double arrow

IV Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении аварийных ситуаций, пожара, при несчастном случае работы немедленно прекратить. О случившемся незамедлительно сообщить руководителю.

4.2. На стоянке и в пути следования поезда могут возникнуть следующие виды аварий, аварийные и нестандартные ситуации:

- возгорание вагона;

- сход подвижного состава с рельс;

- саморасцеп состава в пути следования;

- вынужденная остановка поезда;

- обнаружение взрывных устройств, других подозрительных предметов;

- срабатывание системы контроля букс;

- замыкание тока на корпус вагона;

- заклинивание колесных пар вагонов;

- возникновение посторонних шумов под вагоном.

4.3. Ответственным за организацию тушения пожара и эвакуацию пассажиров в пассажирском поезде является начальник поезда.

4.3.1. При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда дежурный проводник, немедленно вызывает проводника, находящегося в отдыхе, обязан:

- остановить поезд стоп-краном (за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе или под мостом и в других местах, где затруднена эвакуация пассажиров имеются препятствия для тушения пожара). В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест;

- обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители кроме цепи аварийного освещения и приступить к тушению пожара.

4.3.2. Дежурный проводник приступает к тушению пожара соблюдая правила личной безопасности в изолирующем самоспасателе (СПИ-20 и др.) первичными средствами пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме электрощита вагона и агрегатов находящихся под напряжением).

4.3.3. Второй проводник в это время обязан вызвать по цепочке через проводников соседних вагонов или по внутрипоездной связи начальника поезда и поездного электромеханика и сообщить машинисту локомотива.

4.3.4. Открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери, фартуки откидных площадок обоих тамбуров в аварийном вагоне. Открыть аварийные двери (окна) где они предусмотрены конструкцией вагона, при отсутствии аварийных выходов в вагоне и невозможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери, разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара. Открыть двери всех купе, объявить и организовать эвакуацию пассажиров. Примерный текст оповещения пассажиров: «Граждане пассажиры! В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери и аварийные выходы открыты».

При эвакуации пассажиров проводники аварийного и соседнего вагонов должны не допуская паники и встречного движения вывести пассажиров в соседние вагоны и на полевую сторону путей.

В зависимости от места возникновения пожара эвакуацию пассажиров производить с учетом того, что огонь распространяется в противоположном направлении по ходу поезда.

Второй проводник – после эвакуации пассажиров обязан закрыть торцевые тамбурные двери на соседних и на горящем вагонах и приступить к тушению пожара. Торцевые тамбурные двери должны быть закрыты до окончания тушения пожара.

Второй проводник приступает к тушению пожара в изолирующем самоспасателе первичными средствами пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме электрощита вагона и агрегатов находящихся под напряжением), а также после эвакуации пассажиров – аэрозольными генераторами оперативного применения.

При этом в целях соблюдения личной безопасности проводники должны помнить продолжительность времени защитного действия самоспасателя указанного в паспортах к этим средствам защиты.

При обслуживании тремя проводниками двух вагонов: два проводника выполняют работы в аварийном вагоне (согласно выше описанным действиям), третий проводник помогает эвакуации пассажиров, затем выполняет распоряжения начальника поезда по участию в тушении пожара и ликвидации его последствий.

4.3.5. Во всех случаях при возникновении пожара начальник поезда обязан через локомотивную бригаду или дежурного по станции и поезд­ного диспетчера вызвать территориальное пожарное подразделение или пожарный поезд и одновременно принять меры к расцепке состава и отводу горящего вагона на расстояние, исключающее возможность пере­хода огня на соседние вагоны (но не менее 10 метров) или близко расположенные здания и сооружения, а также обеспечить удобный подъезд передвижных средств пожаротушения. При этом машинист и помощник машиниста локомотива обязаны действовать по указанию на­чальника поезда.

После расцепки состава начальник поезда обязан потребовать через машиниста локомотива снятия напряжения с контактной сети.

4.3.6. При тушении пламени песком совок или лопату не следует поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка.

4.3.7. При тушении очага загорания кошмой, пламя следует накрывать так, чтобы огонь из-под кошмы не попадал на человека, тушащего пожар.

4.3.8. При загорании на человеке одежды необходимо как можно быстрее погасить огонь, но при этом нельзя сбивать пламя незащищенными руками. Воспламенившуюся одежду необходимо быстро сбросить, сорвать, либо погасить, заливая водой. На человека в горящей одежде можно накинуть плотную ткань, одеяло, брезент, которые после ликвидации пламени необходимо снять.

4.3.9. При пользовании порошковыми или углекислотными огнетушителями струю порошка, углекислоты направлять в сторону от людей. При попадании пены на незащищенные участки тела необходимо стереть ее тканью и тщательно смыть чистой водой.

4.3.10. Тушить горящие предметы, крыши, стенки локомотива, вагонов находящихся на расстоянии менее 2 метров от контактной сети, конструкций контактной сети, воздушных линий электропередачи, находящихся под напряжением, разрешается производить только углекислотными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети и воздушным линиям ближе 2 метров.

Тушение указанных горящих предметов водой, химическими, пенными огнетушителями можно производить только при снятом с контактной сети напряжении и после ее заземления.

4.3.11. Тушение горящих предметов, расположенных более 7 метров от контактной сети и воздушных линий электропередачи, находящихся под напряжением, допускается любыми огнетушителями без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или струя огнетушителя не приближалась к контактной сети и другим частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 метров.

4.3.12. При загорании в вагоне находящегося в пункте формирования, которое может привести к пожару или взрыву необходимо:

- немедленно сообщить о происшедшем начальнику поезда;

- организовать эвакуацию людей, материальных ценностей, служебной документации;

- приступить к ликвидации пожара, используя первичные средства пожаротушения.

4.4. В случае замыкания электрических цепей на корпус вагона (одна сигналь­ная лампа погасла, другая горит полным накалом), проводник вагона обязан немедленно обесточить электрощит (нажатием аварийной кнопки на электрощите) и вызвать по цепочке начальника поезда или поездного электромеханика для принятия решения. Запрещается давать питание или питаться от соседнего вагона при замыкании «+» или «-» на кор­пус вагона.

4.5. При заклинивании колесных пар проводник вагона обязан оста­новить поезд стоп-краном, оградить его красным сигналом и вызвать по цепочке начальника поезда для принятия решения.

4.6. При саморасцепе состава поезда проводники отце­пившейся группы вагонов приводят в действие ручные тормоза.

4.7. При возникновении посторонних шумов под вагоном проводник обязан немед­ленно остановить поезд стоп-краном. По цепочке проводник вызывает начальника поезда для при­нятия решения.

4.8. В пути следования поезда необходимо постоянно наблюдать за действием автотормозов и состоянием колесных пар вагона перед оста­новкой поезда, при отправлении и при проходе станции. Если после отпуска тормоза колеса остались зажатыми колодками, но враща­ются, следует отпустить тормоз за поводок и немедленно сообщить начальнику поезда. Если тормоз отпустить за поводок невозможно и есть признаки заклинивания колесных пар, необходимо немедленно ос­тановить поезд стоп-краном, оградить красным сигналом и вызвать на­чальника поезда для принятия решения.

4.9. Если в пути следования вышел из строя автоматический тормоз, то по сигналу машиниста «ТОРМОЗИТЬ» проводники обязаны немедленно привести в действие ручные тормоза.

4.10. Если во время рейса произошло разъединение межвагонных ру­кавов при заряженной магистрали, необходимо прежде всего перекрыть концевые краны, а разъединенные рукава закрепить на подвесках.

4.11. При возникновении аварийной ситуации, несчастного случая или происшествия пострадавший или очевидец должен незамедлительно известить непосредственного руководителя (начальника поезда), который в свою очередь должен: оказать первую помощь пострадавшему; доставить в здравпункт или больницу; принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц; сохранить обстановку до расследования на месте работ такой, какой была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других людей и не приведет к аварии. В случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (схемы, фотографии и т.п.).

4.12. На вагонах, оборудованных СКНБ (система контроля нагрева букс) с позисторными термодатчиками при обрыве цепи от механических повреждений, проводнику вагона пода­ются прерывистые акустический и световой сигналы. При появлении этих сигналов проводник должен отключить СКНБ и вызвать поездного электромеханика. Поезд стоп-краном при этом останавливать не нужно.

В случае появления постоянного акустического сигнала и срабаты­вания сигнальной лампочки (срабатывание системы сигнализации контроля нагрева букс) проводник должен немедленно остановить поезд стоп-краном, ог­радить состав и проверить на ощупь нагрев букс.

Дальнейшее действие поездной бригады определяется конкретными обстоятельствами, но в любом случае должна быть обеспечена безопас­ность движения поезда.

4.13. При сходе подвижного состава с рельс проводник обязан:

- оценить место схода вагона (перегон, станция, искусственные сооружения и пр.) и сообщить начальнику поезда и поездному механику;

- убедиться, нет ли загорания и короткого замыкания на корпус;

- организовать эвакуацию пассажиров в соседние вагоны или на полотно при отсутствии опасности для пассажиров от встречных поездов и в случае образования зоны шагового напряжения. Убедиться в полной эвакуации пассажиров.

4.14. При вынужденной остановке пассажирского поезда на перегоне проводник должен выяснить причину остановки поезда путем осмотра в своем вагоне ходовых частей, букс, крепления деталей автотормоза и электрооборудования, в случае обнаружения неисправности, являющейся препятствием для дальнейшего движения пассажирского поезда, проводник обязан немедленно подать сигнал остановки в сторону локомотива и вызвать начальника пассажирского поезда, который организует устранение неисправности или принимает решение о дальнейшем следовании поезда.

4.15. При наружном обстреле пассажирского вагона проводник должен вызвать начальника пассажирского поезда, потребовать от пассажиров разместиться ниже оконных проемов.

4.16. При стрельбе внутри пассажирского вагона проводник должен сообщить об этом начальнику поезда, эвакуировать пассажиров в соседние вагоны.

4.17. В ситуациях, связанных с возникновением угрозы террористического акта проводник должен действовать в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами ОАО «РЖД», ФПК.

4.18. При несчастном случае проводник должен оказать первую медицинскую помощь пострадавшему в следующий последовательности:

- устранить воздействие на организм повреждающих факторов, угрожающих здоровью и жизни пострадавшего (освободить от действия электрического тока, вынести из зараженной атмосферы, погасить горящую одежду и т.д.), соблюдая меря собственной безопасности;

- выполнить необходимые мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности (извлечь изо рта посторонние предметы и слизь, провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца, остановить кровотечение, наложить повязку и т.п.);

- сообщить начальнику поезда;

- при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь или самому доставить пострадавшего в лечебное учреждение;

- по возможности сохранить обстановку места несчастного случая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: