ДНЕВНИК-ОТЧЕТ
ЛЕТНЕЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПО БОТАНИКЕ
Для студентов 1 курса
Фармацевтического факультета
Фамилия, имя, отчество студента ___ Тищенко Александра Олеговна ______________________________________________
Место прохождения практики _ кафедра фармакогнозии и ботаники ГБОУ ВПО КемГМА ____________________________
Время прохождения практики:
12 дней (108 часов; 3 зач. ед.)
Морфология растений | Гербарии | Дневник-отчет | ЗАЧЕТ |
Руководитель практики от кафедры _______________________(подпись)
КЕМЕРОВО-20 15 г.
Знакомство с программой учебной практики по ботанике, календарным планом, базой практики и заданием.
I. Знакомство с дикорастущими лекарственными растениями.
Проводится на экскурсиях, обращается внимание на их местообитание и особенности произрастания. По мере возможности собираются сведения о применении растений в народной медицине. Примеры растений приводятся в таблицах 1-5.
Таблица 1
«Лекарственные растения, произрастающие в лесу»
№ п/п | Семейство | Название вида (русс.) | Название вида (латин.) | Жизненная форма | Лекарствен-ное сырье | Основные действую-щие вещ-ва | Применение |
1. | Rosaceae | Земляника лесная | Fragaria vesca | Многолетнее травянистое | Молодые листья, спелые плоды | Витамины, органичес-кие кислоты | Витаминное, мочегонное, антидиабети-ческое |
2. | Rosaceae | Черемуха обыкновенная | Padus racemosa | Многолетний кустарник, реже дерево | Плоды | Дубильные вещества | Вяжущее средство |
3. | Urticaceae | Крапива двудомная | Urtica dioica | Многолетнее травянистое | Листья | Витамины К1 и С | Кровоостанав-ливающее |
4. | Betulaceae | Береза белая | Betula alba | Многолетнее лиственное дерево | Почки, листья | Эфирные масла | Мочегонное, желчегонное |
5. | Polygonaceae | Щавель конский | Rumex confertus | Многолетнее травянистое | Корни | Антрацен-производ-ные | Вяжущее в малых дозах, слабительное- в больших. |
Таблица 2
«Лекарственные растения, произрастающие на лугу»
№ п/п | Семейство | Название вида (русс.) | Название вида (латин.) | Жизненная форма | Лекарствен-ное сырье | Основные действую-щие вещ-ва | Применение |
1. | Asteraceae | Одуванчик лекарствен-ный | Taraxacum officinale | Многолетнее травянистое | корни | горечи | Возбуждает аппетит, желудочное, желчегонное |
2. | Lamiaceae | Мята перечная | Mentha piperita | Многолетнее травянистое | листья | Эфирные масла | спазмолитическое |
3. | Voilaceae | Фиалка трехцветная | Viola tricolor | Двулетнее травянистое | трава | антоцианы | Отхаркиваю-щее Мочегонное |
4. | Polygonaceae | Горец птичий | Polygonum | Многолетнее травянистое | трава | Флавонои-ды | Мочегонное |
5. | Asteraceae | Пижма обыкновен-ная | Tanacetum vulgare | Многолетнее травянистое | цветки | Флавонои-ды | Желчегонное и глистогонное средство |
Таблица 3
«Лекарственные растения, произрастающие на болоте»
№ п/п | Семейство | Название вида (русс.) | Название вида (латин.) | Жизненная форма | Лекарствен-ное сырье | Основные действую-щие вещ-ва | Применение |
1. | Ericaceae | Клюква болотная | Vaccinium oxycoccus | Многолетнее травянистое | плоды | Фенольные соединения | мочегонное |
2. | Ericaceae | Брусника | Vaccinium vitis idaea | Многолетнее травянистое | Побеги, листья | Фенольные соединения | мочегонное |
3. | Menyanthaceae | Вахта трехлистная | Menyanthes trifoliata | Многолетнее травянистое | листья | горечи | Возбуждение аппетита и улучшение пищеварения |
Примеры: черника, брусника, багульник болотный, вахта трехлистная, сабельник болотный и пр. |
Таблица 4
«Лекарственные растения, произрастающие как сорные (рудеральные)»
№ п/п | Семейство | Название вида (русс.) | Название вида (латин.) | Жизненная форма | Лекарствен-ное сырье | Основные действую-щие вещ-ва | Применение |
1. | Urticaceae | Крапива двудомная | Urtica dioica | Многолет-нее травянистое | листья | Витамины К 1 и С | Кровооста-навливающее |
2. | Polygonaceae | Горец птичий | Polygonum | Многолет-нее травянистое | трава | Флавонои-ды | Мочегонное |
3. | Asteraceae | Одуванчик лекарствен-ный | Taraxacum officinale | Многолет-нее травянистое | корни | горечи | Желудочное Желчегонное |
4. | Asteraceae | Полынь обыкновен-ная | Artemisia vulgaris | Многолет-нее травянистое | - | - | - |
5. | Papaveraceae | Чистотел обыкновен-ный | Chelidonium majus | Многолет-нее травянистое | трава | алколоиды | Наружное противовоспа-лительное средство |
Таблица 5
«Лекарственные растения, культивируемые человеком»
№ п/п | Семейство | Название вида (русс.) | Название вида (латин.) | Жизненная форма | Лекарствен-ное сырье | Основные действую-щие вещ-ва | Применение |
1. | Malvaceae | Алтей лекарственный | Althaea officinalis | Многолетнее травянистое | корни | слизи | Обволакиващее, противо-воспалитель-ное, отхаркиваю-щее |
2. | Asteraceae | Ноготки лекарствен-ные | Calendula officinalis | травянистое | цветки | каротиноиды | Противовоспа-лительное, ранозаживляю-щее, антисептичес-кое ср-во |
3. | Fabaceae | Солодка голая | Glycyrrhiza glabra | Многолетнее травянистое | корни | сапонины | отхаркивающее |
II. Ознакомление с приемами культивирования лекарственных растений.
№ | Дата | Выполненные работы |
30.06.14 | Организационное собрание. Знакомство с целями и задачами практики. Получение студентами индивидуальных заданий по сбору лекарственных растений, гербарного и морфологического материала. Правила оформления дневника по летней учебной практике по ботанике. | |
01.07.14 | Работа на питомнике лекарственных растений. Правила сбора растений и их гербаризация. | |
02.07.14 | Наблюдение, посев и уход за лекарственными растениями на питомнике. Сбор растений для гербаризации. Закладывание растений в гербарные сетки. | |
03.07.14 | Наблюдение, посев и уход за лекарственными растениями на питомнике. Сбор растений для гербаризации. Закладывание растений в гербарные сетки. | |
04.07.14 | Работа на кафедре. Получение навыков работы с определителями растений. Оформление этикеток для гербариев. | |
05.07.14 | Работа на кафедре. Получение навыков работы с определителями растений. Оформление этикеток для гербариев. | |
07.07.14 | Отработка навыков работы с определителями растений на примерах видов растений, произрастающих на базе ГОУ ДО «Областная детская эколого-биологическая станция». | |
08.07.14 | Наблюдение, посев и уход за лекарственными растениями на питомнике. Выполнение индивидуальных заданий. | |
09.07.14 | Наблюдение, посев и уход за лекарственными растениями на питомнике. Выполнение индивидуальных заданий. | |
10.07.14 | Экологические группы растений. Знакомство с особенностями лесной, луговой растительности. Слайдовые доклады студентов по ранее выбранным темам. | |
11.07.14 | Экологические группы растений. Знакомство с особенностями болотной, горной растительности. Слайдовые доклады студентов по ранее выбранным темам. | |
12.07.14 | Экскурсия по произрастающим растениям на базе ГОУ ДО «Областная детская эколого-биологическая станция». |
III. Освоение приемов гербаризации растений.
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ, ПОЛУЧЕННЫХ СТУДЕНТОМ ПЕРЕД ПРАКТИКОЙ
Виды растений для гербаризации:
1. Укроп огородный ____ ____________________________
2. Ноготки лекарственные __________________________
3. Одуванчик лекарственный _______________________
4. Шиповник майский _____________________________
5. Ель сибирская ________________________________
6. Таблица 6
Семейство Зонтичные Укроп огородный Anethum graveolens | Стебель одиночный, прямой, ветвистый или почти простой, высотой 40—150 см, тонко бороздчатый, неопушённый, тёмно-зелёный, в верхней части ветвистый, между ветвями изогнутый. Листья трижды-, четыреждыперисторассечённые, яйцевидные, дольки последнего порядка линейно-нитевидные или щетиновидные. Нижние листья на черешках, расширенных в продолговатое влагалище длиной 1,5—2 см; верхние листья сидячие, влагалищные. Двойные зонтики крупные, диаметром до 15 см, 20—50-лучевые. Цветкисобраны в небольшие зонтики диаметром 2—9 см. Зубцы чашечкикороткие; лепестки жёлтые; подстолбие светло-жёлтое, подушковидное;столбики очень короткие, во время цветения прямые, позже отогнутые;рыльце | булавовидно головчатое. Плод — вислоплодник. Семена яйцевидные или широкоэллиптические, 3—5 мм в длину и 1,5—3,5 мм в толщину.
Таблица 8
трава одуванчика лекарственного (заготовка сырья) |
Подпись студента _____________________________________________