в речевой деятельности. - М., 1965. - С. 237.



Рис. 15. Четыре фазы освоения упражнения с выстукиванием puтм

цесса чтения (рис. 1). Здесь раскрыты процессы, происходящие только

в одном блоке, - смысловой обработки и принятия решений, а также в системе памяти. Как показано на рис, 15, обработка информации при чтении возможна в принципе двумя способами. Первый способ осущест­вляется с участием блока канала речеслухового анализатора (на рисун-ке изображен пунктиром). Это чтение с ярко выраженной артикуляци­ей. Как происходит дальнейшая обработка информации в таком режиме чтения, показано на схеме. Сигнал, поступающий из блока канала рече­слухового анализатора, обрабатывается в блоке оперативной памяти посредством речеслухового кода и выходит из "комнаты" оперативной памяти через "дверь", на которой написано "речеслуховой код".

Приступаем к выполнению упражнения с выстукиванием ритма. Вы читаете текст про себя и одновременно аккуратно и точно в соот­ветствии с правилами выстукиваете ритм. Такой режим чтения исключа­ет участие блока канала речеслухового анализатора. При втором способе сигнал: после блока канала речедвигательного анализатора, минуя слухо­вой, направляется на дальнейшую обработку (на рисунке изображен сплошной линией). И вот здесь нас ожидают первые трудности. Привыч­ным способом обработки информации до сих пор был речеслуховой код. Однако поступивший сигнал на этот раз не несет с собой программу его

обработки, так как миновал слуховой блок.

Итак, информацию нужно обрабатывать, а привычные средства ее усвоения отсутствуют. Что же делать? Как показано на рисунке, посту-


пивший сигнал начинает "метаться" по "комнате" оперативной памяти. Он пытается пробиться через "дверь" речеслухового кода, но здесь его не пускают. Для прохода нужно предъявить своеобразный "пароль", соответствующий этому способу обработки информации, а он его не име-ет. Сигнал отскакивает от этой "двери" и продолжает поиски выхода.

Описанная ситуация соответствует первой фазе освоения упражнения с выстукиванием ритма: чтение и одновременное выстукивание ритма невозможно, Получается что-либо одно: или чтение, или выстукивание ритма. Как правило, эта фаза действует недолго. Достаточно одного часа выстукивания ритма, и вы убедитесь в том, что попытки читать с одно­временным выстукиванием ритма увенчались успехом. Большинство же обучающихся уже на первых минутах чтения с одновременным высту­киванием ритма благополучно преодолевают первую фазу освоения уп­ражнения.

Вернемся вновь к рис. 15. Итак, поступающая информация накапли­вается в "комнате" оперативной памяти, переполняет ее, но не обраба­тывается. Наступает ситуация, о которой большинство обучающихся рассказывали так: "Чувствую, что я читаю, глаза бегут по тексту доволь­но быстро, как будто все воспринимаю. Но в то же время осознаю, что ничего не могу понять из прочитанного. Голова как бы разламывается от желания понять что-либо". Эта ситуация соответствует второй фазе освоения упражнения: чтение с одновременным выстукиванием ритма получается, но понять прочитанное - нельзя.

Что же происходит дальше? Как уже отмечалось, потенциально лю­бой человек несет в себе способность использовать различные програм­мы и коды умственных действий. Необходимо только создать условия, при которых бы эти способности проявились. В нашем случае как раз и наступают такие условия. При отсутствии известных ранее средств об­работки информации мозг создает или выбирает из имеющегося запаса новый способ кодирования поступающей информации. Как показано на рис. 15, сигнал, который метался по "комнате" оперативной памяти, вдруг наталкивается на "дверь" с надписью "код зрительных образов". Оказывается, эта "дверь" была здесь давно и вовсе не закрыта на "за­мок". Более того, поступающий сигнал уже имеет своеобразный "па­роль" для прохода через нее. Сигнал начинает обрабатываться и посту­пает в блок долговременной памяти. Эта ситуация соответствует третьей фазе освоения упражнения: чтение с одновременным выстукиванием ритма получается, удается понимать прочитанное, но запоминание отсут­ствует. Таким образом, вы читаете текст с одновременным выстукива­нием ритма. Чтение идет легко и свободно. Ритм не мешает. Вы хорошо понимаете прочитанное. Как правило, это бывает уже после 1—5 ч чтения с одновременным выстукиванием ритма. Однако вас ожидает новая трудность. Прочитав одну страницу текста и сделав перерыв, пыта-етесь вспомнить, что же вы прочли. И с удивлением для себя осознаете, что ничего не можете вспомнить. Возникает явление, которое


ги называют амнезия - мгновенное забывание. В нашем случае это яв­
ление закономерно. Как показано на рис. 15, сигналы из блока оператив-
ной памяти в блок долговременной памяти направлялись по привыч­
ным, сформированным многолетним опытом путям. Теперь же необхо­
димо формировать иные пути, строить новые "нейронные сети" для
обработки информации, кото-

рые вначале еще очень неустойчивы, вследствие чего легко разрушают™ ся, создавая условия для появления амнезии.

Что же делать? Только одно - продолжать чтение с одновременным выстукиванием ритма, закрепляя достигнутое, формируя новый код и новые пути обработки информации на всем ее протяжении - от поступ­ления в мозг и до закрепления в долговременной памяти. Как показы­вают наблюдения, для этого достаточно 15—20 ч чтения с одновременным выстукиванием ритма. Наконец, наступает момент, когда вы почувст­вуете, что чтение с выстукиванием ритма идет легко и свободно. Ритма как будто вообще не существует. Вы его не замечаете. Текст легко по­нимается. Закончив чтение, вы можете свободно вспомнить прочитанное. Вы освоили принципиально иной способ чтения, при котором полиостью отсутствует артикуляция. Это соответствует четвертой фазе упражнения с выстукиванием ритма: вы свободно читаете текст, все понимаете и мо­жете вспомнить прочитанное.

Анализировать итоги выполнения упражнения имеет смысл только в том случае, когда вы начитали с одновременным выстукиванием ритма не менее 15-20 ч. Прочувствовали и проанализировали все четыре фазы освоения упражнения. Теперь вам необходимо прочитать контрольный текст 5 с одновременным выстукиванием ритма, определить скорость чтения по известной формуле, и только после этого мы приглашаем вас к обсуждению итогов освоения упражнения с выстукиванием ритма. Как показывает опыт, по окончании выполнения упражнения в зависи­мости от ваших индивидуальных особенностей возможны три случая:

где V в - скорость чтения с одновременным выстукиванием ритма при чтении текста 5; V6 -скорость чтения без выстукивания ритма после чтения тек­ста 3.

Равенство скорости чтения с выстукиванием ритма и без выстуки­вания ритма свидетельствует о том, что артикуляция у вас была выраже­на слабо. Нo это вовсе не означает, что вы зря потратили время. У вас сформировался и закрепился новый способ кодирования, развились на­глядно-образные представления. Вам необходимо и далее работать в этом направлении, стремиться к тому, чтобы код наглядных образов стал преобладающим.

2. Ve > V6


Рост скорости чтения с выстукиванием ритма означает значительную артикуляцию. Необходимы усилия в продолжении этого упражнения. Иногда приходится начитывать с одновременным выстукиванием ритма 50-100 ч. Здесь необходимо добиться того, чтобы скорость чтения без выстукивания ритма сравнялась со скоростью чтения с одновременным выстукиванием ритма. Это будет означать, что новый код сформиро­вался достаточно прочно и "работает" уже при чтении без выстукивания ритма.

3. V в < Vб

Несмотря на все ваши усилия, скорость чтения с выстукиванием ритма значительно ниже той, что была ранее. Это явный признак того, что вы допускаете ошибки в выполнении упражнения. Вернитесь к уроку 4 и еще раз внимательно проверьте правильность упражнения с выстуки-ванием ритма. Ваша задача в конечном итоге - добиться того, чтобы скорость чтения с выстукиванием ритма равнялась скорости чтения без выстукивания ритма.

Во всех случаях положительным итогом освоения упражнения с вы­стукиванием ритма мы считаем развитие ярких наглядно-образных представлений в процессе чтения. Это закономерное явление, свидетель­ствующее о том, что в механизме мышления становится преобладающим код зрительных образов, эффективность которого была доказана выше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: