К вопросу «СССР и Донбасс в восстановительный период»

18 марта 1946 года был принят «Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946— 1950 гг.».
Согласно этому плану область должна была довес­ти добычу угля в 1950 г. до 45,7 млн. тонн, что со­ставляло 57,1% от общей добычи угля украинской части Донбасса и свыше 18% — от общесоюзной.
В области черной металлургии планировалось вос­становление всех металлургических заводов, довоен­ного уровня производства металла, кокса и добычи руды. Ставилась задача восстановления и развития крупной базы тяжелого машиностроения в Донбассе — Новокраматорского и Старокраматорского маши­ностроительных заводов, которые должны были к 1950 г. произвести своей продукции на 30% больше, чем в 1940 г.
Перед железнодорожным транспортом Донбасса стояла задача закончить в 1948 г. восстановление раз­рушенных 8 тыс. км. путей, 1500 мостов, 27 локомо­тивных депо, 400 вокзалов и станционных зданий.
В восстановлении и развитии народного хозяйства области существенную помощь оказали трудящиеся многих республик. В область непрерывным потоком шли поезда с оборудованием, стройматериалами, про­довольствием из России, Средней Азии, Закарпатья, Киргизии. На предприятиях Москвы, Ленинграда, Горького, Свердловска и других городов на так назы­ваемых ударных вахтах производили сверх плана ав­томашины, паровые котлы, станки и шахтные механизмы. Только москвичи в течение четвертой пя­тилетки направили для шахт 1700 трансформаторов, 860 электродвигателей и электромоторов, свыше 3100 автомобилей, 700 насосов и много другого оборудова­ния. Коллективы заводов и фабрик Ленинграда за пер­вые три послевоенных года прислали необходимой промышленной продукции на сумму свыше 300 млн. рублей. Белоруссия и Литва направляли строительный и крепежный лес.
В 1946—1950 гг. в области развернулось социалис­тическое соревнование в промышленности, которое сыграло значительную роль в выполнении планов пя­тилетки. Среди форм социалистических соревнований следует отметить метод скоростной проходки горных выработок в угольной промышленности, скоростного сталеварения и режимов работы в машиностроении, метод цикличной организации труда на шахтах, вне­дрение и освоение новой техники, организацию кол­лективных стахановских методов работы, выпуск продукции отличного качества и т. д.
И хотя производительность труда за первые четы­ре года пятилетки в угольной промышленности возрос­ла на 35%, все же она оставалась еще ниже довоенной, многие шахты не справлялись со своими годовыми за­даниями, возникла угроза несоответствия между добы­чей коксующегося угля и потребностью в нем черной металлургии. Одной из причин этого явилось неудов­летворительное использование новой техники и меха­низации труда на шахтах.
К 1950 г. механизация процессов зарубки угля на шахтах составила 97%, откатки — 95%. Полностью была механизирована доставка угля. Более четвертой части до­бычи на пологих пластах проводилось комбайнами. Все это значительно облегчило труд шахтеров. Если рань­ше в лаве на 100 м работало до 100 шахтеров, то в 1950 г. уже 10—12 человек.
В металлургической промышленности мартенов­ские цеха освоили выпуск высококачественных ста­лей, а прокатные — выпуск профилей проката. За 1946—1950 гг. выплавка чугуна возросла в 4,1 раза, стали — в 4,5, выпуск проката — в 5, кокса — в 3,2 раза. Из затопленных в годы войны шахт было отка­чано 650 млн. м3 воды. Они давали угля на 10% боль­ше, чем до войны.
Заложенная в этот период материально-техничес­кая база стала основой для дальнейшего развития эко­номики области в годы пятой пятилетки.
В ходе выполнения пятилетнего плана в Донбассе было построено 145 новых шахт, сооружены Миронов­ская и Славянская ГЭС, на металлургических заводах введены мощные прокатные станы и другие агрегаты.
На шахтах области впервые стали работать комбайны «Горняк», «Шахтер» и другие ма­шины, предназначен­ные для выемки угля на маломощных уголь­ных пластах, где рань­ше уголь добывался вручную. Валовая про­дукция всей промыш­ленности области выросла в пятой пяти­летке на 71,9 процента. Однако, несмотря на достигнутые успехи, в целом имелся и ряд не­достатков. Так, в част­ности, в угольной промышленности слабо решался вопрос комплексной механизации добычи угля, что значительно снижало эффективность исполь­зования комбайнов, погрузочных и других горных ма­шин, вынуждало использовать на шахтах большое количество вспомогательных и подсобных рабочих.
В результате производительность труда и на конец шестой пятилетки не достигла довоенного уровня. На­пример, месячная добыча угля на одного рабочего со­ставляла в 1940 г. 25,7, в 1950 г. — 21,7, в 1955 г. — 24,7 тонны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: