18 марта 1946 года был принят «Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946— 1950 гг.».
Согласно этому плану область должна была довести добычу угля в 1950 г. до 45,7 млн. тонн, что составляло 57,1% от общей добычи угля украинской части Донбасса и свыше 18% — от общесоюзной.
В области черной металлургии планировалось восстановление всех металлургических заводов, довоенного уровня производства металла, кокса и добычи руды. Ставилась задача восстановления и развития крупной базы тяжелого машиностроения в Донбассе — Новокраматорского и Старокраматорского машиностроительных заводов, которые должны были к 1950 г. произвести своей продукции на 30% больше, чем в 1940 г.
Перед железнодорожным транспортом Донбасса стояла задача закончить в 1948 г. восстановление разрушенных 8 тыс. км. путей, 1500 мостов, 27 локомотивных депо, 400 вокзалов и станционных зданий.
В восстановлении и развитии народного хозяйства области существенную помощь оказали трудящиеся многих республик. В область непрерывным потоком шли поезда с оборудованием, стройматериалами, продовольствием из России, Средней Азии, Закарпатья, Киргизии. На предприятиях Москвы, Ленинграда, Горького, Свердловска и других городов на так называемых ударных вахтах производили сверх плана автомашины, паровые котлы, станки и шахтные механизмы. Только москвичи в течение четвертой пятилетки направили для шахт 1700 трансформаторов, 860 электродвигателей и электромоторов, свыше 3100 автомобилей, 700 насосов и много другого оборудования. Коллективы заводов и фабрик Ленинграда за первые три послевоенных года прислали необходимой промышленной продукции на сумму свыше 300 млн. рублей. Белоруссия и Литва направляли строительный и крепежный лес.
В 1946—1950 гг. в области развернулось социалистическое соревнование в промышленности, которое сыграло значительную роль в выполнении планов пятилетки. Среди форм социалистических соревнований следует отметить метод скоростной проходки горных выработок в угольной промышленности, скоростного сталеварения и режимов работы в машиностроении, метод цикличной организации труда на шахтах, внедрение и освоение новой техники, организацию коллективных стахановских методов работы, выпуск продукции отличного качества и т. д.
И хотя производительность труда за первые четыре года пятилетки в угольной промышленности возросла на 35%, все же она оставалась еще ниже довоенной, многие шахты не справлялись со своими годовыми заданиями, возникла угроза несоответствия между добычей коксующегося угля и потребностью в нем черной металлургии. Одной из причин этого явилось неудовлетворительное использование новой техники и механизации труда на шахтах.
К 1950 г. механизация процессов зарубки угля на шахтах составила 97%, откатки — 95%. Полностью была механизирована доставка угля. Более четвертой части добычи на пологих пластах проводилось комбайнами. Все это значительно облегчило труд шахтеров. Если раньше в лаве на 100 м работало до 100 шахтеров, то в 1950 г. уже 10—12 человек.
В металлургической промышленности мартеновские цеха освоили выпуск высококачественных сталей, а прокатные — выпуск профилей проката. За 1946—1950 гг. выплавка чугуна возросла в 4,1 раза, стали — в 4,5, выпуск проката — в 5, кокса — в 3,2 раза. Из затопленных в годы войны шахт было откачано 650 млн. м3 воды. Они давали угля на 10% больше, чем до войны.
Заложенная в этот период материально-техническая база стала основой для дальнейшего развития экономики области в годы пятой пятилетки.
В ходе выполнения пятилетнего плана в Донбассе было построено 145 новых шахт, сооружены Мироновская и Славянская ГЭС, на металлургических заводах введены мощные прокатные станы и другие агрегаты.
На шахтах области впервые стали работать комбайны «Горняк», «Шахтер» и другие машины, предназначенные для выемки угля на маломощных угольных пластах, где раньше уголь добывался вручную. Валовая продукция всей промышленности области выросла в пятой пятилетке на 71,9 процента. Однако, несмотря на достигнутые успехи, в целом имелся и ряд недостатков. Так, в частности, в угольной промышленности слабо решался вопрос комплексной механизации добычи угля, что значительно снижало эффективность использования комбайнов, погрузочных и других горных машин, вынуждало использовать на шахтах большое количество вспомогательных и подсобных рабочих.
В результате производительность труда и на конец шестой пятилетки не достигла довоенного уровня. Например, месячная добыча угля на одного рабочего составляла в 1940 г. 25,7, в 1950 г. — 21,7, в 1955 г. — 24,7 тонны.