1) Выберем расчетную схему входного вала: подшипники заменим опорами А и B. Относительно опор венец зубчатого колеса расположен симметрично.
Рисунок 8 – Эпюры моментов
2) Входной вал – это вал-шестерня прямозубой цилиндрической передачи. Нормальная сила в зацеплении цилиндрической прямозубой передачи Fn, приведенная к оси входного вала, нагружает его в сечении, расположенном на одинаковом расстоянии от опор. Вал под действием внешних сил изгибается силой Fn и скручивается моментом на валу Т1.
В зацеплении прямозубой цилиндрической передачи действует нормальная сила, которую определим по формуле:
,
где Т1 –в Н×мм, d1 – в мм, стандартный угол a = 20°.
3) Определим реакции в опорах, используя уравнения равновесия:
(l = l 1 – расстояние между центрами подшипников).
4) Построим эпюры изгибающих моментов и крутящих моментов, затем определим
- в опасном сечении I-I значения изгибающего (Ми) и крутящего (Mк) моментов
,
;
- в опасном сечении II-II значение крутящего (Mк) момента:
|
|
.
5) В опасных сечениях найдем нормальные и касательные напряжения.
В опасном сечении I-I:
- нормальные напряжения при изгибе
σи1
где – осевой момент сопротивления плоского сечения, d = dвала= dбп1 = 30 мм - диаметр вала в опасном сечении;
- касательные напряжения при кручении
τк1
где – полярный момент сопротивления плоского сечения.
В опасном сечении II-II:
- касательные напряжения при кручении
τк2 ,
где d = d п1 = 25 мм – диаметр вала в опасном сечении (диаметр цапфы).
6) Вычислим коэффициенты запаса сопротивления усталости по изгибу и по кручению в каждом опасном сечении
В опасном сечении I (dвала= dбп1 = …):
Ss= ;
.
=, = 0;
= = 0,5 ;
ks = 1,85 и kt = 1,4 – эффективные коэффициенты концентрации напряжений;
масштабный фактор при диаметре вала d= 32мм =0,82;
фактор качества поверхности для sв = 600МПа =0,95;
ys и yt – коэффициенты чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений, для среднеуглеродистой стали ys=0,1 и yt=0,05.
В опасном сечении II-II (d = dп1 = …):
масштабный фактор при диаметре вала d= 25мм =0,88.
7) Определим коэффициент запаса усталостной прочности и сравним с допускаемой величиной.
В опасном сечении I-I:
.
В опасном сечении II-II:
.
Усталостная прочность входного вала обеспечена.